Фильм Жана-Марка Валле «Разрушение» — из числа тех киноплёнок, сюжет которых невозможно пересказать. Во всяком случае, на вопрос «О чём фильм „Разрушение“?» трудно ответить, если ваш собеседник фильм не смотрел. И причиной тому вовсе не глубокий символизм, не запутанный сюжет, не шокирующие сцены или диалоги. Нет, просто фильм получился слишком жизненным. И, как сама жизнь, он не ставит никаких вопросов и не пытается давать ответы. Он лишь рассказывает историю, произошедшую с Дэвисом Митчеллом, и вовсе не подталкивает зрителя к какой-либо морали, выводу, итогу всего случившегося. Тем не менее, именно эта принципиальная открытость и кажущаяся простота и вызывают мучительное желание разобраться: в чём же смысл фильма «Разрушение»?..
Развитие главного героя и движение сюжета
«Посторонний»
Герой Джейка Джилленхола Дэвис Митчелл для меня примечателен прежде всего своей непроницаемостью. На первых кадрах он кажется этаким героем Камю, посторонним в собственной жизни: он не замечает мира вокруг себя, не замечает свою жену, не замечает назойливую капель в холодильнике… Это полусонное существование длится уже бог весть сколько. И продлилось бы до самого конца его дней, если бы не вмешалась нелепая случайность — гибель его жены Джулии. Она-то и выводит Дэвиса из спячки.
Смерть Джулии заставляет Дэвиса оглянуться вокруг. В каком-нибудь более шаблонном фильме дальше по сюжету потянулось бы горе, депрессия, попытки справиться с ней, новый душевный подъём… Но «Разрушение» вовсе не об этом. Дэвис понимает, что он ничего не чувствует: во всяком случае ничего из того, что должен ощущать после гибели близкого человека. Ни-че-го. И снова напрашивается аналогия с Камю: помните, после смерти матери герой тоже не ощущал ни намёка на горе. И это не цинизм — это просто неспособность что-либо почувствовать. Но, в отличие от героя Камю, Дэвис Митчелл догадывается, что его равнодушное спокойствие ненормально. И тогда у него впервые в жизни рождается желание в чём-то разобраться.
От пробуждения — к разрушению
Впервые в жизни Дэвис Митчелл задаёт себе вопрос: «Почему я ничего не чувствую?». Впервые в жизни он оглядывается по сторонам, замечает и зловредную течь в холодильнике, и скрипучую дверь в рабочем туалете, и тысячу других бытовых неурядиц, которые с такой лёгкостью игнорировал прежде. Впервые в жизни он признаётся себе в том, что не любил свою жену.
Казалось бы, на этом можно закончить. Поставить точку, поучаствовать вместе с Филом в создании фонда имени своей покойной жены и жить дальше. Но машина вопросов и ответов уже запущена, и Дэвис догадывается, что это ещё не вся правда. Недостаточно ответа «Я не любил свою жену». Недостаточно заметить, что дверь скрипит. Дэвис начинает деконструировать предметы окружающего мира в надежде, что где-то внутри разобранных на детали механизмов ему откроется суть. С такой же силой он принимается и за разрушение собственной жизни — в надежде, что где-то на её обломках окажется ответ. И он находит ответ, принять который труднее всего, и даже произнести его нелегко, но сквозь слёзы Дэвис всё-таки говорит ключевую фразу:
Мы с Джулией любили друг друга… Я убил нашу любовь.
Бесчувственный Дэвис, который привык слушать свою жену вполуха; Дэвис, который наутро после её смерти пришёл на работу, как ни в чём не бывало; Дэвис, которого одинаково недолюбливали отец и мать Джулии; Дэвис, который кажется немым и глухим, когда дело касается эмоций и переживаний — этот Дэвис вдруг, сквозь череду воспоминаний о нежности на лице Джулии, о её милых записочках, о той теплоте в её голосе, когда она разговаривала с ним, вдруг понимает, что она любила его, а он всё это время оставался слеп и не видел, как сияли её глаза, когда она смотрела на своего мужа.
