Смысл фильма «Пленницы»

Два с половиной часа максимального напряжения — и открытый финал, после которого хочется заварить кофе покрепче и ещё раз прокрутить в голове сюжет в поиске ответов на вопросы. «Пленницы» — это тот фильм, который интересно пересматривать во второй раз, даже зная развязку: детали, которые были незаметными при первом просмотре, вдруг всплывают на поверхность. Для тех, кто пока не готов ко второму заходу и просто хочет понять, что произошло в конце, где был загадочный лабиринт и есть ли во всём этом какой-то подтекст — мой анализ фильма «Пленницы».

Что такое лабиринт

Лабиринт — это не место или пространство, а запутанное состояние рассудка, в которое Холли Джонс погружает похищенных детей. Сборник головоломок, связанных с лабиринтами, детектив Локи находит среди немногочисленных личных вещей Бобби Тэйлора. На обложке написано: «Реши все загадки, и ты сможешь пойти домой». С помощью этих головоломок супруги Джонс получают такой контроль над сознанием жертв, что дети уже не могут вернуться к обычной жизни.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners) c Хью Джэкманом и Джэйком Джилленхоллом в главных ролях

Бобби Тэйлору удаётся сбежать из дома Джонсов, но его сознание всё ещё блуждает по лабиринту. Он изрисовывает стены своей квартиры бесконечным лабиринтом в поисках выхода. Когда детектив Локи просит Тэйлора указать местонахождение детей, тот снова и снова воспроизводит лабиринты из книги с задачами. И Бобби, и Алекс Джонс воспринимают лабиринт как реально существующее место. Вспомните, как Алекс говорит Келлеру Доверу: «Они в лабиринте. Ты найдёшь их там».

Лабиринт изображён на медальоне, который носил муж Холли Джонс. Да и сам сюжет фильма «Пленницы» напоминает лабиринт. Два героя, которые пытаются раскрыть тайну пропажи детей, блуждают по лабиринту и много раз попадают в тупик. В начале фильма все считают, что детей похитил Алекс Джонс, но он оказывается неспособен на это — тупик. Следствие выходит на Бобби Тэйлора, но он лишь имитирует действия преступника — тупик. Келлер Довер раскрывает секрет Холли, но та его обезоруживает и загоняет в западню — тупик. Найти окончательный выход из лабиринта удаётся только детективу Локи.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners) c Хью Джэкманом и Джэйком Джилленхоллом в главных ролях

Смысл названия

Оригинальное название фильма — Prisoners. В английском языке это слово не имеет показателей рода: можно его понимать и как «пленницы», и как «пленники». К сожалению, при переводе часть смысла потерялась: пришлось перенести фокус целиком на похищенных девочек и оставить за бортом других пленников. Между тем, другие персонажи фильма тоже попадают в заключение, причём не один раз:

  • Алекс Джонс (он же Барри Милланд) оказывается в плену 4 раза. В первый раз — когда супруги Джонс похищают его у настоящей матери. Затем — когда он попадает в плен лабиринта, откуда его сознание уже не может выбраться. В третий раз он попадает в заключение, когда его ловит полиция во главе с детективом Локи. Наконец, он оказывается в плену у Келлера Довера. В финале Алекс выбирается на свободу: он вспоминает (по крайней мере, частично) свою настоящую личность и возвращается к своей матери.
  • Бобби Тэйлора можно назвать пленником трижды: сначала он в заключении у Джонсов, затем у собственного сознания, и наконец, под следствием. Бобби — единственный персонаж, которому так и не удаётся выбраться из лабиринта.
  • Келлер Довер попадает в плен дважды. В первый раз он становится заложником собственной идеи, когда решает, что Алекс Джонс виновен в исчезновении его дочери. Затем он становится пленником в реальном мире, попав в ловушку Холли Джонс. В финале Келлера ждёт освобождение от внутреннего плена (подробнее об этом дальше). Но физически он так и останется пленником: ему придётся отбывать наказание за похищение Алекса.

Как видите, смысл названия несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Пленники — это не только Анна и Джой, а плен — это не только и не столько реальное заключение, сколько ловушка сознания.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners) c Хью Джэкманом и Джэйком Джилленхоллом в главных ролях

Смысл финала

Чтобы разобраться в смысле концовки фильма «Пленницы», нужно сначала понять образ центрального героя — Келлера Довера. Хотя зрительские симпатии явно не на его стороне, сюжет фильма — это во многом история морального пути Келлера.

