В детстве одним из самых частых вопросов в дворовых спорах был «Кто сильнее?». И вот уже Дункан Маклауд сходится с Джонни Кейджем, а Шреддер пытается намять бока Человеку-пауку. Голливуд неоднократно пытался заработать на любопытстве мальчишек. «Кинг Конг против Годзиллы», «Фредди против Джейсона», «Чужой против Хищника» – кого только не стравливали, чтобы разрешить многолетние диспуты (и заработать денег).
На первый взгляд «Бэтмен против Супермена» принадлежит к той же породе фильмов. Однако режиссёр Зак Снайдер и сценарист Дэвид Гойер явно не хотели таких родственников, поэтому как следует покопались в генах блокбастера. После смысловой евгеники «Бэтмен против Супермена» обрёл все необходимое для выживания в головах людей – религиозный подтекст, крепкую связь с мифологией и, разумеется, два самых узнаваемых образа из комиксов, завёрнутых в новую обёртку.
Ещё в «Человеке из стали», первой ленте серии, была чётко заявлена современная интерпретация Супермена. Из живого воплощения американской мечты героя сделали фигурой поистине космических масштабов – богочеловеком и мессией. Христианские параллели транслируются как с помощью диалогов, так и посредством довольно узнаваемой символики.
Уже в начале фильма с экрана звучит знаковый диалог. Перед отправкой младенца Кал-Эла на Землю, его мать говорит: «Они убьют его». Отец мальчика возражает: «Как? Он будет богом для них».
В контексте Нового Завета биография Супермена обретает новое значение. Подобно Иисусу Христу он был ниспослан бездетной паре из Канзаса, которая воспитывает его как своего сына. Его происхождение двояко: с одной стороны, он простой американец по имени Кларк Кент, а с другой – всесильный пришелец Кал-Эл. Уже само имя наводит на ассоциации с древнееврейским אלוהים – «элохим», одним из наименований Яхве в Танахе.
Супермен (как отмечалось выше) практически всесилен — и в физическом, и в интеллектуальном, и в техническом отношении. <…> Так, он мог бы разрешить проблему голода на Земле или проблему освоения незаселенных частей суши, мог бы разрушить бесчеловечные политические системы (почему бы, например, ему не освободить шестьсот миллионов китайцев от ига Мао?) и даже творить добро в масштабах галактики. Вместо всего этого Супермен ограничивает свою деятельность пределами того небольшого сообщества, в котором он живет (Смоллвилль — в отрочестве, Метрополис — в зрелые годы). Подобно средневековому крестьянину, который мог совершить паломничество в Святую землю, но не знать, что делается в соседней общине, находящейся в пятидесяти километрах от него, Супермен легко совершает путешествия в другие галактики, а остальной земной мир и даже остальную Америку практически игнорирует. (Умберто Эко)
Без этого экскурса развёрнутый в «Бэтмене против Супермена» может показаться рядовому зрителю надуманным. Итак, что же не поделили два супергероя? В финале «Человека из стали» Супермен становится невольной причиной масштабной трагедии – разрушения целого города. Люди встают перед сложной мировоззренческой проблемой. Они становятся свидетелями второго пришествия, однако явление нового спасителя оборачивается возвращением жестокого божества Ветхого Завета, которое несёт за собой только огонь и серу.
На пятнадцатой секунде мы видим, как Супермен вылетает, картинно раскидывая руки в стороны. Комментарии, как говорится, излишни.
Именно такое карающего небожителя видит перед собой Брюс Уэйн в одной из первых сцен фильма. Важно понимать, что Супермен появляется в насквозь секулярном мире, где место языческих героев и христианских чудотворцев заняли миллиардеры-филантропы. В ленте Снайдера это Брюс Уэйн и Лекс Лютор – два главных противника могучего криптонца.
Это два героя ницшеанского толка, два человека, которые достигли пика своих физических и интеллектуальных возможностей, но с богами сравняться так и не смогли. Появление Супермена стало для них откровением уровня гелиоцентрической системы Коперника. Будучи гениями своей эпохи, они не более чем муравьи по сравнению с мессией из космоса.
В одной из своих речей Лютор сокрушается, дескать, знание есть сила, однако все накопленные им знания не позволили ему обрести силу Супермена, данную ему от рождения. Невротичный миллиардер предстаёт трагической фигурой, этаким современным Фаустом, чья тяга к познанию не даровала ему могущества. Оказавшись на криптонском корабле, Лютор лихорадочно произносит: «Научи меня!». Далее сходство с героем Гёте только усиливается, – получив доступ к инопланетной технологии, антагонист создаёт настоящего гомункулуса – Думсдэя, представляющего собой гибрид криптонца и человека. Стремление вывести богочеловека в искусственных условиях терпит крах – чудовище одержимо лишь жаждой разрушения.
В своей ненависти к пришельцу Лютор и Уэйн подобны римским язычникам, осудившим Христа. Первый всячески очерняет Супермена и даже устраивает настоящее судилище в здании американского Конгресса. Второй уподобляется Лонгину Сотнику – центуриону, пронзившего копьём распятого Спасителя. Недаром в сцене сражения с Суперменом главным оружием Бэтмена становится именно копьё.
В финале Супермен должен изменить двойное восприятие его образа, как Яхве и Христа, единственным доступным ему способом. Чтобы очистить своё имя от ветхозаветных наслоений, Супермену необходимо принести себя в жертву, таким образом полностью воплотив христианский миф.