На первый взгляд, «Стрингер» — история вора из Лос-Анджелеса, нашедшего себе новую профессию и преуспевшего в ней, но на самом деле его главный герой — информационное общество. Мы живем в мире, где ничто не ценится так высоко, как информация, а тот, кто формирует содержание новостей, управляет настроениями социума. На примере судьбы одного человека режиссер фильма Д.Гилрой затрагивает широкий круг вопросов, которые касаются всех. Ведь все мы если не смотрим телевизор, то посещаем новостные сайты, хотя при этом редко задумываемся, кто и как поставляет им новости. И потому снятый в почти документальной манере с элементами нуара «Стрингер» «цепляет» зрителя и остается в памяти долгое время.
Кто такие стрингеры?
Лу Блум, главный герой фильма — стрингер, то есть репортер-фрилансер, не состоящий в штате ни одной информационной или телекомпании. Стрингеры работают на свой страх и риск, сами покупают видео- и фотоаппаратуру, оплачивают из своего кармана все расходы. Зато они сами выбирают, что и где им снимать. Хотя стрингеры есть во всех развитых странах, больше всего их в США. В этой стране раздается и больше всего критики в адрес стрингеров, которых упрекают в необъективности и непрофессионализме.
Почему оригинальное название фильма — «Ночной охотник»?
На английском название фильма звучит как «Nightcrawler», что можно перевести и как «ночной охотник», и как «червь». Оба слова служат отличной характеристикой главного героя, который и в качестве вора, и в качестве стрингера живет ночной жизнью, кормясь при этом в последней ипостаси за счет трупов, подобно червю. Название фильма отражает скептическое отношение режиссера к подобной журналистике. Еще сильнее это отношение подчеркивает род занятий Лу Блума: не случайно преуспевающим стрингером стал не бывший учитель или автомеханик, а бывший вор.
Насколько правдоподобна карьера Блума?
Поскольку порог вхождения в современную тележурналистику для стрингера весьма низок (то есть им может стать любой владелец видеокамеры), ничего неправдоподобного в истории Блума нет. В начале фильма зритель видит, как упорно он ищет выход из своей убогой жизни, и неудивительно, что выход находится довольно быстро. К тому же Блум обладает многими важными качествами: смекалкой, очень хорошо подвешенным языком (это видно по его монологам, когда он пытался устроиться на работу и продавал ворованный велосипед), быстротой реакций, способностью к обучению «на ходу».
А главное — он лишен даже намека на совесть и моральные ценности. Этого оказывается достаточно, чтобы нищий неудачник, штопавший свою одежду и не имевший друзей, превратился в преуспевающего владельца информационного агентства.
Почему Блум нанимает Рика и достаточно жестко с ним обращается?
Ответ на первый вопрос прост: Блуму нужен навигатор. Гораздо интереснее причины, по которым Лу третирует Рика и платит ему гроши. Дело не только в том, что Блуму хочется на ком-то отыграться за свои прошлые унижения. Блум достаточно умен, чтобы понимать: только дистанция позволит ему скрыть все, о чем он не хочет рассказывать (особенно в начале, когда он, по сути, никто, и в активе у него всего один сюжет), и поддержать его авторитет в глазах Рика.
Холодное, жесткое отношение служит средством создания нужной дистанции, формируя в сознании Рика образ крутого босса. Однако даже простоватый и послушный Рик не готов вечно терпеть безденежье, а наблюдение за Блумом, мастерски шантажирующим Нину, научило его, как нужно действовать. Таким образом, конфликт между «крутым боссом» и его помощником был практически неминуем, а сокрытие Лу информации по делу убийства в Гранада-Хиллс дало в руки Рика некий козырь.
Почему Блум не захотел передать полиции полную запись?
Снимая ограбление дома в Гранада-Хиллс, Блум видит грабителей, убивших хозяев дома, но перед тем, как передать запись полиции, стирает кадры, на которых видны их лица и номер машины. Если бы он этого не сделал, то полиция очень быстро задержала бы этих людей, а Блуму и Нине нужно продолжение истории. Чем дольше их телеканал сможет щекотать нервы обывателей сюжетами о кровавых убийцах, которых не поймали, тем выше будут рейтинги.