Обратите внимание, как обрисован образ Келлера с самых первых кадров. Он подчёркнуто религиозен, и это заметно по многим деталям: чтение молитвы, деревянный крест на лобовом стекле, рыба (символ Христа) на багажнике автомобиля.

По ходу сюжета Келлер три раза меняет свою роль. Сперва он — жертва, его дочь похитил преступник. Но вскоре Келлер сам становится похитителем ребёнка. Не случайно герои фильма постоянно повторяют, что у Алекса Джонса IQ 10-летнего. Келлер же требует от него ответа, как от взрослого. Поступок Келлера ставит его на одну доску с Холли Джонс. Дальнейшая история Келлера — это погружение всё глубже во мрак. Он втягивает в своё преступление друзей, врёт детективу Локи, наконец, приходит в дом Холли, намереваясь пытать и её. Но Холли оказывается подготовлена к его визиту, и Келлер снова становится жертвой.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners)

Заключение Келлера очень символично. Мы узнаём, что он провёл под землёй три дня, прежде чем его свист услышал детектив Локи. Именно столько времени прошло, прежде чем воскрес Иисус. Также заточение Келлера под землёй отсылает к древним обрядам инициации в оккультные сообщества: неофиты погружались на долгое время в полную темноту, чтобы пережить духовную смерть и очищение. Именно это происходит с Келлером, который три дня проводит наедине со своей виной и тревогой за судьбу дочери.

Момент освобождения Келлера должен символизировать его перерождение. Но именно этот момент остаётся за кадром. На мой взгляд, это указание на то, что прежнего Келлера Довера уже нет. Дальнейшее развитие событий нам известно из диалога детектива Локи и Грейс Довер. Келлер отправится в тюрьму.

Таким образом, финал фильма «Пленницы» показывает духовную смерть Келлера Довера, но даёт надежду на то, что пленник всё-таки раскаялся в своём поступке. Также финал в очередной раз отсылает нас к названию фильма: Келлер попадает в тюрьму (prison) и становится заключенным (prisoner).

Смысл фильма Пленницы (Prisoners)

Тема добра и зла

Среди всех персонажей фильма почти нет безусловно «хороших» или «плохих». Единственный герой, которого практически не в чем упрекнуть — это детектив Локи. Единственные герои, которые не вызывают никакого сочувствия — это семейная пара Джонсов.

Джонсы представлены как абсолютное зло. Во всех остальных персонажах зло проявляется только как реакция на бесчеловечность Джонсов. Следующей жертвой Джонсов, которые «ведут войну с богом», становится Келлер Довер. Сколь бы ни был неприятен этот персонаж, мне кажется, его нельзя воспринимать только как грубого и агрессивного. Нам дают понять, что Келлер был психически неуравновешен ещё до пропажи дочери. Когда он был подростком, пережил смерть отца. Это не могло не оставить отпечатка в памяти Келлера. Его религиозность граничит с одержимостью; он бредит картинами конца света и устраивает в подвале своего дома убежище. Келлер с самого начала готов к тому, чтобы «превратиться в демона», он идеальная жертва для Холли Джонс.

Семья Бирчей невольно становится соучастниками преступления Келлера. На мой взгляд, их вина тяжелее вины Келлера и священника, поскольку они принципиально избегают принимать какое-либо решение, будь то сдать Келлера полиции или присоединиться к нему. Они не способны взять на себя ответственность за этот выбор, но это не делает их более высокоморальными, чем Келлер. Они знают о том зле, которое он причинил Алексу, но предпочитают молчать. Их молчание поощряет действия Келлера.

Хотя Келлер убеждён в виновности Алекса, он всё равно колеблется. Это видно в сцене, когда Келлер читает молитву, прежде чем пойти в свой старый дом. Он запинается после слов «И прости нам долги наши…», так как за ними следует «…как и мы прощаем должников наших». Именно этого Келлер не может сделать — простить.

Другие важные слова Келлер говорит Бенджамину Бирчу: «Он уже не человек. Перестал быть им, когда украл наших дочерей». Келлер пытается всеми способами дегуманизировать Алекса: закрывает его лицо пакетом, запирает в тёмной комнате, откуда его почти не видно. Все эти приёмы на самом деле помогают Келлеру абстрагироваться от того факта, что Алекс всё-таки человек.

Если у вас есть время, можете послушать лекцию известного психолога Филиппа Зимбардо. Он рассказывает о том, что самые обычные люди могут совершать любые зверства, если дегуманизировать их врага. Эта лекция, возможно, поможет вам лучше понять ход мыслей Келлера Довера.

Источник изображений: henrycavyll.tumblr.com

4.7 25 голоса
Рейтинг статьи
guest
36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Яна
Яна
5 лет назад

Добрый день,
Спасибо за столь подробный рассказ.
Мне лично остается непонятным роль священника и трупа найденного у него.

Алина
Алина
Ответить на  Яна
5 лет назад

Труп — это муж Холли, он раскаивался что убивал детей, а священник видимо решил прекратить убийства детей и убил чувака))

Ольга
Ольга
Ответить на  Алина
3 лет назад

А мне не понятно, почему в фургоне не нашли никаких следов девочек.

Анна
Анна
Ответить на  Яна
4 лет назад

Труп это муж Холли, пришёл на исповеди и признался что маньяк, она продолжила миссию мужа.

Kitty
Kitty
Ответить на  Яна
3 лет назад

Священник убил мужа Холли, который все это и придумал с похищениями

Елена
Елена
5 лет назад

Я вообще увидела другой смысл . Один отец тупил и не нашел своего ребенка, а другой не сдавался и его ребенка спасли. Смысл в том, что нельзя сидеть сложа руки и ждать манны небесной

Адия
Адия
Ответить на  Елена
5 лет назад

Про какого именно отца вы говорите , Джой же нашли и даже первее

nate
nate
Ответить на  Елена
4 лет назад

че то вас вообще не в ту спеть занесло

Алекс
Алекс
4 лет назад

Не понятно, когда нашли чернокожую дочку, почему в больнице она испугалась того отца? В чем тут смысл

Манго
Манго
Ответить на  Алекс
4 лет назад

Она сказала: ты там был!
Видимо джой слышала голос Келлера, когда тот приходил к тётке.

Марина
Марина
Ответить на  Манго
4 лет назад

Да но ведь там и показали кадр где он свою девочку берет и передаёт какой-то женщине

Дмитрий
Дмитрий
Ответить на  Марина
4 лет назад

Кадр который показали, это было воображение, которое под наркотиками додумало. Там же говорили что ей наркотик давали. Скорее всего он был как раз в той бутылке, которой поили детей. Это было для того, чтобы дети не могли ничего вспомнить, у них мутнелось сознание.

Яблоко
Яблоко
4 лет назад

Келлера в итоге нашли?

Инна
Инна
Ответить на  Яблоко
4 лет назад

Конечно и посадили в тюрьму

Доброжелатель
Доброжелатель
Ответить на  Яблоко
3 лет назад

Да, его нашли и он сел в тюрьму

Саня
Саня
4 лет назад

Мне непонятно, зачем нам показали кадры, где Алекс Джонс душит собачку, если оказывается, что он все-таки хороший?

Анна
Анна
Ответить на  Саня
4 лет назад

То что он хороший, не значит , что не может душить собачку. Этот момент помогает Келлеру ещё б больше убедиться в своей правоте и запутать зрителя. Но по факту,то что пацан душит собачку, не значит, сто он способен на похищение ребенка. Но человек в ярости слеп, и видит то, что хочет видеть.

Инга
Инга
Ответить на  Саня
4 лет назад

Он не хороший. Он человек без личности — никакой. Он и имени своего не помнит и вопросов не понимает.

Kamila
Kamila
Ответить на  Саня
4 лет назад

Это иллюстрирует то, что он остался с разумом ребенка («IQ 10»), а детям, как известно, свойственно проявлять жестокость.

Одуванчик
Одуванчик
Ответить на  Саня
4 лет назад

Да да, меня тоже это интересует. Он такой бедненький, наивный, мозг малыша. А душить бедную собачку, намекая на то что он сделает это и с девочками, он мог. Хорошо же соображал когда от полиции хотел бежать, или когда подтравливал Отца Анны. Где ему выгодно там он и дурачок. Даже ребенок не станет душить собачку, так что он такой же как та бабка. Она его сделала таким же

Инна
Инна
Ответить на  Саня
4 лет назад

Он не здоров и у него есть агрессия, как способ выхода, мучает собаку, но отпускает.

