«Игры разума»: о любви, о шизофрении, или о гениальности?

Фильм Игра Разума (A Beautiful Mind, 2001) скрытый смысл и объяснение

Фильм «Игры разума» можно назвать культовым, навсегда вошедшим в фонд мирового кино и не собирающимся его покидать. При этом стоит вполне объективно отметить, что если эту картину в современных условиях посмотрит человек, который не видел ее ранее – то он, возможно, будет не слишком восхищен, и даже немного удивлен многочисленными одами и дифирамбами, которые ему пели критики и рядовые зрители. Другими словами, сейчас это все уже не ново, хотя и назвать «Игры разума» устаревшим фильмом язык вряд ли у кого-то повернется.

Поэтому очень важно помнить, что этот кинопроект был реализован в 2001-ом году. В 2001-ом году красивые, стильные, концептуальные фильмы о параноидальных шизофрениках еще не были избитой фишкой, использованной чуть ли ни каждым вторым режиссером. В 2001-ом году еще не было такого обилия картин о гениальных людях, отображающих как их многочисленные достоинства, так и серьезные недостатки, мешавшие им жить. Впрочем, многочисленные истории о глубокой и всепрощающей любви не были редкостью даже в 2001-ом году, но на то они и истории о любви: всегда интересны и всегда актуальны.

Словом, то, чем мы сейчас уже «наелись по горло», тогда было ново, свежо и актуально. Более того: «Игры разума» можно назвать образцом, эталоном, одним из первых фильмов подобного плана, снятых в современном стиле. И если, учитывая это, хорошенько к нему приглядеться, то можно ощутить нечто сродни удовольствию от посещения картинной галереи с работами художников, которые жили в прошлых столетиях: благоговение от того, что заслуженно вошло в историю искусства.

Любовная линия как пример для каждого из нас

Романтическая часть сюжета не просто не устарела – она стала даже более актуальной сейчас, в конце 2010-ых годов, чем была в начале 2000-ых. К сожалению, далеко не все тенденции, появляющиеся в нашем обществе, можно назвать положительными и конструктивными. И одной из наиболее «страдающих» сторон нашей жизни являются отношения.

Современные люди гораздо чаще строят эти самые отношения, основываясь исключительно на потребительство. «Ты должен мне это, и за это я дам тебе вот это». Браки заключают с теми, с кем это по каким-то причинам удобно, а при появлении первых проблем в отношениях стремятся их разорвать, а не наладить.

Джона Нэша нельзя назвать человеком, созданным для семейной жизни

Джона Нэша нельзя назвать человеком, созданным для семейной жизни

Правда, конечно же, настолько логична и очевидна, что говорить о ней даже немного смешно: нет идеальных людей, нет идеальных пар, нет идеальных отношений. У всех свои тараканы в голове, у всех свои проблемы, и в любом браке обязательно возникают какие-либо трудности. Просто одни люди вступают в брак с теми, с кем они готовы преодолевать эти трудности, что они впоследствии и делают, а другие выбирают пару по сомнительным критериям и пасуют вместо того, чтобы работать над отношениями.

Джон и Алисия Нэш – это что-то вроде образца, показательного примера, призванного напомнить нам, как по-настоящему надо относиться к любимому человеку. У них все неоднозначно, им очень сложно, но они вместе и они справятся. Отдельно тут стоит отметить именно персонажа Дженнифер Коннели: женщину, которая влюбляется в очень непростого человека и несет ответственность за свой выбор.

Реальная Алисия также в некоторой степени помогла Джону научиться жить со своей болезнью

Реальная Алисия также в некоторой степени помогла Джону научиться жить со своей болезнью

Конечно, вы можете подумать: «Этот фильм основан на реальных событиях, это просто случай из жизни, создатели картины ничего не хотели этим сказать». Однако дело в том, что многие факты из биографии Джона Нэша при написании сценария были подкорректированы и приукрашены. В том числе, и любовная линия (хотя Алисия действительно сыграла важную роль в жизни математика). И решение показать именно такую любовь: с поддержкой, пониманием, всепрощением и уверенностью друг в друге – было принято неспроста.

