Принцесса Мононоке: сила ненависти

Принцесса Мононоке - смысл анимэ-мультфильма

«Мононоке» — не просто сказка, а миф, основанный на истории Японии и её древних легендах. Слово «Мононоке» – не имя лесной принцессы. Так называют духа зла и мести. Так что название фильма Миядзаки скорее переводится как «Принцесса Месть». И речь в нём не только о противостоянии человека и стихии, цивилизации и природы, но и о противостоянии человека самому себе.

Демоны технологии против демонов природы

Человеку всегда льстило главенствующее положение в эволюционной иерархии; царственный венец никогда ему не жал. Всеми силами он старался утвердить своё положение на земле, менял окружающий мир по своему усмотрению и в соответствии со своими желаниями и причудами. Вырубка лесов, уничтожение целых видов растений и животных – вот самые главные «победы» человека, возомнившего себя владыкой. Но «Мононоке» показывает, чем заканчиваются подобные заблуждения: они несут смерть и страдание самим людям.

Каждый удар, нанесённый природе, возвращается к человеку. Природа умеет мстить, и мстит изощрённо. Лучше жить с ней мире и разумно пользоваться её благами, чем вступать в необдуманные схватки. Противостояние с духами Леса и с его обитателями дорого обходится людям, населяющим Железный Город, где проходит действие фильма.

Война до поражения

«Принцесса Мононоке» помогает зрителю осознать, что войны и конфликты зачастую неизбежны, и что найти мирное решение не всегда удаётся. Животные защищают родные леса, считая людей захватчиками. Но ведь и людям надо жить, добывать руду, плавить металл. Железный Город – типичное пограничное поселение на стыке цивилизованного государства и дикой природы; его жителям противостоят не только животные и мифические духи, но сама стихия. Проблема в том, что люди не могут остановиться в своей жадности. Они боятся разорения и смерти, и потому продолжают вырубать лес.

Каждая сторона в этой войне считает себя правой. Потому вопрос беглого принца Аситака, вынужденного покинуть своё племя из-за проклятия, ставшего отголоском войны человека и природы, остаётся без ответа. «Почему человек не может жить в мире с Лесом?» – спрашивает он. Ответ повисает в воздухе: потому что он – человек. Людям мало вырубить лес ради своих целей – они хотят убить Духа Леса, уничтожить не только животных, но и древних богов и духов, обитающих в ветвях таинственных деревьев и среди замшелых скал.

Прокажённые, проститутки и полукровки

Сказочная канва повествования не мешает «Принцессе Мононоке» быть остросоциальным произведением. В фильме неожиданно ярко звучит проблема угнетённых меньшинств, их социализации и поиска места в жизни общества.

Железный Город, как и все пограничные города,  населён беглыми невольниками, бывшими проститутками и даже прокажёнными, которые были табуированы во всех цивилизациях за всю историю человечества. Городом руководит госпожа Эбоси. Эта умная и дальновидная правительница отбросила все стереотипы и помогла отверженным найти своё призвание. Те, в свою очередь, исправно трудятся, ценой жизни защищают город и проявляют искреннюю преданность своей госпоже.

Но прокажённые Железного Города – не единственные, кому приходится бороться с предубеждениями окружающих. В том же положении и сама Принцесса Мести, Мононоке Химе, прекрасная девочка по имени Сан, отданная на откуп белым волкам. Волчица Моро считает девочку родной дочерью, но остальные животные неоднократно попрекают Сан человеческим происхождением. Сан вынуждена сражаться на стороне животных против людей, и потому особенно уязвима: из двух сторон своей личности ей приходится выбирать одну.

Проклятие, которое настигает принца Аситака, ставит его вне закона в своём племени. Он вынужден покинуть родные края и семью, став изгоем. Ему чужды не только силы природы, животные и духи Леса, но и люди. Тем не менее, благодаря врождённому благородству, понятиям о чести и справедливости, Аситака находит общий язык даже с враждующими сторонами, ухитряясь спасти и Сан, и госпожу Эбоси.

Сила злобы

Что это за страшные кровавые щупальца, пронизывающие плоть и проникающие в самое сердце? Что же за проклятие поразило главных героев? Его имя Ненависть – страшное зло, разрушающее личность. Именно она стала проклятием, погубившего гигантского кабана Наго. Принц Аситака убил Наго, но сам «заразился» его ненавистью и злобой.

Современная психология признаёт тот факт, что пламя ненависти пожирает человека не только изнутри, а выражается в телесных симптомах. В этом смысл «недуга» принца Аситака. Его заразила демоническая сила злобы, ярости и жажды мести. Недаром в момент боя он одним ударом сносит головы и отрубает руки самураям: злоба, выпущенная наружу, становится стократ сильнее.

Ненависть заражается слепой вождь кабанов Оккотононуси и волчица Моро, но Дух Леса приносит им исцеляющую смерть. Аситака остаётся жить, потому что чёрная злоба не смогла проникнуть в его сердце, не смогла затуманить разум.

Смысл окончания фильма

Госпожа Эбоси отстреливает голову Духа Леса, что приносит страшные разрушения. Правительница Железного Города остаётся без руки после посмертного укуса Моро. В этом скрывается понятный смысл: ведь госпожа Эбоси, одной рукой творя добро,  другой рукой губила Лес. Аситака удаётся вернуть Духу голову, но тут наступает восход, когда Дух должен был принять иную форму. Дух растворяется, уходит в небытие. Свежая зелень покрывает обгоревшие холмы.

Дух Леса умер – пришло время людей. Боги и духи отходят в прошлое. Но принц Аситака уверен, что Дух не мог умереть, ведь он — сама Жизнь. Сан и Аситака, будучи отверженными «своими», не возвращаются с победой в родное племя: Сан снова уходит в Лес, Аситака – в Железный Город, к новым друзьям. Госпожа Эбоси одержала победу, хоть и заплатив огромную цену. Однако она изменилась, и есть надежда, что новый город, который она обещает построить, будет более миролюбив к природе. Духи побеждены, как и племя Аситака. Они уступают место пришельцам – более сильным и амбициозным.

Сила чувств героев помогает им не только в битвах, но и там, где бессильны слова или оружие. Они способны на ненависть, на преданность, на грубые шутки и на мистические прозрения. Фильм поднимает проблемы индустриализации, экологии, гендерного разделения труда, милитаризации, уничтожения коренного населения, социализации людей с заболеваниями.

Несмотря на позитивные ноты финала, в нём чувствуется горечь – особенно, если вспомнить, что последние японские волки были уничтожены охотниками сто лет назад. Племя прекрасной Сан больше не существует. Одинокий дух «кадама», появляющийся на зелёном холме – это просто напоминание о том, что «у холмов есть глаза», а у Леса – история.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.