Путь к статусу культового фильма для «Большого Лебовски» начался с полупустых залов, скептических рецензий и низких рейтингов в Сети. Однако в далеком 1998-м нашлось несколько десятков тысяч человек, воспринявших эксцентричную историю про приключения безработного по прозвищу Чувак восторженно и провозгласивших творение братьев Коэнов шедевром. Сегодня так думают миллионы, и не только в США. «Большой Лебовски» стал не просто знаковым явлением культуры: он повлиял на поведение и мышление целого поколения, ввел в речь кучу крылатых выражений и даже породил философское учение под названием «дудеизм». Для фарсовой комедии совсем неплохо, не так ли? Впрочем, с жанровой принадлежностью «Большого Лебовски» все так же неоднозначно, как и с его смыслом.
К какому жанру принадлежит фильм?
Традиционно «Большой Лебовски» считается миксом двух видов комедии: комедии положений и комедии нравов. От комедии положений в фильме — череда курьезных ситуаций, в которые попадает главный герой, от комедии нравов — остросатирическое изображение общества. В фильме братьев Коэнов все события, персонажи и социальные институты оказываются полными противоположностями тому, чем они кажутся или чем они должны быть: так, миллионер на самом деле не имеет ни гроша, полиция не защищает, а избивает граждан, похищенную никто не похищал, миллиона в кейсе не было и т.д. Однако изображением мира дутых величин сюжет фильма не ограничивается. Под наслоением чисто комедийных эпизодов в нем проступает литературная первооснова — роман «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера. А Чандлер — не просто автор бестселлеров: он основатель жанра крутого детектива, по его романам сняты культовые фильмы стиля нуар. В «Большом Лебовски» обыгрывается столько узнаваемых штампов этого стиля, что фильм можно назвать пародийной комедией.
Кто такой Лебовски по прозвищу «Чувак»?
На первый взгляд, с социальным профилем Джеффри Лебовски все ясно: человек принципиально не хочет работать, предпочитая труду в поте лица боулинг, общество друзей и доступные формы гедонизма наподобие ароматической ванны со свечами. Одевается он соответствующим образом (одни пестрые штаны чего стоят), широкой эрудицией не блещет. Однако ряд обстоятельств мешает считать героя Джеффа Бриджеса кем-то вроде Генри Чинаски из фильма «Пьянь», и не только потому, что Лебовски пьет умеренно. Дело в том, что простота Лебовски — мнимая, а среди архетипов, к которым апеллирует этот образ, есть весьма неожиданные и любопытные.
Один из самых древних «предков» Лебовски — это, конечно же, хитроумный Одиссей. Для непонятливых связь между этими героями раскрывается в сцене фантастического танца, в котором Мод Лебовски облачена в костюм богини Афины, покровительницы ловкого грека. Лебовски обладает тем же удивительным талантом — проходить между Сциллой и Харибдой, не расплескав ни капли из стакана. Но удивительный микс житейской хитрости и оптимистичного простодушия — лишь часть этой многогранной натуры. Другой архетипический образ, связь с которым прослеживается не менее отчетливо — это благородный рыцарь. Как и положено подлинному рыцарю, Лебовски целыми днями готовится к турниру — пусть не рыцарскому, но турниру, и готов выступить в роли спасителя прекрасной дамы.
Есть в Лебовски что-то и от неформала 1960-х, а заодно и от Махатмы Ганди с его проповедью ненасилия. И все же всего этого недостаточно, чтобы объяснить необыкновенную популярность этого героя. Мало ли было в истории кино обаятельных бездельников, но фан-клубы создают и ежегодные фестивали проводят только в честь Лебовски. И дело здесь не в великолепной игре Джеффа Бриджеса. В гедонисте, воспринимающем жизнь как игру, американское общество неожиданно узнало само себя. Лебовски — неоднозначный американский герой эпохи постмодерна, сумевший при всех своих недостатках сохранить базовые, главные ценности в мире, где ценностей больше нет: дружбу и оптимизм.
Кто такой Ковбой?