А был ли студент, агент ФБР и девочка?

Сценаристы подкорректировали многие аспекты биографии Джона Нэша, и особенности его параноидальной шизофрении не стали исключением. Во-первых, заболевание появилось у ученого гораздо позже, чем показано в фильме. И, что гораздо важнее, во-вторых, настоящий Нэш не видел никаких несуществующих людей. Он только слышал их голоса, без визуальных образов.

Нужно понимать, что параноидальная шизофрения имеет немало разных форм и проявлений. Она достаточно часто сопровождается галлюцинациями, но галлюцинации могут быть не только зрительными. По сути, они представляют собой образ, который непроизвольно появляется в сознании, а вот формы выхода и взаимодействия с этим образом могут быть различны. Галлюцинации могут быть даже вестибулярными, тактильными, обонятельными и так далее.

Джон Нэш прошел курс инсулиновой терапии в Нью-Джерси

Джон Нэш прошел курс инсулиновой терапии в Нью-Джерси

Но, очевидно, что любой из этих видов галлюцинаций не так зрелищен, как зрительные образы. Как объяснял режиссер, ему хотелось, чтобы зрители как будто залезли Джону Нэшу в голову, под черепную коробку, прочувствовали то, что чувствовал он. Поэтому слуховые галлюцинации и было решено дополнить визуальными. Еще раз напомним, что это был 2001-ый год, и появление воображаемых персонажей на экране на тот момент считалось достаточно оригинальным ходом.

Пожалуй, не будь Чарльза Германа, Уильяма Парчера и Марси, и этот фильм не был бы настолько эффектным. Одна только сцена, в которой Джон говорит, что научился жить вместе с ними и не позволять им управлять своей жизнью, глядя на всех троих его придуманных друзей, идущих чуть в отдалении, стоит неточного пересказа биографии. Эта сцена дарит надежду не только параноидальным шизофреникам, но и всем людям, столкнувшимся с проблемами, которые на данном этапе практически невозможно решить.

"Они мое прошлое, а прошлое преследует всех", - говорит Нэш в ответ на вопрос о галлюцинациях

“Они мое прошлое, а прошлое преследует всех”, – говорит Нэш в ответ на вопрос о галлюцинациях

Порой мы просто не можем изменить некоторые вещи, как бы нам ни хотелось. Но это не значит, что мы обречены страдать и катиться по наклонной: мы можем взять себя в руки и продолжить жить достойно, несмотря ни на что.

«Анализ равновесия в теории некооперативных игр»

Именно так называется работа, за которую Джон Нэш получил свою Нобелевскую премию. К слову, красочная церемония в Принстоне, а также сентиментальная речь с особыми благодарностями, направленными в адрес Алисии Нэш, также являются выдумками сценаристов. В Принстоне в принципе не проводятся такие церемонии. Более того, Джон Нэш даже не читал в Стокгольмском университете традиционную Нобелевскую лекцию, так как пребывал не в самом лучшем состоянии, и организаторы премии просто не решились на подобное мероприятие. В результате все ограничилось семинаром с участием Джона.

Вся церемония награждения была, по сути, выдумана

Вся церемония награждения была, по сути, выдумана

Конечно, это, опять же, выглядело бы не так зрелищно, как эффектная церемония. После всего, что мы увидели ранее, мы заслуживаем катарсиса: зрелища того, как гениальный (и отчасти сошедший с ума из-за своей гениальности) человек получает законную награду. И это зрелище мы получаем.

Возможно, такой подход к пересказу биографии и преподнесению главных мыслей можно назвать немного простоватым и прямолинейным. Но, с другой стороны, именно подобные фильмы нередко задевают струны нашей души сильнее всего, тогда как картины с замудренным сюжетом оставляют после просмотра лишь растерянность и недоумение. Поэтому «Игры разума» можно назвать фильмом на все времена, в котором каждое поколение найдет для себя что-то интересное и важное.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.