Отношения с фильмом «Крупная рыба» у людей, как правило, складываются по одному из двух типов. Вы либо его не понимаете (речь идет не столько о сюжете, сколько об эмоциональном, эмпатическом понимании) и вскоре забываете, либо очаровываетесь им чуть ли ни до конца жизни. Потому что эта картина – из разряда тех, которые в принципе не способны оставить равнодушным зрителя, настроившегося видеть не только глазами, но и своей душой.
Тим Бёртон взялся за создание «Крупной рыбы» вскоре после смерти собственного отца. Он много размышлял об их отношениях и был рад возможности перенести эти размышления в кинематографическую плоскость. Впрочем, даже поверхностно знакомому с творчеством этого режиссера человеку будет понятно, что он ассоциирует себя, в первую очередь, с Эдвардом Блумом, а не с его сыном Уиллом.
Многие называют эту картину отчасти автобиографической по отношению к самому Бёртону: к человеку, который как никто любит сочетать реальности и выдумки, который достаточно часто остается непонятым и который терпеть не может стереотипное мышление и банальное восприятие окружающего мира.
В процессе создания картины Тим Бёртон и Эван Макгрегор, которому досталась роль Эдварда Блума, немало времени потратили на создание той тонкой грани между реальностью и выдумкой, которая должна была стать характерной чертой всех историй Блума. Это должна была быть не то, чтобы фантазия, но и не реальность. Причем снимать все сцены воспоминаний Эдварда предполагалось во вполне реалистичной манере, но с учетом всех фантазий постаревшего рассказчика и с сохранением неповторимого очарования, присущего всем проектам Бёртона в принципе.
Откуда взялся сценарий «Крупной рыбы»?
Сценарий к этому фильму написал Джон Огаст, а книгу, которая была положена в основу сценария – в свою очередь, Дэниел Уоллес. «Крупная рыба: роман мифологических пропорций» является наиболее известным произведением этого писателя и художника. Сценарий был написан достаточно задолго до того, как за него взялся Тим Бёртон, и изначально предполагалось, что с ним будет работать Стивен Спилберг. Интересно, что именно Джон Огаст также выступал сценаристом для двух других известных проектов Бёртона – фильма «Чарли и шоколадная фабрика» и мультфильма «Труп невесты».
Преимущества развитой фантазии
Слоган этого фильма звучит как «An adventure as big as life itself», что обычно переводят на русский язык как «Приключения длиною в жизнь». Собственно, картина и открывает нам взгляд на то, какой может быть жизнь, наполненная чем-то необычным, интересным, захватывающим, даже если в действительности она могла бы показаться относительно «нормальной».
Как однажды отметил британский писатель Уильям Сомерсет Моэм: «Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Все мы прекрасно знаем, как выглядит реальный мир, каким законам он подчиняется, какие требования предъявляет тем, кто в нем живет, и так далее. Но, с другой стороны, если подумать хорошенько, то мы не знаем о положении вещей в мире практически ничего. Зачем мы здесь, почему мы именно такие, насколько мало то, что мы способны почувствовать, каково наше место во Вселенной – на все эти вопросы нет ответов, которые нельзя было бы подвергнуть критике.
В результате каждый из нас, по сути, живет в своем собственном мире. Смотрит на все происходящее через свои уникальные фильтры, которые могут раскрашивать все в яркие цвета или делать черно-белым, добавлять в картинку интересные детали или оставлять ее неизменной.
Целый мир в голове одного человека
Эдвард Блум – это человек, чей мир полон волшебства и оптимизма. Там, где другие увидят мрак и безысходность, он увидит сказочное испытание для героя, которое тот должен пройти с достоинством. Там, где для кого-то будут лишь обычные люди, для него окажутся великаны, оборотни и сиамские близнецы. В городе, на который большинство даже и не взглянет, проходя или проезжая мимо, Эдвард увидит настоящее мини-королевство со своими законами и правилами, со своей атмосферой и со своими сказочными историями.
Там, где кто-то другой увидит красивую девушку, Блум заметит своеобразную принцессу, руки которой он будет добиваться подобно рыцарю. В ситуации, когда любой другой почувствует себя безвозвратно отвергнутым, Эдвард скажет: «Но дело в том, что я всегда был дураком». И приложит все усилия, задействует всю широту своей души, чтобы быть вместе с любимой.
И при всем при этом Эдвард Блум ни на секунду не перестанет быть здравомыслящим человеком. У него все в порядке с психикой, он абсолютно адекватен и разумен. Просто он знает, никогда не забывает, что мы все сами выбираем, в каком мире нам жить. И он выбирает вот такой мир: необычный, магический, непредсказуемый, мир, где светит солнце, и где всегда лучше что-то сделать, чем остаться в стороне.
Проблемы в отношениях отца и сына
С творческими людьми, отличающимися необычным мировосприятием, очень интересно, но порой очень сложно. Особенно, если сами вы предпочитаете гораздо более традиционный и общепринятый взгляд на вещи. И если жена Эдварда изначально знала, что творится в голове у ее избранника, и была им очарована, то у его сына возможности выбора как таковой не было. С самого детства ему просто пришлось слушать истории отца. С учетом его характера вполне логично, что со временем Уилл начинал сомневаться в их правдивости все больше и больше, а потом и вовсе заподозрил Блума-старшего в том, что он изменял своей жене с Дженни, персонажем Хелены Бонем Картер, и бог весть знает в чем еще.
Этот конфликт логичен и неизбежен, и он, равно как и его разрешение, играют ключевую роль в «Большой рыбе». И Тим Бёртон, и Эван Макгрегор в большинстве интервью называют эту картину именно «фильмом о взаимоотношениях между отцом и сыном».
Через проблемы в этих взаимоотношениях проходили и будут проходить многие. И не только в тех семьях, где отец – неутомимый мечтатель, а сын – реалистичный прагматик. Столкновение двух различных мировосприятий в принципе, причем с учетом авторитета родителя и возрастающего стремления к самоопределению со стороны ребенка, всегда приводит к какому-то недопониманию. К недосказанности, к затаенным обидам. И вопрос лишь в том, как долго это продлится, и найдут ли участники подобного конфликта силы и мудрость, чтобы понять и простить друг друга.
Смерть как умиротворение
По большому счету, финал этого фильма очень трагичен: главный герой, и без того умирающий от рака, уходит в мир иной в больнице после инсульта. Но почему-то по завершении просмотра «Крупной рыбы» невольно тянет улыбнуться. Возможно, сквозь слезы, но все-таки улыбнуться. Это способствует многое: примирение Уилла и Эдварда за несколько минут до смерти последнего, выдуманная история, которую Уилл рассказывает своему отцу, наконец-то поняв, как тот видит мир, и даже похороны, на которые съезжаются все герои из историй Блума-старшего.
Смерть Эдварда выглядит как красивая задняя обложка прочитанной от корки до корки книжки со сказками. Она, может быть, и прочитана, и закрыта, и закладок в ней уже не осталось – но она есть, и это гораздо важнее того, что процесс ее прочтения уже закончен. Ведь где-то на ее страницах по-прежнему живут волшебные существа и по-прежнему распускаются желтые нарциссы, где-то там по-прежнему существует настоящая любовь до гроба и жизнь, что похожа на нескончаемые приключения.
фильм о том кто до конца верен себе. Эпичный фильм