Повесть Толкиена, которая легла в основу фильма, только с виду кажется милой детской сказкой. На самом деле она похожа на бутон пышной розы. Самые верхние и светлые лепестки – действительно для детей. Сорвёте их, и увидите средний слой, потемнее — для взрослых. А самая яркая, алая, глубинная сердцевина цветка — это основа, из которой родится впоследствии «Властелин Колец». Здесь царят и правят этические понятия: честь, жертвенность, долг, совесть.
Между прошлым и будущим
Толкиену было легче: он шёл от детской сказки к пафосному эпосу, от «Хоббита» к «Властелину Колец». Режиссёру Джексону и зрителям пришлось пятиться назад, вернувшись к началу событий первой трилогии, затем – ко временам падения королевства гномов, а потом – к историческому мигу, когда молодой мистер Бэггинс начал свою «Одиссею».
И дело не только в том, что зрителям придётся увидеть старых героев наивными и юными; они уже обладают знаниями, которых автор был лишён просто потому, что на тот момент ещё сам, наверное, не представлял, чем закончится его абсолютно классическая (на первый взгляд) сказка. Что тогда говорить о герое! Бильбо возвращается домой победителем. Хоббит не осознаёт, что великое приключение, которое он пережил – лишь пролог великой истории и великой войны. Кажется, что теперь впереди лишь мир и благоденствие.
Но зрители Джексона уже знают, что спрятано в кармашке хоббита, и что за страшный сувенир привёз он домой из странствий. Вся трилогия — это пророчество, предсказание новой страшной войны и большой беды, начало конца.
Большие проблемы маленького хоббита
Поскольку «Хоббит» изначально был задуман как волшебная сказка, приключения героя построены на открытии нового мира, который разительно отличается от привычного, понятного и безопасного. Согласившись на неожиданное предложение – стать спутником гномов в их поисках потерянного дома и заветного клада – Бильбо шагнул в чужой мир, открывший перед ним пространство необычных и опасных чудес.
Раз сказка была адресована детям, то историю Бильбо можно рассматривать как историю возмужания и взросления. Что толкает хоббита на приключения? Абсолютно детские эмоции: страх и любопытство. И, в точности как у детей, любопытство мистера Бэггинса всегда пересиливает страх!
Недаром ворчливые гномы по отношению к хоббиту ведут себя как «взрослые»: учат его, ворчат на него и всё время критикуют. «Малорослик» на глазах превращается в настоящего героя, он «вырастает» из обывателя в воина. Бильбо взрослеет, совершая этически правильные и значимые поступки. Он покидает свой крошечный мирок с мещанскими ценностями – креслами, салфетками, мамиными фарфоровыми тарелочками, но не для того, чтобы отказаться от тепла и уюта, а чтобы уметь его защитить.
Бильбо – это обычный парень-домосед, попавший в водоворот событий, которые, как кажется, не имеют к нему отношения. На самом деле история хоббита – это пример того, как «малые мира сего» творят его историю. Наряду с проблемами нравственного взросления трилогия поднимает вопрос важности самого ничтожного, незначительного, неприметного человека для развития всего общества, вопрос ценности каждой человеческой жизни.
Жадность и жертвенность
Роль проклятого талисмана в трилогии «Хоббит» играет драгоценный камень Аркенстон. Кольцо Всевластия более страшно и универсально, но оно скрыто до поры до времени в кармашке мистера Бэггинса, который рассматривает его просто как средство стать невидимым на время. Волшебный камень, который таит в себе клад Смауга – это воплощение алчности, основной беды гномов, отнимающей разум и достоинство даже у самых лучших и благородных.
Бильбо, которому в руки попал Аркенстон, преодолел страшное искушение. Наверное, именно поэтому он смог впоследствии так долго сопротивляться чарам Кольца. Вчерашний мещанин и обыватель оказался способным не только на воинские подвиги, но и на жертвенность. Бильбо прячет камень, но только для того, чтобы помочь людям и эльфам договориться с гномами и избежать страшной войны. Бильбо идёт, практически, на верную смерть, возвращаясь к обезумевшему от жадности королю гномов Торину, потому что не может быть предателем.
Аркенстон не помогает примириться соперникам, но им приходится объединиться против орков. В этой битве король Торин погиб, но смог победить не только врага – орка Азога, но и свои страшные недуги – жадность и спесь.
Милый дом
«Одиссея» гномов и «одиссея» Бильбо – вот два основных лейтмотива трилогии. Страшная, финальная битва Добра и Зла ещё далеко впереди. Героев не волнуют глобальные понятия истины или справедливости: гномы просто хотят вернуть свою собственность и вернуться домой. Бильбо и его спутники проходят мимо чудесных дворцов и зловонных пещер. Народ-изгнанник движется в пасть к страшному дракону. Главное – попасть домой, а там гномы найдут силы, способы и средства победить захватчика и отвоевать потерянную родину.
Хоббит уходит из любимой норы только для того, чтобы помочь вернуть родной дом тем, кто его потерял. Так волшебная сказка превращается в рассказ о поиске Земли обетованной, таинственного Грааля. И заодно напоминает нам о том, как легко потерять в один момент всё, что считаешь своим: крышу над головой, Аркинстон, золото или фарфоровые тарелки – разницы, в сущности, никакой. Не успеешь оглянуться – а тебя выставляет за дверь родного дома распоясавшийся дракон, или милые родственники, объявив тебя мёртвым, выставляют на аукцион твои столы и стулья.
Смысл концовки трилогии
Зло отброшено назад, но не повержено. Но не подозревающие об этом эльфы, люди и гномы празднуют победу. Мистер Бэггинс помог гномам вернуть дом и возвращается в свой. Чтобы связать последний фильм «Хоббита» с началом первого фильма «Властелина Колец», Легалас отправляется на поиски Арагорна. И вот перед нами – постаревший Бильбо, он держит в руке зловещее Кольцо и слышит голос Гендальфа. Мы снова вернулись в тот день, когда Фродо, племянник Бильбо, начал свой страшный поход к пылающей Роковой горе, чтобы покончить с проклятием Кольца.
Закончилась история о том, как важно держать своё слово, как трудно нести взятые обязательства и платить долги, как легко сойти с ума от жадности, как тяжело взрослеть и отвечать за свои поступки. Пришло время открыть первую страницу нового эпоса!
«Властелин колец» Джексон «резал» по живому, сокращая мыслимыми и немыслимыми способами, чтобы впихнуть в установленное экранное время. С «Хоббитом» всё вышло наоборот — сценаристам пришлось даже додумывать новые персонажи и сюжетные ходы (вроде любовной истории эльфийки Тауриэль и гнома Кили), чтобы растянуть эту небольшую повесть и превратить её в девятичасовую трилогию.
К тому же не все оценили новаторство — технологию 48 кадров в секунду. В результате «Хоббит» не удостоился «Оскаров» и получил смешанные отзывы от критиков. Но зрителям «Хоббит» необходим, потому что даёт целостность картине Средиземья, нарисованной гением философии, мифологии и лингвистики.