Японский полнометражный мультфильм «Унесенные призраками» (оригинальное название «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро»), снятый режиссером Хаяо Миядзаки, считается одной из наиболее знаменитых анимационных лент. В 2016 году аниме заняло четвертое место в списке «Лучших фильмов XXI столетия», составленном 117 критиками, а в 2017 г. оказалось на второй строчке аналогичного кинорейтинга «Нью-Йорк Таймс».
Столь высокую оценку анимационная лента заслужила как из-за очевидных художественных достоинств, так и благодаря глубокому смыслу. Многоплановость сюжета, как и сложность проработки характеров делает это произведение интересным не только для детей, но и для взрослых.
Попробуем показать это, рассмотрев основополагающие эпизоды мультфильма.
Заброшенный город и превращение
В первых кадрах ленты мы знакомимся с главной героиней – девочкой Тихиро, едущей вместе с родителями на автомобиле осматривать новые места после переезда. Случайно семья оказывается у таинственного здания: малышка инстинктивно чувствует опасность и просит вернуться домой, но взрослые решают иначе. Пройдя в ворота, они оказываются в заброшенном городе: здесь нет ни одного человека, однако полно ресторанов, столы в которых заставлены лакомыми блюдами.
Отсутствие людей не смущает отца и мать, которые решают попробовать яства, однако девочка отказывается от лакомств, предпочитая прогулку по городу. Вернувшись она с ужасом осознает, что родители превратились в свиней.
Смысл эпизода достаточно прозрачен: люди, которые не могут обуздать свои желания, теряют человеческий облик. Можно отыскать у этой сцены и переносный смысл: рестораны символизируют общество потребления, рассчитанное в первую очередь на тупую толпу.
Новое имя и начало работы
Беспомощная девочка, оказавшаяся в полном одиночестве не знает, как ей быть. К счастью, она встречает мальчика Хаку, который становится ее проводником по волшебному миру. Он объясняет Тихиро, что она с родителями попала во владения злой волшебницы Юбабы. Чтобы выжить здесь малышке остается одно – просить у колдуньи работу.
Девочка подписывает контракт, однако старуха меняет ее имя Тихиро, от которого остается лишь один иероглиф Сэн. При этом малышка забывает, как ее звали раньше. На помощь приходит верный Хаку: он напоминает девочке ее имя, и объясняет, что забыв его, она потеряет воспоминания и не сможет найти дорогу к дому.
Эпизод имеет основополагающий смысл: он свидетельствует о важности памяти – личной и исторической, без которой люди теряют цель жизни (это случилось с Хаку, который не помнит, как его зовут).
Первое поручение
Непривычная к физическому труду Сэн, с усердием принимается за порученное ей дело – работать в купальнях, где моются духи и божества. Стараясь поставить девочку в тупик, Юбаба поручает ей помыть огромного дурнопахнущего монстра, которого из-за зловония принимают за духа помойки. Однако оказалось, что под толстыми наслоениями грязи в всевозможных отходов скрывался знаменитый Хозяин Рек, который в благодарность за отличное мытье вручил Тихиро волшебный пирожок.
Совершенно очевидно, что эта сцена посвящена насущной проблеме современного общества – вопросам экологии, наглядно демонстрируя состояние современной природы.
Безликий или власть золота
Не зная особенностей волшебного мира, Сэн допускает оплошность, впустив в купальни оборотня – Безликого. Попав в роскошный дворец, он вызывает у служителей ажиотаж, щедро расплачиваясь золотом за все указанные услуги. Ради денег лакеи и работники готовы идти на все – унижаясь и лебезя перед богатым посетителем. Лишь Тихиро стойко качает головой, отвергая все подношения оборотня.
Как оказалось, Безликий лишен не только лица, но и моральных качеств. По существу, он является зеркалом окружающих его людей: рядом с алчными слугами он становится злобным и агрессивным, тогда как рядом с девочкой – это милое и спокойное существо.
