«Лабиринт Фавна»: смысл фильма-аллегории

Смысл фильма Лабиринт Фавна Гильермо дель Торо, обзор и рецензия

«Лабиринт Фавна» – это жуткая, страшная и захватывающая история о непростом для Испании времени. Мы переносимся в 1944 год – после окончания гражданской войны, во времена диктатуры Франко и жестоких гонений всех несогласных. Люди напуганы и скованы, обстановка гнетущая и неспокойная.

Картина являет собой переплетение двух линий повествований. Первая линия рассказывает нам о неспокойной обстановке в обществе и борьбе с режимом героических партизан, которые прячутся в окрестных лесах, и которым тайно помогают много позитивных персонажей. Вторая линия повествования полностью посвящена девочке-подростку Офелии, а именно ее фантазиям и мечтам.

Лабиринт Фавна смысл фильма, обзор и рецензия

Многие могут поразиться тому, что волшебный мир, в котором живет Офелия, может быть настолько жестоким. Но эта ее вымышленная реальность отталкивается от жестокой действительности. После просмотра картины никто вам не скажет, что посмотрел банальную сказку-фэнтези. Если сравнивать сюжет с мрачными сказками (например, творчеством Гримм), то зритель увидит огромную разницу: в фильме режиссер просто «смакует» жуткие и кровавые сцены, в то время, когда во многих литературных произведениях страшные моменты проходят «вскользь» и на них не так обращается внимание.

Кинокартина поражает и завораживает зрителя: красивая местность, старый лабиринт, мрачное подземелье и жуткие существа. Величественный Фавн, Безликий – они выглядят очень натурально и страшно. Смотря на этих персонажей нет и намека на фальшь или «дешевку». Все это – результат огромной работы гримеров, костюмеров и декораторов, которую качественно дополнили удачной компьютерной графикой.

Вход в лабиринт Фавна

Невероятно, но актер Даг Джонс, играющий Бледного человека, целых четыре часа забирался в костюм, в котором еще и приходилось дышать через ноздри чудовища.

Вдохновение для создания картины дель Торо черпал из мрачных полотен Гойи.

Сюжет «Лабиринта Фавна»

Вначале мы видим, как Офелия умирает. Но время возвращается вспять, чтобы показать нам как все было. Предыстория гласит о принцессе Моанне, сбежавшей из подземного мира в мир людей и умершей в нем. Но ее отец решает ждать, сколько потребуется, когда душа дочери уже в другом облике вернется домой, поэтому оставляет для нее множество тайных дверей по всему миру.

Момент, когда Офелия умирает

Мечтательная и застенчивая девочка-подросток переезжает вместе со своей беременной матерью Кармен загород – к ее новому мужу, жестокому и властному капитану Видалю. Видаль обосновался на старой мельнице и ведет жестокую борьбу с партизанами. Падчерица ему совсем не нужна, он лишь терпит ее, в то время как ждет на рождение родного сына от Кармен.

В тот же вечер фея уводит Офелию в лабиринт к Фавну, где тот говорит о ее происхождении и дает три задания и книгу. Сначала девочка спасает гигантское старое дерево от противной жабы и находит ключ. Затем она проникает в подземелье к Бледному человеку, но проваливает задание.

Офелия съедает виноградину и пробуждает Бледного человека

В это время Видаль выкрывает  в помощи партизанам доктора и Мерседес, а Кармен рожает сына и умирает. Фавн дает последний шанс Офелии – ей надо принести маленького братика ночью в лабиринт. Все идет как надо, но из-за облавы Видаль заметил ее и пошел следом. В лабиринте Фавн хочет пролить кровь новорожденного, чтобы открыть врата в волшебную страну, но Офелия отказывается наотрез. Это и стало самым серьезным и тяжелым испытанием в фильме. Тогда капитан отбирает сына и стреляет в девочку. На выходе из лабиринта Видаля убивают партизаны, а Мерседес забирает мальчика.

Офелия умирает на руках Мерседес, но все же попадает домой – к своему отцу.

После смерти девочка попадает в подземное царство к своим родителям

Реальность или вымысел?

Многие расходятся во мнении о том, что в фильме настоящее, а что вымысел. Конечно, на первый взгляд кажется, что все, что связанно с Фавном – нереально, но в то же время многие детали из фантастической линии повествования попадают в показанную нам «реальность»:

  • волшебная книга с заданиями
  • корень мандрагоры
  • волшебный мелок

Сам Гильермо дель Торо в своем интервью также подтвердил «реальность» вымышленного мира.

Фавн является Офелии и дает задания

Герои-образы в картине

Положительные персонажи в фильме играют очень скупо (будто постоянно прячут свои чувства), но и проникновенно в то же время. Это легко понять, ведь во времена несвободы людям свойственно постоянно быть начеку, всего остерегаться, а вести себя естественно в такой обстановке крайне сложно, да и опасно.

Мир волшебства также жесток, как и реальный. Но в нем Офелия играет ключевую роль и не является маленькой и беспомощной. Она сама определяет свою судьбу, берет ее в свои руки. А еще в волшебном мире даже жуткий и коварный Фавн выглядит менее страшно, чем фашист Видаль.

Поначалу зритель осознанно видит в картине две реальности, но затем они переплетаются и уже не так просто определить, какой мир настоящий, а какой – зазеркалье. Ведь вдруг весь увиденный фашистский ужас – это просто дурной сон?

Доктору жалко повстанца, и он делает ему смертельную инъекцию, чтобы прекратить его страдания

Многие критики сравнивают «Лабиринт Фавна» с «Алисой в Стране чудес» Кэррола. Но между произведениями есть огромная разница. Если в «Алисе» опытный читатель увидит тонкую пародию на тогдашний уклад жизни, то в «Лабиринте» становится ясно, что увиденная  история – это то, как ребенок воспринимает окружающий мир через призму собственных чувств. Не желая мириться с суровой и жестокой реальностью, девочка придумывает свою реальность, к сожалению, такую же жестокую. Хотя в своей реальности Офелия хотя бы сама вершит свою судьбу.

Видель понимает, что Мерседес помогает повстанцам

Но главное, что в выдуманном мире ее ждет отец, которого ей так не хватает в повседневной жизни. И правда, будь муж Кармен жив, он бы защищал свою семью до последнего, как и любой мужчина.

Можно заметить, что герои картины сильно идеализированы, у каждого выделена особая черта: доблестные партизаны с белыми воротниками (хотя и живут в лесу!), совестный доктор, бесстрашная Мерседес, покорная Кармен, Офелия-бунтарка, садист и педант Видаль.

Старинный лабиринт в фильме выступает связующим звеном между двумя мирами, он олицетворяет поиск истины, жизненные испытания, бессмертие.

Офелия читает сказку про фей как раз перед тем, как настоящая фея в виде богомола прилетает к ней

Мораль фильма

Итак, многие  критики расходятся во мнении о том, что на самом деле хотел показать режиссер. То ли главная идея это интерпретация реальности детской психикой, то ли фильм совсем не аллегория, а фантастический мир, такой же реальный и осязаемый, как и наш. Когда Офелия умирает, она попадает в подземное королевство, или это просто еще одна галлюцинация? На эти вопросы каждый зритель должен найти свой ответ.

Если считать фильм волшебной сказкой, то он заканчивается на весьма счастливой ноте – девочка получает то, чего так хотела. Но если воспринимать картину как реальность, то фильм будет для зрителя довольно тяжелым, жестоким и грустным, с очень печальным финалом. Одно можно сказать наверняка – равнодушным не останется никто.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.