В отзывах зрителей, посмотревших триллер «Ключ от всех дверей», нередко встречается недоумение: где же ужасы? В самом деле, в фильме британца Иэна Софтли нет ни вампиров с окровавленными зубами, ни встающих из гроба мертвецов, ни других привычных элементов мистических триллеров. Однако жанр фильма определен точно: это в самом деле триллер, но триллер психологический. Психологическая составляющая в нем более важна, чем мистика, потому что «Ключ от всех дверей» — это история не столько о магии худу, сколько о манипулировании человеческим сознанием.
Почему действие разворачивается именно в Луизиане?
Место действия играет очень важную роль в развитии сюжета: ведь в другом регионе эта история вряд ли могла произойти. Луизиана — это не только бесконечные болота, но и особая культура. Большую часть населения штата составляют афроамериканцы, в том числе потомки выходцев из Гаити, сохранившие французский язык и архаичные культы.
Часть афроамериканцев Луизианы верят в худу — магическую систему, соединившую североафриканские верования с традициями белых чернокнижников и индейских шаманов. Колдуны худу практикуют ритуал, позволяющий им переселиться в другое, более молодое тело, отодвигая тем самым собственную смерть. Но чтобы обмен телами состоялся, жертва должна сама и добровольно исполнить некий обряд, и, главное, она должна верить в худу. Если жертва не верит в колдовство, она неуязвима.
Это очень важный момент, без которого нельзя понять смысл фильма.
Отношения Кэролайн и миссис Деверо
С главной героиней — 25-летней сиделкой хосписа Кэролайн Эллис — мы знакомимся уже в первых кадрах фильма. На ее глазах умирает очередной пациент, и девушку возмущает равнодушие персонала к его смерти, удручает собственное бессилие и невозможность помочь. Желая изменить свою жизнь, она нанимается сиделкой в дом некоей миссис Деверо — пожилой и не очень приятной белой дамы. Ее муж, Бен, парализован после инсульта, и врачи дают ему не более месяца жизни.
Миссис Деверо соглашается на кандидатуру Кэролайн не без колебаний: она не уверена, что девушка «поймет дом». Тем не менее Кэролайн остается, и хозяйка начинает свою игру, вручая ей универсальный ключ-отмычку, который якобы открывает все двери в доме, после чего отправляет ее на чердак за семенами цветов. На чердаке Кэролайн обнаруживает запертую дверь и безуспешно пытается ее открыть, о чем тут же докладывает хозяйке. Миссис Деверо довольна: первый шаг в нужном направлении сделан — Кэролайн заинтересовалась нужной комнатой.
Затем хозяйка делает следующий шаг: рассказывает девушке о событиях 1920-х гг., когда в доме в качестве слуг жила пара чернокожих колдунов: папа Джастифай и мама Сесиль. Отсутствие зеркал в доме миссис Деверо объясняет тем, что колдуны в них могут отражаться. Задача миссис Деверо на данном этапе — заинтересовать девушку магией худу, и это ей отлично удается. Нельзя не отметить, насколько грамотно она действует. В известной книге Р.Чалдини «Психология влияния» эта тактика психологического воздействия называется «Начинай с малого и строй». Кэролайн пока еще не верит в призраков и магию, но она уже непрерывно размышляет об этом, а хозяйка подкидывает ей все новые поводы для размышлений. Наконец девушка доходит до того, что сама решается провести ритуал худу — но не для себя, а для своего подопечного Бена.
Почему Кэролайн так привязывается к Бену?
Бен Деверо — парализованный и потерявший дар речи старик, с которым Кэролайн не была знакома до приезда в дом (как и с его женой). Тем не менее желание помочь Бену, а позднее — спасти его — является движущей силой поступков главной героини. Почему так происходит? Ответ прост: Бен ассоциируется у Кэролайн с ее отцом, который умер год назад. Поскольку Кэролайн не успела поухаживать за ним перед смертью, он, видимо, скончался внезапно, и у девушки образовался комплекс вины.
Кэролайн не удалось спасти отца, и тем сильнее она хочет спасти чужого ей Бена. Предположив, что болезнь старика вызвана его верой в худу, Кэролайн проводит ритуал, призванный снять заклятие с его языка — и, о чудо, Бен начинает издавать звуки, а потом и вовсе говорит, правда, только одно слово — «Вайолет», имя миссис Деверо. С этого момента Кэролайн, во-первых, начинает сама верить в худу, во-вторых, убеждается, что Бена пытается загнать в гроб его жена.