Карусель имени Джулии
Что помогло Дэвису выбраться из своей эмоциональной скорлупы? Его акты безумного разрушения? Да, безусловно: разрушая наружную оболочку — дом, технику, карьеру — он пробивался к самой сути своего равнодушного существования. Может быть, Карен? Да, её чистый, детский интерес к Дэвису, её спокойная влюблённость открыли ему глаза на то, что все эти годы рядом с ним была другая влюблённая женщина, которую он не замечал. Но, как это ни парадоксально, первым толчком к тому, чтобы сойти с привычных рельс, для Дэвиса стала именно смерть этой женщины.
И в финале, признав, наконец, свою вину, но одновременно и отпустив те годы, которые он провёл в своей скорлупе равнодушия, Дэвис понимает, что память Джулии по-настоящему воплотится вовсе не в фонде, который предоставляет стипендии таким выдающимся юношам, как наглый пловец, оскорбивший Карен. Дэвис вспоминает те моменты, когда Джулия дарила ему свою нежность, а он оставался к ней глух. Он решает купить и восстановить раритетную карусель, назвав её в честь покойной супруги — и этот жест, хоть и кажущийся мелким, незаметным, действительно приносит радость детям и взрослым, собравшимся на открытии. Джулия любила их, эти маленькие радости, милые записочки, ласковые обращения по телефону… И карусель гораздо больше подходит на роль памятника Джулии, нежели безликий стипендиальный фонд.
Поезд как метафора жизненного пути и роль случайности в фильме «Разрушение»
В течение пяти лет Дэвис Митчелл ездит на работу и с работы на поезде. Дорога всегда была и остаётся одной из самых распространённых аллегорий жизни и судьбы, вот и в фильме «Разрушение» мы видим, как меняется жизнь Дэвиса и его отношение к ней через сцены в поезде. В одном из первых писем в вендинговую компанию Дэвис рассказывает о происшествии: однажды с ним заговорил незнакомец, и Дэвис зачем-то соврал насчёт своего места работы, а потом и вовсе свернул разговор. Это и есть квинтэссенция отношения тогдашнего Дэвиса к жизни — уход от ответа, молчание или очевидная ложь.
После гибели жены Дэвис неожиданно сам заговаривает с несостоявшимся знакомым, но на его вопрос снова не может дать прямой ответ — вместо ответа он дёргает стоп-кран. Это тоже показательный жест: на этом этапе своего жизненного пути у Дэвиса ещё нет ответов на вопросы, но есть желание действовать (разрушать) и решимость взять наконец свою собственную жизнь под контроль. Наконец, в поезде же Дэвис впервые встречает Карен — это аллегория случая, неожиданного знакомства. Хотя в данном случае мы знаем, что Карен намеренно села в поезд, чтобы выследить Дэвиса, но их знакомство было большой случайностью — кто же знал, что именно Карен окажется тем человеком, который читает входящую почту вендинговой компании? Случайность отняла жизнь у жены Дэвиса; случайность пустила его жизнь на новые рельсы; случайность свела его с Карен. Случайность — движущая сила жизни и сюжета фильма «Разрушение».
Так в чём же смысл фильма «Разрушение»?, — нетерпеливо спросит читатель. А в чём смысл жизни?, — философски отвечу я. Жан-Марк Валле показал нам несколько дней из жизни обычного человека, чьё привычное существование перевернуло трагическое событие. А жизнь — она не ставит вопросов и не даёт ответов. У жизни нет сюжета и смысла, кроме тех, которыми мы наполняем её сами. И свою жизнь Дэвис Митчелл, как мне думается, привёл в соответствие с теми ценностями, которые приобрёл за недолгий период тотального разрушения.
Спасибо! Всего хорошего)
Замечательно описано, до мурашек))
Спасибо автору за рецензию. Удивительно, какие смыслы-мотивы скрываются в простейших деталях. Психологизм фильма для меня оказался притягательным, хочется его пересматривать. Высший балл участникам создания этого фильма. Восхитил Джейк Джилленхол.
А что за машина — унверсал была в фильме?
У богатых свои причуды … С жиру бесятся …
Дом можно за миллиончик, так в сердцах, разрушить…
Мне бы его заботы…
Я тоже так подумала.
Хорошая рецензия. Однако её автор пытается дать нам готовые ответы, а их в таком фильме нет, и быть не может. Наверное тем и замечателен этот фильм.
Офигеный разбор отличного фильма
А что же насчёт того самого «универсала», на которых уже никто не ездит?