Если Лебовски — воплощение новой, постмодернистской Америки, то Ковбой — символическое воплощение духа предков-первопроходцев. Не случайно у него нет имени: в титрах он указан как «Незнакомец». Его отношение к Лебовски — покровительственно-ироническое и вместе с тем дружеское. Ковбоя не удивишь похождениями Лебовски: он видел и не такое, и все же его история кажется старику заслуживающей внимания зрителей. В то же время этот персонаж подчеркивает преемственность и сохранение традиций, даже если их не всегда легко узнать в новом обличье: мир меняется, но американский дух остается прежним.
В чем смысл Собчака, Большого Лебовски, его дочери Мод и остальных персонажей?
Галерея забавных персонажей призвана не просто позабавить зрителя: с их помощью высмеивается огромное количество важнейших для Америки ХХ в. событий, явлений и идей — от войны во Вьетнаме до феминизма. Уолтер Собчак — пародия на растиражированный сотнями культовых фильмов образ ветерана вьетнамской войны, а заодно и высмеивание современного подхода к религии. В первом же монологе Большого Лебовски высмеиваются едва ли не все американские ценности — от индивидуализма до культа успеха. Мод Лебовски — комическое воплощение идей феминизма, а заодно и современного искусства с его перфомансами и инсталляциями.
Нимфоманка и порноактриса Банни — пародия на всех «дев, попавших в беду» вместе взятых, равно как «немцы-нигилисты» представляют собой пародию на кинематографических фашистов и реальных рокеров одновременно. Даже образы таких эпизодических персонажей, как шеф полиции Малибу и Марти, домовладелец Чувака, исполнены сатирического подтекста.
В чем смысл фильма?
Можно сказать, что фильм братьев Коэнов развенчивает одну за другой все американские ценности, но его суть заключается не в этом. В финале все ценности загадочным образом оказываются на своих местах, а вместо гражданского негодования и прочих негативных чувств зритель испытывает эмоциональный подъем. Полнее всего смысл «Большого Лебовски» раскрывается с помощью теории карнавала М.Бахтина. Во время карнавала весь привычный уклад жизни нарушается, все переворачивается вверх ногами, все высмеивается — но его смысл не в разрушении, а, наоборот, в утверждении порядка. Пройдя через горнило осмеяния и отрицания, ценности возрождаются в обновленном виде, а бурный поток жизни возвращается в привычное русло.
Коэны критикуют свое общество с карнавальной легкостью и таким смаком, что последние сомнения исчезают: вся критика идет от искренней любви. Как у товарища Сталина не было других писателей, так у Коэнов нет другой Америки. Перебирая ее составляющие с задором подростков, критикующих родителей, братья-режиссеры приходят к единственно возможному выводу: жизнь хороша, а американские ценности столь незыблемы — включая пресловутый миллион долларов — что за страну можно не переживать.
При этом, чтобы получить удовольствие от комедии братьев Коэнов, совершенно не обязательно погружаться в мифологические аллюзии, философский подтекст и прочие глубины. Как банально это не прозвучит, но «Большой Лебовски» — фильм, который способен рассмешить любого, и в котором любой найдет что-то свое: потому его и любят миллионы зрителей в разных странах.
Интересные факты
Джеффри Лебовски кажется великолепным порождением фантазии сценаристов, но на самом деле у этого героя есть реальный прототип — Джефф Дауд, помогавший Коэнам снимать их первый фильм. В образе Лебовски отразились как черты характера Дауда, так и некоторые факты его биографии, например, участие в Сиэтлской семерке. А прозвище главного героя — Dude, которое переводят и как «Дюдя», и как «Чувак», в дословном переводе означает «лошадиный член» и используется в американском жаргоне для фамильярного обращения.
Рецепт любимого коктейля Чувака, название которого опять же переводят по-разному, выглядит так: 2 части водки смешиваются с 1 частью кофейного ликера, после чего в смесь добавляется 1 часть молока/сливок.
Съемки фильма продолжались всего 11 недель: все сцены были отсняты в Лос-Анджелесе.
Статья вообще ниочём.