«Любовь, сбивающая с ног» — это комедия. Комедия с Адамом Сэндлером, что может звучать как приговор для ценителей качественного кино. Но если вы не стали ее смотреть, не ожидая ничего хорошего от фильма, главный актер которого снимался в картинах вроде «Пиксели», «Папа-досвидос», «Одноклассники» и тому подобных, то вы, наверное, все же что-то упускаете. Нельзя сказать, что «Любовь, сбивающая с ног» способна понравиться абсолютно каждому зрителю, однако испытать от ее просмотра определенные положительные эмоции могут многие. Неспроста она номинировалась на Каннском кинофестивале и даже была удостоена награды за лучшую режиссуру.
К слову о режиссере. Пол Томас Андерсон – это человек, который подарил нам, помимо прочего, «Нефть», «Магнолию», «Мастера» и «Призрачную нить»; человек, который был неоднократно номинирован на Оскар. В его репертуаре найдутся фильмы разных жанров, и все они по-своему интересны. Пол Томас Андерсон создает кинокартины как полноценные, завершенные, многогранные и даже в некоторой степени монолитные истории, в которых нет лишних или недостающих деталей. И «Любовь, сбивающая с ног», также оказалась именно таким фильмом.
Барри Иган – смешной, но не комедийный
Первый эпитет касательно персонажа Адама Сэндлера в этом проекте, который приходит в голову – это странный. Странный, не совсем адекватный, неуверенный в себе, имеющий явные психологические проблемы, страдающий от этих проблем, вынужденный тесниться в рамках, которые он сам же себе и поставил (впрочем, не без влияния окружающего мира). И если бы это был другой фильм с Адамом Сэндлером в главной роли, то мы бы, возможно, над ним смеялись. Просто хохотали и веселились, глядя на то, какой он показательно нелепый.
Но здесь все обстоит совсем не так. Конечно, комичные ситуации, в которые порой попадает Барри Иган, все же вызывают определенные взрывы хохота, но сам персонаж здесь вовсе не выступает в качестве клоуна. Это неидеальный, страдающий, мечущийся, и при этом довольно красивый внутри человек, с которым каждый зритель может почувствовать некоторое родство. Ведь всем нам порой не хватает смелости и решительности, уверенности в себе. Все мы порой действуем иррационально и глупо. И все мы порой забываем об инстинкте самосохранения и черпаем из каких-то неведомых закромов смелость и силу, чтобы позаботиться о тех, кого мы любим.
Что делает с нами любовь?
Этот фильм – не артхаус, и долго ломать голову в стремлении разгадать его идею зрителю не приходится. Жизнь Барри Игана круто меняет внезапно свалившаяся на его голову любовь в лице очаровательной Лены Леонард: легкой, позитивной, весенней, словно теплый летний ветерок с ароматом цветущих цветов. При всем этом Лена отнюдь не идеализирована: она также получилась вполне живым и реалистичным персонажем, со своими особенностями, своими комплексами, своим недоумением от происходящего. Как и, впрочем, со своей способностью рассмотреть что-то стоящее в нелепом на первый взгляд человеке и постепенно им очароваться.
Для Барри Игана этот теплый летний ветерок действует скорее как ураган. К собственному удивлению, он, до этого лишенный удовольствия и счастья любви, перманентно одинокий и более чем привыкший к этому статусу, чувствует, как его сердце оттаивает. И как бы идеалистично и банально это ни было, это то, что случается с каждым из нас. Даже если мы закрываемся от всего мира, обретаем способность жить без толстых нитей нерушимой связи, тянущихся от нас к другим людям, мы все равно не застрахованы от любви. Не застрахованы от того, чтобы однажды встретить человека, ради которого захочется сделать исключение, с которым захочется чего-то большего, чем то, к чему мы привыкли. Который станет нашим воздухом и нашим спасением, даже если мы клялись себе, что никому не позволим стать для нас кем-то настолько важным.
Вот и Барри открывает в себе новые стороны по мере того, как сближается с Леной: порой неуклюже и нелепо, но все же довольно мило. Из затюканного мямли он постепенно превращается в мужчину. Пусть, опять же, мужчину своеобразного, и не лишившегося своих проблем как по взмаху волшебной палочки, но все же решительного, смелого, ответственного и надежного. Очень по-своему надежного, что не укрывается от внимания его возлюбленной.
Будьте осторожны, пользуясь «сексом по телефону»
Часть сюжета, связанная с разборками из-за звонка Барри на линию «секса по телефону», решает две основные задачи. Во-первых, добавляет фильму юмора: в конце концов, это все же комедия, и если бы в ней не было чего-то забавного, то он оказался бы слишком серьезным и драматичным для юмористического жанра. Во-вторых, в веселой форме служит для раскрытия персонажа Барри Игана и выступает в качестве своеобразной дополнительной сцены, на которой разворачивается раскрытие сильных черт его характера.
Но, в общем-то, это забавно и само по себе: то, насколько далеко может зайти человек, отказавшийся стать жертвой мелкого вымогательства. И то, насколько далеко могут зайти нечистые на руку люди в стремлении наказать того, кто оказался достаточно смелым для защиты своих прав и чести. Пусть это все – чистейшей воды выдумка, история, придуманная для развлечения, она не настолько далека от жизни, насколько можно подумать. В современных условиях действительно довольно просто нарваться на мошенников, а вот отстоять свою правоту очень сложно.
Концепция лишнего человека
Возможно, одна из причин, по которым «Любовь, сбивающую с ног» все же стоит посмотреть – это та самая концепция лишнего, ненужного, неформатного человека, которая была популярна всегда и которая неизменно актуальна. По сути, о таких людях повествует и фильм Пола Томаса Андерсона «Магнолия» — только там историй несколько. И это, на самом деле, действительно злободневная и насущная тема, причем вне зависимости от времен и эпох.
Всегда будут существовать критерии и правила, по которым кто-то будет успешно интегрирован в социум, а кто-то останется на его обочине. Более того: на определенном этапе своей жизни практически каждый человек всегда будет чувствовать себя именно тем, кто оказался лишним, ненужным на этом празднике жизни. У кого-то это проходит, у кого-то – нет. Кто-то находит людей, которые замечают его сущность, несмотря на нестандартные внешние проявления, и общается с ними, не чувствуя себя таким уж изгоем. Кто-то остается один и ждет от людей только самого худшего, опасаясь почувствовать к ним хоть какую-то симпатию.
Эта тема практически безгранична, и раскрывать ее, создавать для персонажей ситуации, которые вынудят их ломаться, разбивать закостенелый кокон, в который они заключили свою душу, можно очень многообразно. Но все же для этого фильма Пол Томас Андерсон выбрал самый романтичный вариант – искреннюю, теплую, всепоглощающую, разрастающуюся любовь. Самый романтичный и, возможно, самый насущный и самый вечный.
«Любовь, сбивающую с ног» можно смотреть для того, чтобы приятно провести время. Или для того, чтобы поверить: ваше счастье вас обязательно найдет, даже если сейчас вам кажется, что надеяться не на что. Или же для того, чтобы лучше понять себя и окружающих людей и, возможно, научиться относиться к ним менее предвзято. Снять со своих глаз навязанный обществом фильтр и утратить способность отличать «ненужных» людей от «нужных».