Малобюджетный фильм Ли Уоннелла, прославившегося «Астралом-3» и «Пилой», неожиданно вызвал неподдельный интерес у критиков и зрителей, позволив по-новому взглянуть на наболевший вопрос взаимоотношения человека и его творения — компьютера. Гаджетоманию проклинают все, кому не лень — от священников до врачей, при этом не переставая болезненно зависеть от новых технологий.
Откажемся ли мы от возможности произвести само-апгрейд, улучшить себя? Вряд ли. Откажемся ли мы от возможности спасти свою жизнь и вернуть потерянное здоровье при помощи компьютерного чипа? Никогда.
Автомеханик в мире киберпанка
Грей привык делать всё своими руками, хоть и живёт в «умном доме», который готов не только всё делать, но и думать за своего хозяина. Он реставрирует старые автомобили и не дружит с современной техникой. Добродушно посмеиваясь над своей «продвинутой» женой, он даже отказывается садиться в её навороченный самоуправляемый «суперкар». Он — представитель «вымирающего вида», один из немногих оставшихся в мире людей, не пытающихся улучшить себя при помощи вживлённых чипов и имплантов.
Грей не доверяет «умным» машинам и оказывается прав — «взломанный» кем-то на расстоянии роботомобиль меняет привычный маршрут и завозит их с женой в криминальный район, где герой внезапно теряет всё — любимую супругу, здоровье, подвижность, возможность даже пальцем пошевелить. Теперь бывший механик попал в полную зависимость от автоматов, которые с готовностью обслуживают его, но не в силах залечить ни душевные, ни физические травмы.
И вот перед ним открывается внезапная возможность встать на ноги в буквальном и переносном смысле: его клиент, компьютерный гений и коллекционер старых машин по имени Эрон, предлагает вживить Грею свою экспериментальную разработку — чип «Стем». Разумеется, ради благой цели! И бывший ненавистник имплантов ломается. Не только для того, чтобы вернуть подвижность своему телу, но и для того, чтобы найти убийц жены.
Голос в голове
Мы часто разговариваем со своими гаджетами, как с живыми, обращаемся к ним, как к одушевлённым лицам, и получаем от них стандартные, но вполне внятные сообщения: «процесс идёт, ожидайте», «обновите страницу», «перезагрузите устройство». «Алиса» и «Siri» отвечают на вопросы и даже шутят и кокетничают. «Стем» начинает беседу с Греем вкрадчиво и смиренно, спрашивая разрешения на каждое действие.
Но с каждой секундой голос в голове героя становится всё твёрже, всё назойливей. Этот своевольный «кукловод», вживлённый в человеческое тело, постепенно захватывает все «рычаги управления». «Стем» проявляет себя не как машина, не как компьютер, а как личность. Он шутит, провоцирует, спорит, приказывает, убивает. Он идёт и против своего хозяина — Грея, и против своего создателя — Эрона.
Значит ли это, что компьютер умнее человека? Нет. Он такой, каким его создал человеческий гений. Беда в том, что слепо доверяя технологиям, человек сам, добровольно отказывается от своей ведущей роли. Он ставит себя в зависимость от собственных изобретений, не думая о последствиях. Раз поступившись своими принципами, Грей уже не может остановиться. «Стем» в буквальном смысле слова творит, что хочет, манипулируя и Эроном, и Греем.
Грею противна жестокость «Стема», он не хочет мстить убийцам жены, он хочет докопаться до сути. Но циничный «голос в голове» понимает всё по-своему и делает всё по-своему, беспощадно убирая с дороги и преступников, и полицейских. Грей уже не в силах противостоять ему, не в силах отказаться от его коварной «помощи»: бывший хозяин стал рабом.
Нельзя сказать, что «Стем» превращает Грея в чудовище. Приходя в себя, Грей пытается спорить, сопротивляться. Однако возможности, которыми его тело начало обладать благодаря чипу, обманчиво привлекательны, и он полностью отдаёт себя в «руки» компьютерного манипулятора.
Мстить или не мстить
«Апгрейд» поднимает ещё один вопрос — о бессмысленности мести. Герой находит ответы на свои вопросы, находит и убийц жены, и заказчика, но это не приносит ему облегчения ни на секунду. Наоборот — именно попытка отомстить загоняет героя в заранее расставленную ловушку.
Если бы Грей использовал «Стема» только как средство вернуть здоровье, не слушал подсказки «голоса в голове», играющего на эмоциях — возможно, он бы остался хозяином своей судьбы, разума и тела.
Виртуальная ловушка для мозга
«Как можно променять реальный мир на виртуальный?» — недоумевает герой, попав в компанию любителей виртуальной реальности, погружённых в компьютерные грёзы. На тот момент он ещё не осознаёт, в какую западню угодил.
Всё начинается с малого — со снов. «Стем», словно продвигаясь наощупь, предлагает Грею сон «альтернативной реальности», где его жена жива. Видя бурную реакцию своего «подопечного», он находит возможность полностью завладеть его сознанием. Для этого надо только погрузить мозг Грея в такой спасительный сон, наполнить его убедительными образами, отключить сознание. Если это работает с фанатами компьютерных игр, почему не должно сработать с упрямым автомехаником?
Так Грей снова ломается. Он погружается в виртуальную реальность, заботливо созданную «Стемом», полностью покидая реальный мир. Остаётся только тело, которым безраздельно владеет компьютерный чип. Получается «Призрак в доспехах» наоборот — не человеческий разум, вживлённый в искусственную оболочку, а искусственный разум, управляющий человеческим телом.
Сможет ли Грей вернуться — неизвестно. Продюсер картины Джейсон Блум пообещал продолжение. Значит, борьба «куклы» и «кукловода» не окончена.