Все, кто посмотрел «Вечное сияние чистого разума», делятся на две части. Первая и большая часть отзывается о фильме восторженно, вторая — намного меньшая — пожимает плечами. Меж тем есть основания утверждать, что обе категории зрителей не поняли фильм Мишеля Гондри до конца, потому что если одни видят в нем восхитительную романтическую историю, то другие — скучную и в чем-то вторичную романтичную историю. Но действительно ли «Вечное сияние…» — несколько запутанный рассказ о любви двух противоположностей?
О чем фильм?
В сюжете «Вечного сияния…» тесно переплетаются два темы: любви и памяти. Заставляя Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друга друга из своей памяти, а потом снова встретиться и влюбиться, создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. Оригинальность этой, в общем-то, простой истории придает обращение героев в «Лакуну» — небольшую компанию, занимающуюся стиранием памяти. Если с Клементиной у сотрудников компании все прошло гладко, то Джоэл оказывается сложным клиентом, и только вмешательство доктора Мерзвияка позволяет довести процедуру стирания памяти до конца. Налаженная технология дает сбои, когда человек внутренне сопротивляется манипуляциям с его сознанием, а любовь все равно остается жить где-то глубоко в подсознании.
Но что тогда любовь, и, шире — наша жизнь, если, с одной стороны, память можно откорректировать, а с другой — происходящее в сознании может восприниматься как реальность? Как не запутаться в хаосе эмоций, конфликте сознательного и подсознательного, как понять, что тебе нужно? После просмотра фильма ответ напрашивается сам собой: оставить в покое прошлое и жить здесь и сейчас. Среди цитат, приводимых Мэри, явно не хватает мысли Льва Толстого: ничто не важно, кроме того, что ты делаешь в настоящую минуту. И именно это есть жизнь и любовь.
Таким образом, «Вечное сияние чистого разума» — фильм не только о природе любви, но и о природе жизни. Любые рефлексии, копания в себе, — даже без всяких фантастических технологий — несовместимы с этой природой, и наоборот: тот, кто умеет воспринимать жизнь как чудо, которое каждый день творишь заново, получит шанс стать счастливым.
В чем смысл названия?
Объясняя название фильма, обычно указывают, что это цитата из поэмы известного английского поэта А.Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), и что на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind». В фильме Мэри вспоминает четверостишие, в котором содержится эта строка «Как счастливы невест Христовых свиты…», но чтобы понять до конца, что стоит за названием, нужно вспомнить сюжет поэмы.
Герои Поупа — реальные исторические персонажи, пылкие влюбленные с трагической судьбой. По мнению критиков, поэт в этой поэме превзошел себя, передавая скорбь Элоизы, насильно разлученной с мужем и тоскующей по нему в монастыре. Смысл поэмы в том и состоит, что подлинную любовь невозможно забыть, даже если ты отрекся от мирской жизни.
Что же делает Мэри, знающая мировую культуру по сборникам афоризмов? Она берет цитату из поэмы, посвященной силе любви, чтобы доказать, что без любви (и с промытыми мозгами) намного лучше. Что называется: слышала звон, да не знает, где он. Таким образом, в названии фильма заложена ирония, его нельзя воспринимать буквально: чистый разум не сияет, и с промытыми мозгами не очень радостно жить.
Почему титры появляются лишь на 18-й минуте фильма?
Фильм начинается необычно: сценой якобы первого знакомства главных героев, и лишь через 17 минут зрителю напоминают, что он смотрит фильм. Подобный прием связан и с главной идеей фильма (важно то, что происходит сейчас, титры подождут), и с его хронотопом: чтобы лучше показать чувства героев и происходящее с ними, действие постоянно переносится в разные временные пласты вплоть до далекого детства Джоэла.
Почему Джоэла и Клементину так тянуло друг к другу?
Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть несходство персонажей: Джоэл — вялый, Клементина — активна; Джоэл придерживается правил, Клементина любит их нарушать; Джоэл — серый, невзрачный, Клементина — яркая, запоминающаяся, и т.д. Можно сказать, что герои являются полными противоположностями друг другу, и именно потому они никак не могут расстаться: даже «забыв» все, они обречены на встречу и новый виток отношений.
Но в то же время противоположности всегда имеют больше общего, чем им кажется. Не только Джоэл, но и Клементина живет вполне обычной жизнью без грандиозных событий, она такой же винтик в огромном мире, как и он. Они принадлежат к одному социальному слою и поколению, не говоря о том, что все люди: яркие, и серые, конформисты, и неформалы — одинаково нуждаются в любви.
