Кевин Спейси в последнее время оказался в Голливуде персоной нон грата: его признание в нетрадиционной ориентацией вкупе с обвинениями огромного количества людей в сексуальных домогательствах всплывает в разговорах гораздо чаще, чем названия прекрасных фильмов с его участием. С весьма выдающимся участием, надо признать: Спейси не перестает быть хорошим актером даже в том случае, если каким-то образом будет подтверждено, что он не очень хороший человек. И картина «Планета Ка-Пэкс» — это, вне всяких сомнений, один из наиболее значимых проектов, в которых он принял участие.
Капэксианин, знающий то, что недоступно жителям Земли
Появившийся на вокзале из ниоткуда и озадачивший немалое количество психиатров, Прот кажется на удивление здоровым и адекватным. То, что он говорит и делает, порой выглядит немного странно из-за уклона в якобы инопланетное происхождение, но не более того. В общем и целом Прот, возможно, даже более разумен, чем многие люди, живущие вне стен психиатрической клиники.
Письмена на странном языке, поедание фруктов вместе со шкуркой, постоянная невозмутимость и непосредственность лишь подогревают интерес к Проту со стороны психиатра Марка Пауэлла. Странное двойственное впечатление подкрепляется успешной помощью, которую капэксианин оказывает другим пациентам клиники. При этом он вроде бы и не делает ничего особенного и странного: просто задает вопросы, которых раньше почему-то не задавали, и говорит о вещах, о которых раньше почему-то не говорили.
Конечно, в наибольшей степени с толку сбивает предельно точный рассказ необычного пациента о расположении его родной планеты. Если все остальное, казалось бы, еще можно как-то выдумать, сыграть и сымитировать, то каким образом мужчина узнал о звездной системе, сама возможность существования планет в которой была открыта совсем недавно? Прота не знает никто из астрофизиков, согласившихся с ним побеседовать, и он уж точно не принимал участия в каких-либо научных исследованиях из этой области. Словом, по мере развития событий фильма сомневаться в «нездоровье» пациента начинает не только его психиатр, но и зрители.
Забыть о трагедии, переписав себя начисто
Если вы не помните подробностей фильма, то стоит упомянуть, каким образом Марк Пауэлл докопался до наиболее вероятной личности капэксианина. Погрузив пациента в глубокий гипноз, он обнаружил явно человеческие воспоминания. Доктору удалось выяснить, что Прот, вероятнее всего, является Робертом Портером. У Роберта была жена и маленькая дочь. Однажды преступник, недавно освободившийся из тюрьмы, пробрался в дом Портеров и изнасиловал жену Роберта, после чего убил и ее, и дочку. Мужчина, оказавшийся дома вскоре после этого, успел схватить насильника и убить его, а затем покончил с собой, утопившись в реке.
Однако тело Роберта так и не было найдено, из-за чего Пауэлл сделал вполне логичное предположение о том, что Прот – и есть Портер. В связи с этой печальной историей особое значение приобретают слова инопланетянина о том, что на Ка-Пэксе, якобы, в принципе отсутствует институт семьи.
То, что люди способны не просто подавлять, но даже корректировать тяжелые воспоминания или полностью заменять их выдуманными образами, было доказано много лет назад. Тем не менее, глубокие психологические травмы и способы реакции человеческой психики на подобные происшествия всегда представляют собой открытую тему для изучения. Своеобразие каждого отдельного случая настолько велико, что, несмотря на наличие внушительной теоретической базы, всегда можно столкнуться с пациентом, буквально застающим тебя врасплох. Именно это и произошло с Марком Пауэллом.
Планета, на которой абсурдно понятие семьи
Ни одному из ныне живущих людей не доступна возможность абсолютного обнуления. Мы не можем просто стереть все, чем мы являемся, и начать жизнь заново, либо записать на освободившееся место какую-то другую личность. Все ситуации, в которых человек как будто потерял все связи со своей сущностью, кажутся таковыми только на первый взгляд. В действительности что-то, что увязывает его нынешнего с ним прошлым, все равно где-то остается. Вопрос лишь в том, насколько глубоко и далеко это что-то прячется, и насколько хорошо оно охраняется защитными механизмами.
Роберт Портер изначально был человеком с далеко не самой счастливой судьбой, но у него хотя бы было что-то, ради чего стоило жить и бороться: семья. Как бы ни было сложно, как бы ни было страшно, он знал, что делает все ради семьи, и что даже в самый тяжелый день он может вернуться к жене и дочери, сделав этот день чуть более приятным. Но все это: смысл жизни, подушку безопасности, надежный тыл – у него варварски отняли. И не осталось ничего. В такой ситуации решение покончить с собой закономерно кажется Роберту единственным возможным выходом.
И он действительно это сделал: пускай его тело выжило, но от всего, что составляет его суть, Портер постарался всеми силами избавиться. В том числе, от привязанности к семье, от ее значимости и важности в жизни. Именно поэтому его утверждения о том, что на Ка-Пэксе нет семей, а детей воспитывает общество, можно считать подтверждением версии о душевной болезни. Из недосягаемой глубины история жизни Роберта Портера все же обусловила определенные нюансы создания Прота, поскольку иначе и быть не могло.
Но как же тогда исчезновение Бэсс?
Когда Прот погружается в кататонический ступор, из клиники пропадает Бэсс, которую капэксианин выбрал для того, чтобы она полетела вместе с ним на его родную планету. Конечно, если вам очень хочется верить, что мужчина действительно был инопланетянином, то вы можете использовать это в качестве доказательства своей версии восприятия фильма. Но, с другой стороны, не будет лишним отметить, что исчезнуть из клиники девушка могла и множеством других способов, из которых телепортация на другую планету – наименее вероятный.
Кроме того, «перелет» происходит 27-го июля, ровно через пять лет после того, как Роберт Портер потерял своих жену и дочь. Очевидно, что это не может быть просто совпадением. Пускай Прот и не помнит в подробностях, что случилось с Робертом Портером, не ассоциирует его историю жизни со своей, но он продолжает использовать сохранившиеся обрывки своих воспоминаний даже тогда, когда пытается поддерживать легенду о Ка-Пэксе. И безоговорочная вера в эту легенду со стороны других пациентов, то есть людей априори не слишком здравомыслящих, выступает в роли довольно иллюстративного подтверждения несостоятельности этой теории.
Однако каждый волен видеть в этой картине именно то, что ему больше нравится. В любом случае, задуматься о реальности нереального и нереальности реального каждого зрителя она точно заставит.
Создатели явно играют со зрителем. Они всеми силами доказывают дуалистическую теорию, что Прот это и инопланетянин из далёкого космоса и, одновременно, он является Робертом Портером.
Есть одна интересная идея: когда Прот рассказывает доктору Марку о том, что на Ка-Пэксе он выглядел бы как её житель, а на Земле он как землянин, то возникает идея, которая по-большей части самая фантастическая. Прот является существом, «подселённым» к реальному Робберту в тот самый момент, когда тот тонет. Пришелец Прот — это «дух» внутри пациента. Но он знает, что рано или поздно ему придётся покинуть тело, так как Робберт жив и сосуществует с ним одновременно. Улетев с помощью света на Ка-Пэкс, Прот забирает и Бэсс. Доказательство существования Прота внутри Робберта подтверждает и факт оставления записки доктору. Психические заболевания не уходят мгновенно, а состояние Робберта после «космического путешествия» Прота сразу изменилось. Человек стал прежним, в том же состоянии что и после трагедии.
Я так же восприняла этот фильм. В самоубившегося Портера вселили иную сущность, а после ее телепортации тело Портера стало прежним, как овощ.
Хороший фильм, Спейси великолепен.
Я тоже склоняюсь к этой версии! Однако есть несостыковка. Если Прот улетел в качестве «духа», то почему исчезла именно материальная Бэсс, а не её дух? И как исчезла тоже непонятно
А представить, что возможности этих инопланетян гораздо больше чем мы думаем, не приходидо в голову, и что они могут перемещать не только душу, ведь он четко сказал, только ожного человека, а значит это чем-то в их технологии ограничено.
Похоже на рассказ Говарда Лавкрафта за гранью времен
После просмотра фильма только такая идея, которую озвучил Алексей, и родилась.
уважаемый куда тогда бесс делась? Если прот улетел и остался овощ то бесс тоже должна была стать овощем.
Мне эта идея нравится больше всех остальных!
Интересное мнение, но где тогда тело Бэсс?
Учитывая бесконечность во всём такое вполне нормальное, но не привычное. Муравью тяжело будет объяснить собратьям с другого материка, что он прилетел к ним на самолёте.
Интереснейший фильм, точнее его концовка, много версий прочитал, но наиболее реальная на мой взгляд очень похожа на ту, что предложил Алексей.
Прот является духом, вероятнее всего это и есть форма жизни на его планете, это подтверждают его слова:
— на Земле мы можем спокойно передвигаться и быть незамеченными
— с собой я могу забрать лишь одного
действия:
— он спокойно исчезал, когда ему это было нужно и его никто не мог найти
Также Прот владел информацией, которая была недоступна даже самым лучшим ученым по сценарию.
По мне так все очевидно, Прот ждал день и время, когда будет идеальная возможность возвращения на родную планету, он покинул тело скотобойщика и с телом Бесс — вернулся на родную планету.
Логически размышляя — это по сути является единственная реальная версия, все остальные отпадают сами собой, размышляя логически.
Конечно сюжетом нас хотели немного запутать, чтобы мы после просмотра вспоминале его куда чаще остальных и пытались понять суть, но все же у них это не вышло 🙂
Всё хорошо и убедительно в этой развёрнутой версии, кроме ситуации с планетарием и осведомлённостью о далёкой планете.
И с тем, что его глаза воспринимают ультрафиолет, что у него маленький нормальный пульс и что в начале он взялся из ниоткуда.
а как насчет того что Портер видит в ультрафиолете (по словам ученых) ,это никого не смущает?
И ещё, обследовав его,врач сказал, что пациент видит ультрафиолетовый свет. А для человека это невозможно.