Смысл истории говорит не только о разрушающей роли денег, но и об ответственности людей, обладающих богатством, которое можно направить не только на зло, но и на добро.
Спасение Дракона
Параллельно сюжету о Безликом развертывается кульминационный эпизод «Унесенных ветром». На балкончик девочки приземляется раненый дракон, в которого преображается Хаку, выполняя поручения Юбабы.
Стараясь спасти друга, девочка отправляется к злой колдунье, в жилище которой неожиданно встречает ее сестру-близнеца добрую волшебницу Дзэнибу. К сожалению, она также настроена против умирающего мальчика-дракона, укравшего важную печать. Кажется, что Хаку не спасти, но в последний момент Тихиро вспоминает о волшебном пирожке, который дал ей Хозяин Рек. Волшебное средство помогает частично снять проклятье, но чтобы мальчик полностью выздоровел, похищенный им предмет нужно вернуть Дзэнибе.
Сэн решает отправиться в путь на поезде, взяв с собой Безликого. На обратном пути девочка встречает выздоровевшего Хаку, которому она помогает вспомнить его настоящее имя. Он был духом реки Кохакугава и однажды спас упавшую в воду совсем маленькую Тихиро.
Возвращение домой
Вернувшуюся к хозяйке девочку ждет новое испытание: ей предстоит узнать родителей среди свиней. После верного ответа контракт исчезает, а Тихиро в сопровождении Хаку идет к зданию-входу в волшебный мир. Здесь ее уже встречают родители: они ничего не помнят о происшедшем, но удивляются, что оставленный несколько часов назад автомобиль засыпан листьями.
Скорее всего, Тихиро также забыла о волшебном мире, лишь смутно девочка вспоминает образ Хаку, который пообещал вернуться в реальный мир и обязательно найти ее.
Смысл «Унесенных призраками»
Мультфильм Миядзаки часто сравнивают с повестью Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Главные героини произведений случайно оказываются в таинственном мире, где действуют законы, отличные от их привычной жизни. Девочкам приходится общаться с неизведанными существами, действия которых часто лишены логики.
Миядзаки утверждал, что в своей ленте он воспроизвел порядки, которые царили в киностудии, где новичкам приходилось пройти сложный путь, прежде чем получить возможность творческой работы. Однако смысл «Унесенных призраками» намного шире – мультфильм отражает типичные черты нашей действительности. Как было упомянуто выше, в произведении затронуты такие проблемы современного общества как плохая экология, власть денег, потребительство.
Нельзя не упомянуть также и о таком сложном философском вопросе, как взаимодействие добра со злом. Среди героев мультфильма нет однозначно добрых и злых персонажей, их многогранные характеры включают в себя как положительные, так и отрицательные качества.
Говоря о фильме, сложно обойти тему противостояния Запада и Востока. В начале фильма родители Тахиро и сама девочка одеты в европейские одежды, а отец иронически отзывается о заброшенном городе с домами в японском стиле.
Можно предположить, что национальная культура в этой семье была практически забыта, что и привело к тяжелым последствиям. Если бы родители вспомнили о правилах этикета, запрещающих набрасываться на еду, не дождавшись хозяина, все могло сложиться иначе.
И, наконец, режиссер рассказал нам прекрасную историю верной дружбы и первой любви, которая помогает героям перенести все испытания и обрести место в мире.
Если Вам понравилось, рекомендуем прочитать предыдущий обзор анимэ-мультфильма Унесённые призраками.
Ошибки в пунктуации, опечатки (унесённые ветром, ага %-))… Ошибки в пересказе сюжета!
Ну и по смыслу очень уж поверхностно…
Можешь лучше? Изложи, ссылку на Ваше видение картины мастера — ожидаю.
_________________
А пока минус, потому что испачкать это самое простое что может быть.
Напишите вы, пожалуйста, как надо.
Хаку был в реальной жизни реальным мальчиком, который спас Тихиро. Его настоящее имя — Нигихаями — означает «хозяин реки». Он не был духом, а Коакугава — это река, из которой он спас Тихиро…