Комплекс спасительницы в сочетании с комплексом искупления вины лишает девушку душевного равновесия, и она начинает совершать неоднозначные поступки: подмешивает снотворное миссис Деверо и пытается увезти Бена из дома. Но попытка не удается — ворота надежно заперты. Тогда Кэролайн прячет Бена в сарае и уплывает на лодке. Она спешит к Люку, которого считает своим союзником.
Какова роль адвоката Люка?
Адвокат миссис Деверо Люк Маршалл — обаятельный молодой красавец, к которому Кэролайн в глубине души немного неравнодушна. Именно он нанимает ее в качестве сиделки и уговаривает остаться, когда девушка, возмущенная первоначальным нелюбезным приемом миссис Деверо, хочет уехать. Кэролайн вплоть до развязки всецело доверяет Люку и рассчитывает на его помощь. Предательство Люка и открытие, что он и миссис Деверо действуют заодно, является для Кэролайн шоком.
На самом деле Люк, с одной стороны, помогает Кэролайн погружаться в атмосферу худу, например, организовывая ей встречу с бывшей сиделкой Бена, а с другой — контролирует девушку, которая сообщает ему о всех своих подозрениях. Сюжетный ход, когда героиня ищет помощи у одного из своих врагов, явно заимствован из классических триллеров Хичкока.
В чем смысл кульминационной сцены?
Люк привозит связанную Кэролайн обратно в дом миссис Деверо, где и разыгрывается неминуемая развязка. Пытаясь спастись от миссис Деверо и Люка, Кэролайн применяет известные ей ритуалы худу — сперва рассыпает кирпичную крошку, а потом прибегает на чердак, в ту самую комнату, где уже готов круг из горящих свечей. Держа в руках листок из книги заклинаний, который ей искусно подсунула хозяйка, девушка творит, как ей кажется, ритуал защиты. Но на самом деле она подготавливает себя для ритуала переселения душ. Через минуту миссис Деверо — она же мама Сесиль — переселится в ее тело, а сама Кэролайн окажется в теле старухи. Таким же образом несколько ранее Бен Деверо — он же папа Джастифай — переселился в тело юриста Люка.
Чета колдунов продолжит свое существование в новых телах, а Кэролайн и подлинного Люка отправят в хоспис умирать. Кэролайн проиграла, потому что поверила в магию. Своим поражением она обязана не только работе миссис Деверо и Люка, но и собственным комплексам, а также отсутствию однозначной картины мира. Девушку нельзя назвать ни атеисткой, ни горячо верующей. Будь она атеистка с научной картиной мира, она бы ни на секунду не поверила в магию. Будь она верующей, она бы не боялась колдовства, зная, что верующий в Бога неуязвим для магии. А так ее разыгрывают как по нотам опытные манипуляторы.
В чем смысл названия фильма?
Поскольку оригинальное название фильма «The Skeleton Key» можно перевести и как ключ от всех дверей, и как ключ-отмычка, очевидно, что создатели фильма трактуют его многозначно. Это и вполне реальный ключ, который дали Кэролайн, и символический ключ между мирами, и ключ к человеческой душе. Миссис Деверо и Люк, а точнее чета колдунов, подобрали отмычку к душе Кэролайн, и эта отмычка универсальна. Сначала, используя как комплексы, так и положительные свойства личности (у Кэролайн ими были эмпатия и интерес к окружающему миру), манипулятор лишает человека психологического равновесия, а потом затягивает его на свою территорию, где он заведомо сильнее, и заставляет играть в свою игру.
Художественные приемы и аллюзии
Анализ «Ключа от всех дверей» был бы неполон без хотя бы краткого упоминания о тех приемах, с помощью которых режиссер создает атмосферу фильма. Ключевое место среди них принадлежит мотиву «двойного дна»: в мире фильма люди, места и вещи не то, чем кажутся. За фотографией детей скрыта фотография колдунов; пожилая белая дама на самом деле — черная ведьма; молодой юрист — никакой не юрист, а черный колдун; умирающий старик — молодой человек, которого убивают магией; безобидная прачечная — тайный магазин, где торгуют товарами для худу, и т.д.
Среди аллюзий в глаза бросается прежде всего образ дома с запретной комнатой, пришедший из сказок про Синюю Бороду. Но есть и более интересный мотив, отсылающий нас к теме рока, популярной у древних греков. В мифе про Эдипа герой, которому предсказали, что он убьет отца и женится на матери, делает все, чтобы этого избежать, но каждое действие приближает его к реализации пророчества. Точно так же Кэролайн, стремясь спасти Бена, а потом и себя, с каждым шагом приближается к гибели. Однако в этом случае дело не в роке: мы сами создаем свою картину мира, а потом начинаем действовать соответственно.