В семидесятые годы прошлого века французский ученый Анри Лабори обнаружил однотипность реакций на угрозу/препятствия всех живых существ, наблюдая за поведением подопытных крыс. Подытожил естествоиспытатель свои выводы в книге «Похвала бегству», а проиллюстрировал фильмом «Мой американский дядюшка», снятом Аленом Рене в 1980 году.
В фильме Даррена Аронофски «Реквием по мечте», вышедшим на экраны через 20 лет, можно увидеть те же реакции людей на проблемы, но изложенные другим образным языком. У Рене люди словно участвуют в эксперименте, бегая подобно лабораторным крысам по лабиринтам под невозмутимые комментарии самого доктора Лабори. У Аронофски — свой эксперимент. Две тысячи монтажных склеек меняются одна за другой — как в видеоклипах. Коллажи, крупные планы, расширенные зрачки, разделенный надвое экран, душераздирающая музыка Клинта Мэнселла.
Три реакции на проблемы
- Борьба.
- Пассивность.
- Бегство.
Три главы фильма «Реквием по мечте» — Лето, Осень и Зима показывают, как меняется реакция героев на жизненные трудности. Проблемы у всех четырех сходные: бездуховность и весьма скромный культурный багаж формируют у них очень незатейливые мечты.
Тайрон еще в детстве поклялся маме, что у него «будет все». Что такое это «все» в понимании не слишком интеллектуального темнокожего парнишки? Деньги, конечно.
Гарольд с Мэрион влюблены друг в друга и планируют открыть дизайнерский бутик: Мэрион увлечена моделированием одежды, а Гарри — увлечен своей «самой красивой девушкой на свете».
Сара Гольдфарб, пожилая мама Гарри, проводит досуг у телевизора в компании бутербродов и шоколадок. Ее мечта — попасть на телешоу и рассказать всему миру, какой великолепный у нее сын.
Глава первая, или Борьба
Как же борются герои фильма за свою мечту?
Гарри и Тайрон решают стать наркодилерами, продавая «разбодяженные» наркотики. Тайник с долларами пополняется на глазах.
Однако есть два нюанса. Вся молодая троица — наркоманы со стажем, жить без «дури» они не могут. Ассортиментом ребята не перебирают: пользуются всем, что можно вдохнуть, выкурить, проглотить, вколоть в вену. Борьба за светлое будущее заканчивается, когда «все, нажитое непосильным трудом», приходится отдать как залог для освобождения Тайрона из тюрьмы, а источник бесперебойной поставки наркотиков внезапно иссякает.
Мэрион приступает к заработку самым древним способом, скатываясь от оказывания интимных услуг неприятному знакомому до участия в оргиях с отвратительными персонажами.
Гарри и Тайрон отправляются в Майями — в надежде запастись там товаром. Хотя бы для себя, им уже не до продажи. Ломка дает о себе знать.
А в чем состоит борьба пенсионерки? Милая вдова Сара, получив приглашение на вожделенное телевизионное шоу, начинает яростную борьбу с лишним весом. Ведь надо втиснуться в любимое красное платье! Покойному мужу она в нем была симпатична, да и нет особых денег для покупки нового наряда. Телевизор — и тот у нее старенький, а сынок-наркоман с завидной регулярностью ворует из квартиры именно этот допотопный «гаджет», ведь больше никаких ценностей в бруклинском доме нет.
Сладкоежка Сара, быстро утомившись от суровой диеты «яйцо и половинка грейпфрута», обращается к диетологу. И сбросить-то ей нужно всего какие-то семь килограммов. А диетолог, ничтоже сумняшеся, прописывает ей сильнодействующее средство для похудения.
И старушка, понятия не имея, что проглатывает под видом розовеньких и голубеньких пилюль, день за днем скатывается в наркотическую зависимость. Пришедший с подарком (домашний кинотеатр!) сын, по скрежетанию зубами и необоснованной эйфории сразу понимает причину возбуждения и похудения матери. Что характерно: испуганный Гарри настойчиво увещевает маму бросить таблетки, а сам-то и не думает бросать свою смертельную привычку. Не может.
