Фильм «Догвилль» одного из самых смелых режиссеров современности – всемирно известного датчанина Ларса фон Триера – нередко воспринимают как некую монолитную глыбу, которую способен осилить далеко не каждый. А те, кто ее все-таки преодолел, практически в один голос утверждают, что фильм однозначно сильный, хотя и весьма тяжелый.
В общем-то, у Ларса фон Триера в принципе нет легких спокойных картин, которые можно было бы смотреть для поднятия настроения, укрепления веры в лучшее, расслабления и умиротворения. Взять ту же «Танцующую в темноте», «Меланхолию» или «Антихриста». Это режиссер, который любит смелые проекты, который нередко бросает вызов обществу и не боится отстаивать свои взгляды, даже если общество не слишком их разделяет.
Но вернемся к «Догвиллю». По словам режиссера, у него не было цели заставить зрителей ассоциировать себя с одной из противоборствующих сторон: с главной героиней или с жителями городка. В своем повествовании он как бы дистанцируется от всего, что происходит на экране, предоставляя нам возможность просто понаблюдать за поступками людей и оценить их с точки зрения своих моральных принципов и представления о человеческой природе. Неизбежно ли такое жестокое отношение к добросердечному незнакомцу? Может ли любовь соседствовать с каждодневным лицезрением страданий ее объекта? Оправдывает ли месть убийство более чем двух десятков людей?
Отказ от декораций в пользу абсолютной искренности
Сложным и противоречивым сюжетом современного зрителя удивить достаточно сложно, а вот крайне необычным оформлением каждого кадра – вполне возможно. Поэтому, пожалуй, самой характерной чертой «Догвилля» является практически полное отсутствие декораций (за исключением нескольких дверей, пары машин и небольшого количества мебели). Все остальное: стены, кусты, собака – просто условно обозначено мелом, и вся площадка размещена в одной плоскости. Почему? Естественно, потому, что все это абсолютно неважно. Ведь «Догвилль» — это парад человеческих характеров, а не попытка графически воссоздать атмосферу маленьких американских городков первой половины двадцатого века.
Николь Кидман признавалась в интервью, что из-за отсутствия декораций чувствовала себя как будто обнаженной. Опыт игры в других фильмах приучил ее отчасти «прятаться» за вещами, предметами интерьера, зданиями, деревьями, как бы отдавать им часть работы по передаче нужного настроения. Здесь же от нее, как и от других актеров, требовалась максимальная, абсолютная искренность, в которую нужно было вложить всю имеющуюся у нее энергию, и благодаря которой она получила уникальный опыт.
Руководство съемочным процессом по-фонТриеровски
Режиссер интересен необычным подходом абсолютно ко всему. Так, например, он очень любит создавать характеры персонажей на основе характеров актеров, которым предстоит их сыграть, и не поленился сделать это в случае с «Догвиллем». Например, перед формированием образа Грейс он подробно расспросил Николь Кидман о том, как она относится к жизни, во что верит, что считает ценным и так далее, и подобные расспросы повторились практически с каждым актером.
Еще один интересный нюанс заключается в том, что Ларс фон Триер не любит, когда работающие с ним актеры заучивают свои реплики. Они должны читать их непосредственно перед работой над соответствующей сценой, после чего не стесняться импровизировать. Кроме того, режиссер сам стоял за камерой, а в некоторых случаях даже держал Кидман за руку, как бы помогая ей сыграть особо сложные эпизоды.
Другими словами, многое из того, что вы увидели во время просмотра «Догвилля» — это не столько продуманный сценарий, сколько живые люди со своими характерами, живой режиссер со своим взглядом на мир и то, как все эти уникальные личности взаимодействуют друг с другом. Это картина, наполненная настоящими, практически не сыгранными эмоциями, абсолютной честностью перед зрителем и беспощадным изобличением неприкрытой правды.
Грейс Маллиган: уступчивая и принципиальная
По ходу развития сюжета Грейс может вызывать у зрителей разные чувства: ее то хочется поддержать, то пожалеть, то поругать за то, что она позволяет людям собой помыкать. В общем-то, было бы глупо ожидать от такого фильма, как «Догвилль», создания однозначных персонажей, на которых можно было бы безапелляционно налепить ярлыки «хороший» и «плохой».
Можно точно сказать лишь, что у Грейс Маллиган есть свои принципы, и она остается им верна. Да, порой это заводит ее в очень непростые жизненные ситуации, но мы не имеем никакого права утверждать, что у героини нет внутреннего стержня.
Жители города: благовоспитанные и бесчеловечные
Умозаключения и поведение жителей городка по ходу фильма также воспринимаются неоднозначно. Что-то можно одобрить (во всяком случае, в начале картины), что-то – бескомпромиссно осудить.
Но и здесь черного и белого как такового нет. Ведь вряд ли думающий зритель не задумается о том, насколько реально, чтобы в настоящей жизни консервативные жители маленького городка рядом с горами поступили именно так. Насколько высока вероятность, что это вписывается в рамки их мировосприятия, и что они просто не способны расширить их, чтобы увидеть картину более адекватно.
Если воспринимать это все как метафору, то невольно можно задаться вопросом: а что из наших собственных поступков могло бы показаться бесчеловечным и нелепым, если бы наша жизнь тоже транслировалась по экрану? Ведь вполне возможно, что очень многое мы просто не способны увидеть, и что в каких-то ситуациях мы ведем себя, как примитивные невежды.
Как был придуман «Догвилль»
Когда речь идет о таких масштабных и широко известных проектах, становится интересно, что стало отправной точкой для их создания. В случае с «Догвиллем» таким первичным «толчком» стала песня пиратки Дженни из пьесы Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера». Дженни работала в небольшом отеле и мечтала, что однажды в порт зайдет корабль, который разгромит все вокруг. Что люди, которые сойдут с корабля, спросят Дженни, кого нужно убить ради нее. И что она без каких-либо сомнений ответит: всех.
Малоизвестное продолжение фильма
«Догвилль» стал легендой, и уже мало кто помнит, что изначально Ларс фон Триер задумывался о создании целой трилогии. Более того: он даже снял вторую картину, под названием «Мандерлей», которая тоже довольно интересна и может понравиться поклонникам первой части. Другое дело, что многие из актеров первого фильма не приняли участия в съемках «Мандерлея»: Грейс Маллиган сыграла Брайс Ховард, а Джеймс Каан, которому в «Догвилле» досталась роль отца Грейс, принципиально отказался продолжать работу с фон Триером. Причиной стали политические разногласия: будучи консерватором, Каан негативно отнесся к довольно антиамериканским взглядам режиссера.
Итак, если вы любите серьезные кинопроекты и еще не посмотрели «Догвилль» — то посмотрите обязательно, несмотря на то, что фильм идет почти три часа. Поверьте, вы не пожалеете о потраченном времени. Ну а если вы уже насладились этим шедевром, то, возможно, самое время его пересмотреть, либо попытаться оценить «Мандерлей».