Вика
Вика
Ответить на  Саня
4 лет назад

Он хоть и взрослый, но не будем забывать что Q У него как у 10 летнего ребёнка. То что вытворяла женщина которая похитила девочек, явно на нём отразилось, как дети обычно запоминают и повторяют что-то, так и он. Видеть постоянно такие мучения. Когда он вышел с собакой он обернулся посмотреть, убедиться, что никто его не видит, как-будто ребёнок хочет убедиться что ему не влетит за шалость. Попробовал поиздеваться над собакой. Думаю вполне логично.

Просто человек ищущий ответов
Просто человек ищущий ответов
4 лет назад

Наткнулся на эту статью в поисках ответа, почему Джой, увидев батю семьи Келлера, сразу вспоминает этот ментальный лабиринт и говорит что видела Келлера нем и почему тот тут же убегает к бабке-радикалке, отчего детектив Локи сразу начинает его преследовать, находя при этом Алекса, но ответа на этот вопрос я не нашёл. У Келлера вдруг от этих слов все сошлось в голове или что? Он по-сути знает только о каком-то загадочном «лабиринте», и то что число похитителей больше одного человека, а ну ещё то что первого подозреваемого зовут не Алекс. Зацепки ничтожные, ни говоря уже о том, что они вообще никак не смогут привести к бабке и, в принципе, к чему либо, кроме шизофрении. Да и, сам момент с воспоминаниями нужен лишь по-сути для того, чтобы нагнать немного напряжения. Вы можете сказать, что он делает концовку более неопределенной. Но этого можно было добиться и иными методами. Как? Да, даже если бы Алекса из жалости выпустил отец Джой, можно было сделать куда лучше, чем в фильме.

Просто человек отвечающий на вопрос
Просто человек отвечающий на вопрос
Ответить на  Просто человек ищущий ответов
4 лет назад

Ну этот момент с воспоминаниями Джой является ничем иным, как сюжетной дырой, чувак. Это просто фильм с простым сценарием и с простыми сюжетными дырами, и ничего больше.

Инга
Инга

Это не дыра. Она сказала Келлеру, что он был в доме, где их держали с заклеенным ртом.

Если вы не видите связей, это ещё не значит что их нет 😉

Инга
Инга
Ответить на  Просто человек ищущий ответов
4 лет назад

Джой говорит: «you were there», — что Келлер был в доме, где их держали.
Конечно, он догадался где это — он и был-то всего в двух местах: у себя и у старухи Холли — вот он к ней и рванул.

А коп рванул к нему, думая, что тот удрал, как уличённый преступник.

Маша
Маша
Ответить на  Инга
4 лет назад

Просто не дошло до чуваков почему малая так сказала:)

Маина
Маина
4 лет назад

А я не поняла причем там был лабиринт? И этих двух парней (которых якобы считали похитителями) тоже эта тетка в свое время украла?

Лана
Лана
4 лет назад

Отец садюга. Пытать человека, только из-за своих предположений? Про конец фильма? Вот удивляюсь, что надо спасти героиню фильма, но при этом можно создать аварию из несколько машин, где сидят другие дети и люди.

Яна
Яна
4 лет назад

Выйдет ещё вторая часть?

Иван
Иван
4 лет назад

Почему Келлер, когда понял кто похититель, не сказал сразу детективу, хотя бы убегая крикнул, избежали бы кучи проблем?

Оля
Оля
3 лет назад

Ну, хоть теперь понятно стало чё почём! Спасибо!

Марина
Марина
3 лет назад

А почему чернокожую девочку маньячка отпустила, а вторую девочку собралась убить? И зачем вообще убивать детей, если ее целью, как она говорила, было искать зло в людях (во взрослых)? Похищения было бы достаточно, разве нет?

Разве не так?
Разве не так?
3 лет назад

Если бы Келлер не мучал Алекса, то детектив не пришел бы сообщить об нахождении Алекса в тот день, когда бабка вершила ритуал, и не спас бы девочку и никогда бы не узнал, что Холли виновна. Поэтому все, что ни делается — к лучшему. Да и слоган фильма «нельзя терять ни минуты» , вот и Келлер действовал радикально, но быстро и это принесло пользу (я бы даже сказал глобальную пользу).

Лара
Лара
3 лет назад

Наконец-то я успокоилась) Спасибо.

Алла
Алла
1 год назад

Интересная статья. Спасибо автору.
Мне кажется, ещё ближе к смыслу фильма перевод «Узники».