Глава вторая, или Пассивность
В пассивности обвинить можно Сару, когда она только и делает, что выкупает проданный старьевщику сыном телевизор. На замечание торговца Сара отвечает, что любит потомка и не собирается обращаться в полицию. А задуматься, почему чадо не работает, для чего ему постоянно нужны деньги, Саре не приходит в голову. Она тешит себя иллюзиями, когда временно разбогатевший на торговле смертью сын сообщает ей, что работает дистрибьютором (самое интересное, что он таки не врет, он занимается дистрибуцией зелья).
Пассивны ли молодые герои фильма? Да, когда бездумно проживают выдаваемые обеспеченными родителями деньги (Мэрион), когда бездельничают и не думают получить профессию (Гарри и Тайрон).
Зато все они очень деятельны, когда нужна очередная порция «химии».
Глава третья, или Бегство
И вот уже речь не идет о борьбе за мечту. Идет борьба за новую дозу. А с каждой дозой начинается бегство. От реальности. Согласно выводам Анри Лабори, бегство принимает разные формы: географическое, артистическое, химическое.
В такие времена побег — единственное средство, чтобы выжить и по-прежнему мечтать.
Анри Лабори
Географическое бегство — это не только «охота к перемене мест», это любые перемены: жилья, деятельности, возлюбленных, друзей.
Артистическое бегство — боль человека трансформируется в произведения искусства: тексты, музыку, живопись и т.п.
В случае четырех героев фильма речь идет о бегстве химическом. Химия — это не исключительно наркотики, это еще и алкоголь, никотин, снотворные, антидепрессанты и даже сладости. Что делает химическое бегство с организмом? Переориентирует его клеточный метаболизм. И вот уже человек не может жить без дозы. У той же Сары поначалу приятной «дозой счастья» были шоколадные конфеты, которые с легкой руки диетолога сменились реальной отравой.
Финал
В финале каждый из героев, проигравший в схватке с отравой, сворачивается в позу эмбриона. Психологи считают, что придвигая колени к туловищу и опуская голову, люди уходят в зону комфорта, оправляясь от пережитых за день стрессов.
Но какой уже комфорт может быть у несчастных? Похоже, что в позе зародыша каждый из них немо взывает: «Мама, роди меня обратно!»
Этот фильм хорошо было бы показывать в обязательном порядке в школах. Красивые люди. Неплохие, в сущности, люди — гибнут. От наркотиков.
Да не от наркотиков они гибнут. А от жизни. Что бы изменилось в их жизни, если бы они не принимали наркоту? Они же даже не средний класс, если посмотреть на обстановку, на телевизор этот, который даже скупщику не особо нужен, поэтому он всегда держит его для старушки-знакомой. Они обычные люди. В колледж им не поступить, нормальную работу не найти. Им никак не выбраться из того положения, в котором они оказались по рождению. Но они мечтают. И в фильме разрушение этой мечты — по тому сценарию, в котором это произойдет ярко и эффектно. Потому что не эффектно — это когда жизнь шла, но вот тебе сорок, ты вроде смышленый и мечтал о многом, но работаешь официанткой или полотером в общепите — и вроде бы это даже тоже называется жизнь. Черт его знает, что хуже. Вообще, как ни иронично, единственный, у кого мечта исполнилась, так или иначе, — это Сара.
Неверно, в фильме Сара берет фотографию, где ее сын закончил обучение, он получил диплом.
Но подождите, его девушка способный дизайнер, сам парень с образованием. Если же родители помогли детям, то. Для меня фильм оказался немного сложным, если я правильно понимаю, то все они вскоре умрут?
В том то и прикол, что герои вообще не хотели работать! Главный герой закончил университет, у его девушки обеспеченные родители. О каких бедняках вы говорите?? Они никем не работают, хотят через халяву зарабатывать, а трудиться начать не хотят. Все начинают с официантов или доставщиков пицц. Ну конечно же лучше тырить вещи, ширятся и сетовать на жизнь
Они не были дном, они были внутри пусты, как автор статьи заметил бездуховны. Нет ничего плохого в профессии полотера или официанта.