В чем смысл линии Мэри?
Любительница афоризмов Мэри Стиво является самым интересным второстепенным персонажем, характер которого к тому же показан в развитии. Сначала мы видим банальную блондинку-секретаршу, от которой вроде бы нечего ожидать, кроме шаблонных фраз. Потом выясняется, что Мэри — весьма горячая штучка, готовая не только на служебный роман, но и на секс в присутствии спящего клиента. Но не успевает зритель привыкнуть к этой ипостаси, как обнаруживается, что за образом раскованной блондинки скрывается драма женщины, влюбившейся в человека, который не гнушается копаться в ее сознании. А в финальной части фильма Мэри оказывается способна на смелый и решительный поступок, отправив бывшим клиентам «Лакуны» кассеты с их признаниями.
Мэри — живое доказательство того, что никакие манипуляции с человеческим сознанием не остаются безнаказанными: они одинаково печально заканчиваются и для тех, кем манипулируют, и для тех, кто манипулирует. В то же время ее повторная, так сказать, влюбленность в доктора Мерзвияка еще раз подтверждает: противоположности притягиваются, и пока эти противоположности находятся рядом, они будут притягиваться снова и снова.
Почему у Клементины разноцветные волосы?
Многие поклонники (а еще сильнее) поклонницы Кейт Уинслет были разочарованы экзотическими цветами ее волос в фильме — зеленым, красным и синим. Мало того, что такие оттенки не идут актрисе: в кадрах с синими волосами бросаются в глаза еще и отросшие корни. И хотя лицо Кейт Уинслет — вопреки кошмару на голове — все равно сохраняет привлекательность, напрашивается логичный вопрос: зачем этот кошмар понадобился?
Самый простой и логичный ответ: необычный цвет шевелюры подчеркивает необычность личности Клементины, ее бунтарский дух и пренебрежение правилами. Но возможно еще одно объяснение, согласно которому каждый цвет волос имеет свое значение: зеленый — надежда, красный — эмоции, агрессия, синий — стабильность, переходящая в рутину.
Что было дальше с Джоэлом и Клементиной?
Финал фильма можно назвать открытым: мы знаем, что герои остались вместе, но надолго ли? Сумели ли они извлечь уроки из всего, что произошло, или опять разругались? Как ни странно, это не имеет значения. Они были счастливы, пока были вместе — и это главное.
— Знаете, Джоэл, волшебство уходит.
— Знаю.
— Что делать будем?
— Наслаждаться моментом.
А я вот смотрел и не понял почему они разругались. Типа она в него влюбилась но ненавидела так сильно что пошла стереть память. Не пойму причину.
Как раз наоборот, все происходило постепенно, обиды девушки копились словно снежный ком и в один миг она просто не выдержала и решила поставить окончательную точку в отношениях. Джоел был слишком прямолинейным парнем для Клементин, скажем так. Неоднократно упрекал ее в легкомыслии (например, когда она вернулась с вечеринки сказал, что она наверняка ему изменила, ведь у нее такая ветреная натура), говорил о ее безответственности (например, когда она захотела завести ребенка, он намекнул, что она к этому явно не готова и не понимает о чем просит). Она в свою очередь совершенно не умела воспринимать здравую критику и обвиняла Джоела в занудстве и излишнем консерватизме.
Шо непонятно? Баба! Он ей не дал поколбаситься, а она-то так хотела. Стереть память? Так в фильме это постоянно подчёркивается — и борьба и сходство противоположностей. Они разные — влюбилась. Они разные — возненавидела. И что характерно — она. Обычно жёны подают на развод. Хоть и любят…
Тихое помешательство, он её придумал, потом его лечили в дурке. Но не вылечили, в конце так и остался со своим психологическим расстройством личности, это всё от одиночества.
Недавно пересматривал и задумался над сценой с начальными титрами, где он кассету слушал. Не совсем понял когда она произошла. Кассету он выкинул на дорогу, так что это не та же с конца фильма. Друзья ему дали только письмо, да и кто им запись будет давать. В Лакуне тоже ничего не давали, по крайней мере такого не показывали… Так откуда эта сцена? Намёк что не первый раз стирает память, или просто создатели упустили какой-то момент?
Поправка: Элоиза и Абеляр не были мужем и женой.
Психотронника