В чем смысл образа Нины?
В первых связанных с ней эпизодах Нина Ромина, начальник службы ночных новостей, кажется этакой стальной леди, но в дальнейшем зритель наблюдает, как быстро она начинает плясать под дудку Лу — субъекта из ниоткуда вдвое моложе ее.
С одной стороны, в ее психологическом и сексуальном подчинении Лу есть элемент возмездия: ведь в том, что он превратился в стрингера-стервятника, есть и ее немалый вклад. Именно Нина требует от него сенсационных сюжетов, именно Нина произносит ключевую фразу фильма о бегущей по улице женщине с перерезанным горлом как идеальной новости. С другой, Нина — человек с глубокой профессиональной деформацией. Где-то в глубинах души она мало чем отличается от Блума — разве что неспособностью убить взбунтовавшегося подчиненного.
Почему Лу подставляет Рика?
Кульминационный эпизод фильма, в котором Лу отправляет своего помощника под пулю бандита, можно рассматривать как минимум в трех измерениях.
Первое связано с сюжетной линией Блума и Рика: смерть последнего служит впечатляющим и исчерпывающим завершением конфликта между ними. Лу не нужен помощник, которому придется отдавать половину заработанного, а поскольку Рик еще и пытался его шантажировать, то проще всего убрать его навсегда.
Второе измерение — психологическое: смерть Рика знаменует превращение Лу в законченного психопата, в прямом смысле слова идущего по трупам. Такое превращение показано в фильме убедительно и достоверно: сперва Лу способен самое большее на кражу и драку; потом он докатывается до организации аварии конкуренту, а затем приходит к убийству.
Но самое глубокое измерение кульминационной сцены связано с главной идеей фильма, раскрывающего суть современных СМИ.
В чем главная идея фильма?
В нашем мире роль СМИ уже не исчерпывается информированием людей о тех или иных событиях, т.е. отражением реальности: они сами формируют реальность. Соответственно от освещения новостей они перешли к их созданию. В глобальном плане эта тема поднималась еще в старом фильме «Хвост машет собакой», но там шла речь о большой политике. «Стрингер» показывает, что создание новостей имеет место и на уровне локальном, близком каждому, и что создатели их — отнюдь не гуру репортажа и не полубоги пера.
На примере Лу отчетливо показаны этапы «корректирования» реальности. Сперва просто Блум снимает то, что видит. Потом он решается чуть-чуть вмешаться в события, вытащив за ноги очередной труп на освещенное фарами место.
Следующий сюжет — это уже побочный результат его деятельности по устранению конкурента. А в финале он выступает «режиссером» перестрелки с полицейскими и гибели Рика. Блум сознательно и хладнокровно создает событие, которое станет очередной сенсацией.
В чем смысл финальной сцены?
После фактического убийства своего помощника зритель ждет, что Лу наконец настигнет справедливое возмездие, но увы: полиция бессильна его прижать. В финале мы видим, что Блум, наоборот, преуспел как никогда: его компания становится настоящим новостным агентством. Тем самым режиссер подчеркивает «непотопляемость» современных СМИ с их цинизмом и манипулированием аудиторией.
Однако в формировании информационной картины мира, помимо стрингеров, директоров новостных передач и владельцев телеканалов, всегда участвует зритель. Рейтинги растут, когда зрителям показывают трупы богатых белых, и, хотя в фильме этот факт подается как должное, ему нетрудно найти объяснение. Дело не столько в социальном подтексте, сколько в массовой психологии с ее Эросом и Танатосом. СМИ показывают то, что жаждет увидеть подсознание среднего человека: чужую смерть, позволяющую порадоваться, что ты еще жив. В этом смысле «Стрингер» ставит печальный диагноз не только современной журналистике, но и обществу, в котором она востребована.
неплохая статья, коротко и по делу
Фильм цепляющий и вдохновляющий. Я поставил 8 из 10. Но не стоит искать глубинный смысл, которого нет.