Картину «Мгла» 2007-го года можно назвать одним из наиболее известных фильмов, снятых по произведениям Стивена Кинга. Он настолько известен и настолько прочно ассоциируется в умах большинства людей с повестью «Туман», на основе которой был создан, что мало кто знает о еще двух фильмах, которые снимались по той же книге. Так, в 1980-ом году фильм под названием «Туман» снял Джон Карпентер, а в 2005-ом, всего за два года до выхода «Мглы», на широких экранах появился ремейк этого фильма с таким же названием «Туман», режиссером которого стал Руперт Уэйнрайт.
Собственно, именно поэтому фильм Фрэнка Дарабонта, перенявшего эту своеобразную эстафету, в русском прокате было решено озаглавить как «Мгла», а не «Туман». В оригинале же картина называется «The Mist», как и повесть Стивена Кинга, тогда как творения Джона Карпентера и Руперта Уэйнрайта, напротив, носят название «The Fog».
Кто такой Фрэнк Дарабонт?
На момент съемок «Мглы» за плечами Фрэнка Дарабонта уже располагался внушительный послужной список: это «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля», снятые по тому же Стивену Кингу, высоко оцененный многими критиками и зрителями «Мажестик» с Джимом Керри в главной роли, а также успешная работа сценаристом при создании таких фильмов, как третья часть «Кошмара на улице Вязов», «Франкенштейн Мэри Шелли», «Фанат», «Спасение рядового Райана», «Особое мнение» и ряда других.
Не будет лишним также упомянуть, что впоследствии именно Фрэнк Дарабонт выступил в качестве режиссера и сценариста первых двух сезонов популярного сериала «Ходячие мертвецы», отказавшись работать над его продолжением. Впрочем, это происходило через несколько лет после съемок «Мглы».
Итак, по состоянию на середину 2000-ых годов этот американский режиссер, сценарист и продюсер венгерского происхождения обладал достаточно большим опытом как в создании кинопроектов в принципе, так и в работе с произведениями Стивена Кинга в частности. По сути, он уже даже имел некоторый опыт в съемках фильмов ужасов, хотя и не такой большой. Учитывая все это, вполне можно понять, почему Фрэнк превратил повесть «Туман» именно в такое кино.
Параллели и расхождения с повестью
Тех, кто восторженно хлопал концовке картины и восклицал: «Браво, Стивен Кинг!», придется немного разочаровать. В произведении Кинга все заканчивается вовсе не так красиво: автор закрывает занавес, когда главные герои просто продолжают искать выход из тумана. Никакого пафоса, эффектного троллинга и даже объяснения происхождения тумана и странных существ, которые в нем обитают, в книге нет.
Да-да, вы все прочитали верно: в своей книге Король Ужасов даже не объясняет, что все произошедшее – последствия выхода из-под контроля проекта «Стрела». Персонажи, застрявшие в супермаркете, упоминают об этом проекте и предполагают, что он стал причиной генных мутаций, а о разрыве границы между реальностями – ни слова. Впрочем, сама эта идея принадлежит все-таки Стивену Кингу. Его помощник как-то проболтался, что автор в некоторой степени связал свою повесть «Туман» со всемирно известным циклом «Темная Башня». Военные, работавшие над «Стрелой», нечаянно открыли вход в иное измерение. Соответственно, появившиеся в «Тумане» монстры являются демоническими созданиями, обитающими в темном пространстве между мирами – Тодэше.
Что же касается концовки, то она была целиком и полностью продумана Дарабонтом и высоко оценена Стивеном Кингом. Маэстро без возражений согласился с тем, что фильмы ужасов далеко не всегда (точнее, практически никогда) не предусматривают хороший конец, и такое пугающее, шокирующее завершение всего зрелища – то, что надо для подобной картины.
Как поведут себя люди, случайно оказавшиеся вместе перед лицом катастрофы?
Стивен Кинг придумал свою повесть во время похода в супермаркет: воображение неожиданно подкинуло ему картинку жутких доисторических существ, осаждающих магазин. Часть произведения была написана в тот же вечер, а в целом на «Туман» у автора ушло всего несколько дней. Что же касается Фрэнка Дарабонта, то его в большей степени заинтересовала не «монстрячая», а человеческая составляющая этой повести. Режиссер хотел показать, насколько примитивными, жестокими, бесчеловечными и глупыми могут оказаться представители цивилизованного общества, которыми безраздельно овладел страх.
Очевидно, что от цивилизованности не останется и следа. В этом плане режиссер нередко приводит в пример аллегорический роман «Повелитель мух», в котором самыми страшными оказываются монстры, сидящие внутри людей. По сути, со «Мглой» история оказалась примерно такой же: хотя из тумана вылезают неведомые чудовища, которые могут уничтожить все человечество (или, возможно, уже близки к достижению подобной цели), гораздо большой ужас вызывает поведение группки людей, волей случая объединенной совместным убежищем.
Миссис Кармоди как воплощение всеобщего безумства
Набожной миссис Кармоди, которая, вероятно, вызывала негативные эмоции у всех, кто когда-либо смотрел этот фильм, Фрэнк Дарабонт уделил особое внимание. В повести Стивена Кинга ее персонаж развивается более стихийно, на него тратится не так уж много времени, а вместо пугающих проповедей и присоединения новых последователей читателю предлагается проследить за сексуальными отношениями Дэвида и Аманды, от которых режиссер отказался в принципе.
Поведение миссис Кармоди имеет мало общего с религией и религиозностью – скорее, это апофеоз того самого ужаса, который происходит изнутри самих людей. Нам, сидящим по другую сторону экрана, ее фанатичная болтовня кажется полным бредом. Мы понимаем, что это просто сумасбродство ненормальной женщины, помешавшейся на религии и почему-то возомнившей себя мессией. Но там, внутри этого супермаркета и этого мира, далеко не все разделяют нашу точку зрения. Кто-то действительно верит, кто-то боится, кого-то развлекает идея приносить в жертву других людей или, напротив, пугает вероятность того, что при непослушании большинство принесет в жертву их самих. Как бы то ни было, число сторонников миссис Кармоди неуклонно возрастает по мере того, как количество адекватных людей стремительно уменьшается.
Отступившая от нее после прочтения молитвы гигантская муха, очевидно, была просто случайностью, а предсказанная ею неудача вылазки в аптеку – констатацией наиболее вероятного исхода подобного мероприятия. Но это, опять же, понятно только нам, а не персонажам, оказавшимся внутри этой истории. И, пожалуй, сцена убийства миссис Кармоди приносит зрителям неимоверное удовольствие на грани экстаза. Сложно найти другую сцену убийства человека, в которой этому печальному происшествию будут радоваться даже самые ярые пацифисты и гуманисты.
Можно с уверенностью сказать, что «Мгла» — это одна из самых удачных экранизаций произведений Стивена Кинга, хотя, как вы поняли из вышесказанного, многие характерные нюансы, особенности и сюжетные повороты в этот фильм привнес не столько сам Кинг, сколько Фрэнк Дарабонт. Впрочем, на то он и режиссер: возможно, не самый известный, но однозначно весьма талантливый.