"По соображениям совести": история героя, который отказался убивать

Возвращение мастера после долгой паузы всегда вызывает много эмоций, даже если его зовут не Мел Гибсон, а новый фильм снят на менее сложную тему, чем «По соображениям совести». В случае с легендарным и самым противоречивым режиссером Голливуда возвращение получилось если не триумфальным, то достойным. Гибсон остался собой: где бы ни разворачивалось действие — в средневековой Шотландии, древней Иудее или на полях Второй мировой, главным героем его фильмов всегда будет необыкновенный человек, непременно побеждающий в финале. Правда, на этот раз героем стал почти наш современник — ушедший из жизни за 10 лет до премьеры капрал Десмонд Досс.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

 Десмонд Досс в кино и в жизни

После выхода фильма критики чуть ли не с лупой в руках изучили биографию реального отказника совести и ее кинематографическое воплощение в поисках несовпадений и пришли к выводу: все основные факты воспроизведены очень точно, а вот в мелочах Гибсон и авторы сценария дали волю фантазии.

Исторический Досс действительно принадлежал к адвентистам седьмого дня и в соответствии с принципами своей веры категорически отказался брать оружие в руки; его действительно поначалу не поняли ни сослуживцы, ни армейское начальство; он действительно спас 75 человек, заслужив славу и Медаль Почета. И он действительно был женат на медсестре. На этом фоне мелкие отступления от истины наподобие того факта, что Досс женился еще до войны, или что его отец не был алкоголиком, блекнут.

Но не стоит воспринимать «По соображениям совести» как биографический фильм: для Гибсона капрал-санитар — прежде всего символическая фигура, дающая повод  для серьезных и масштабных размышлений.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

О чем фильм?

Ответ на вопрос о смысле и главной теме фильма не так очевиден, как может показаться. Гибсон подбрасывает нам очень простые, лежащие на поверхности варианты — и, что интересно, все они правдивы. «По соображениям совести» — это фильм о войне и о силе человеческого духа, и какие-то вещи режиссер говорит совершенно прямым текстом. Но критики, упрекающие его в прямолинейности и очевидности выводов, глубоко не правы, потому что за «война — это ужасно» и «победи себя — и победишь мир» скрыт второй, глубинный и очень серьезный смысловой пласт.

В основе сюжета «По соображениям совести» лежит излюбленный гибсоновский миф — миф о Герое. Согласно канону, Герой сначала осознает свою миссию, потом подвергается испытаниям, а потом спасает мир или отдельных лиц. При этом финальная победа может  быть духовной, как в «Страстях Христовых», или физической, как в «Апокалипсисе». В последнем фильме Гибсона герой одерживает и духовную, и физическую победу: его поступки возвращают ужасному, рушащемуся на глазах миру гармонию, а бытию — смысл. Досс — беспримесное воплощение того самого добра, которому не обязательно быть с кулаками, чтобы победить зло. Он побеждает за счет верности идеалам и искренней веры — тех черт, которых, по мнению режиссера, так не хватает современному обществу.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

В чем главный конфликт?

Частью американской культурной матрицы является противостояние правильного героя и неправильного общества, но это не про «По соображениям совести». Десмонд — не одиночка, противостоящий миру (в таком случае он бы всеми правдами и неправдами избегал бы армии), а лучшая часть этого мира, его совесть. Он готов «отдать жизнь за други своя», его сердце полно любви не только к ближнему, но и к дальнему: все люди являются братьями для Досса. И даже если  кому-то из братьев приходится выступать против Досса с оружием в руках, это еще не повод, чтобы отказывать ему в медпомощи. В то же время армейцы, окружающие капрала, отнюдь не сборище тупых и кровожадных солдафонов: каждый из них — личность со своими убеждениями. Все проблемы заканчиваются, когда сослуживцы Досса начинают понимать то, что Десмонд знал с самого начала: к общей цели можно идти разными путями. Так что главный конфликт фильма — это сражение героя с самим собой. Она начинается в раннем детстве и продолжается даже во время битвы под Окинавой.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Почему Десмонд столь бескомпромиссен?

Даже те зрители, которые всем сердцем симпатизируют Доссу, невольно досадуют, когда он демонстрирует нежелание поступиться принципами даже в мелочах. Одно дело — отказ от убийства себе подобных, другое — невыполнение команды взять в  руки винтовку. В какой-то момент Десмонд даже кажется упрямым фанатиком, но дело вовсе не в фанатизме. Уделяя так много экранного времени поведению Досса в казарме, Гибсон затрагивает очень интересную тему — тему предательства, в данном случае — предательства самого себя.

И режиссер, и герой знают, что путь к  измене начинается с крошечного шага — достаточно уступить один раз, и полная капитуляция становится лишь вопросом времени.  Классик американской психологии Р.Чалдини в культовой книге «Психология влияния» приводит показательный пример с американскими военнопленными, оказавшимися в китайском лагере во время войны в Корее. Практически все они в той или иной степени сотрудничали с врагом, а сломать их удалось благодаря методу «Начинай с малого и строй». Военнопленным сначала предлагали пойти на ничтожную уступку, а заканчивалось все доносами на  товарищей, пытавшихся бежать. И потому Десмонд готов вытерпеть любые муки, но только не брать в руки оружие.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

В чем смысл образа Тома Досса?

Отец главного героя — персонаж сложный и неоднозначный. Он пьет, он размахивает пистолетом, он создает напряженную атмосферу в семье. И в в то же время Том Досс — жертва, наглядное воплощение того, что делает с душой человека бойня. Любопытно, что разочарование Досса-старшего в войне и жизни — столь же индивидуальная характеристика, сколь и черта целого поколения: о душевной опустошенности ветеранов Первой мировой писали и Ремарк, и Фицджеральд. Глядя на отца, который не может себе простить того, что он выжил, Десмонд начинает понимать бесчеловечность войны задолго до того, как оказался на Окинаве.

В чем смысл названия фильма?

Оригинальное название в российском прокате было изменено, потому что словосочетание  «Hacksaw Ridge» — «хребет в форме ножовки» — ничего не говорит отечественному зрителю. Именно так  американцы прозвали горный откос Маэда, где Десмонд спас солдат.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Интересные факты

Высшую военную награду США получили только три идейных отказника за всю историю страны, но только Десмонду Доссу удалось получить ее при жизни. Правда, после войны он остался калекой и не мог работать, так что его жене пришлось пойти в медсестры, чтобы прокормить семью.

По соображениям совести (Hacksaw ridge, 2016)

Исполнитель главной роли Э.Гарфилд расплакался, прочитав сценарий: так растрогала его история первого идейного отказника. К сценарию, кстати, приложила руку куча народу: ведь первая его версия была написана продюсером фильма Г.Кросби еще в 2001 г.  А о съемках фильмах речь впервые зашла в 2006-м, но тогда Гибсон отказался. Позднее он еще раз отказался  и согласился, как в сказке, только в третий раз. Знай Гибсон заранее, что фильм получит два «Оскара» и войдет в перечень 250 лучших фильмов в истории кино, возможно, он согласился бы сразу.

Хотя критики сравнивали «По соображениям совести» со «Спасением рядового Райана» (батальные сцены) и «Цельнометаллическая оболочка» (сцены в казарме) , по словам Гибсона, он вдохновлялся  совсем другими фильмами — «Песками Иводзимы» и «Цель — Бирма», созданными в 1940-х.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии