«Авиатор» - фильм о человеке, привыкшем быть птицей высокого полета

Фильм «Авиатор», снятый Мартином Скорсезе, представляет собой художественный взгляд на один из важнейших периодов в судьбе Говарда Хьюза. Последний в свое время был одним из самых авторитетных и узнаваемых американцев по всему миру, Ричард Никсон даже называл его «самым могущественным человеком в мире». Именно Говарда Хьюза Стен Ли использовал как прототип при создании Тони Старка – одного из известнейших персонажей вселенной Marvel. Это был человек, унаследовавший огромное состояние, отличающийся невероятной харизмой и не менее невероятной гениальностью. Причем гениален Говард был если не во всем, то уж точно во многом.

Картина рассказывает о жизни Хьюза примерно с середины 1920-ых годов по конец 1940-ых. При этом не будет лишним отметить, что Говард прожил семьдесят лет и скончался в 1976-ом году.  Он действительно снял фильм «Ангелы ада», о котором идет речь в проекте Мартина Скорсезе, а также стал режиссером всемирно известной картины «Лицо со шрамом». Естественно, имеется ввиду оригинальный фильм, на который впоследствии был снят не менее популярный римейк с Аль Пачино в главной роли. Говард Хьюз даже получил один «Оскар» за режиссуру, и еще дважды его работы номинировались на категорию «Лучший фильм».

Так выглядели актеры оригинального фильма "Ангелы ада"

Так выглядели актеры оригинального фильма «Ангелы ада»

И Хьюз, само собой, действительно принимал непосредственное участие в проектировке, строительстве и испытании сразу нескольких моделей самолетов (Constellation, H-4 Hercules, XF-11), которые на то время были одними из наиболее передовых. Впрочем, Говард в принципе занимался только новаторскими, прорывными вещами, аналогов которым ранее не существовало. Он также установил несколько мировых авиационных рекордов и стал одним из разработчиков автопилота, убирающегося шасси, устройств радионавигации.

Настоящий Говард Хьюз с настоящей Кэтрин Хепберн

Настоящий Говард Хьюз с настоящей Кэтрин Хепберн

Конечно же, обсессивно-компульсивное расстройство Мартин Скорсезе также не выдумал. Это заболевание, сопровождавшееся нелюдимостью, замкнутостью и необщительностью, возможно, привлекало к себе настолько большее внимание современников скорее из-за того, что очень резко контрастировало с поведением Говарда Хьюза в молодости. Его экстравагантность, его громкие романы со знаменитостями, его взрывной характер были притчей во языцех, пока на все это не легла тяжелая тень болезни.

Создание «Ангелов ада»

Первый важный сюжетный акцент в «Авиаторе» — это время, когда беззаботный, воодушевленный и абсолютно уверенный в своем успехе Говард Хьюз снимает фильм под названием «Ангелы ада». Стоит отметить, что картина стоила 4 миллиона долларов, и по тем временам эта сумма была просто невероятной. До тех пор никто и никогда не тратил такие бешеные деньги на какой-либо кинопроект. Но Говард хотел, чтобы фильм о пилотах был снят максимально реалистично, и не боялся провала.

Говарда убеждают, что фильм нужно закрыть, чтобы хоть как-то минимизировать убытки

Говарда убеждают, что фильм нужно закрыть, чтобы хоть как-то минимизировать убытки

Пожалуй, это удивляет в нем больше всего. Большинство из нас многократно просчитывает все риски, прежде чем взяться за какое-то дело, боится провала и не решается на что-то глобальное. Конечно, тут стоит принять во внимание тот факт, что Хьюз унаследовал большую часть акции нефтяной компании «Hughes Tool Co», благодаря чему привык распоряжаться деньгами гораздо спокойнее, чем обычные люди. Но все же подобные расходы могли стать губительными даже для него.

Мартин Скорсезе и, конечно же, Леонардо Ди Каприо, глубоко вжившийся в образ Говарда Хьюза, делают акцент на уникальности, неординарности личности этого человека. Он не распыляется на все подряд, прожигая родительские деньги – он крайне ответственно подходит ко всему, чем занимается. Он не позволяет страху неудач завладеть им и повлиять на конечный результат – он бесстрашно бросается прямо в метафорическое пекло. И, наконец, его абсолютно не волнует, делал ли что-то подобное кто-то до него – он поступает так, как считает нужным, и общественное мнение не может сломить его волю.

Укрепившийся интерес к авиации и проектировка «Геркулеса»

Все же фильм называется именно «Авиатор», а не «Режиссер». Потому очевидно, что встроить в него историю о съемках «Ангелов ада» с точки зрения сюжета было решено, по большей части, для показа зарождающегося и развивающегося интереса Говарда Хьюза к созданию самолетов. Возможно, будь это кто-то другой, мы бы просто покачали головами и подумали: «Парень, у тебя ничего не выйдет». Но нам уже рассказали о том, как этот человек снял беспрецедентно дорогую кинокартину и заработал на ней вдвое большую сумму, чем вложил. Поэтому мы просто смотрим и думаем: «Неужели он сумеет добиться успеха и в этом?»

Хьюз не боится сам садиться за штурвал

Хьюз не боится сам садиться за штурвал

Конечно, кульминация сюжета этого фильма наступает практически в конце, когда «Геркулес», при падении которого Говард обещал покинуть США, все-таки взлетает и оказывается вполне работоспособным самолетом. Для современного человека он выглядит достаточно обычно, однако для первой половины двадцатого века многие технологии, использованные при его создании, были революционными. До кульминационного момента мы доходим через многочисленные демонстрации того, как прогрессирует душевное расстройство Хьюза, и тем более впечатляющим выглядит его успех. И это все – на фоне Второй Мировой войны, давления со стороны Министерства обороны, Сената и ФБР.

Болезнь Говарда Хьюза

В течение первого часа фильма любой зритель, пожалуй, просто не может поверить, что этому человеку может что-то помешать. Он выглядит таким целеустремленным и успешным, кажется, что за что бы он ни взялся – ему гарантирован успех. Откровенно говоря, если вы не читали описание фильма, то на первых порах вы даже можете засомневаться, что режиссеру и сценаристам удастся создать в этой картине достаточный по напряженности конфликт.

С течением времени болезнь Говарда постепенно прогрессирует

С течением времени болезнь Говарда постепенно прогрессирует

Но, как известно, наши самые опасные враги – это мы сами. В случае с Говардом главным препятствием на пути к цели становятся даже не проблемы с правительством и правоохранительными органами, не законы физики и не деньги, а его недуг. Обсессивно-компульсивное расстройство – это душевная болезнь, при которой у человека постоянно появляются пугающие, тревожные, навязчивые мысли, вынуждающие его по много раз повторять одни и те же действия или вовсе доводить себя до истощения. То, что для здорового человека не имеет никакого значения, у пациента с таким расстройством может вызвать сильнейший стресс. Но даже это не останавливает Хьюза.

Женские образы в фильме «Авиатор»

В завершение стоит отметить то, без чего этот фильм не был бы таким полноценным примерно в той же степени, как и без достаточно детального и правдоподобного изображения симптомов болезни Говарда. За женские образы в этой картине отвечают Кейт Бланшетт и Кейт Бекинсейл, которым достались персонажи Кэтрин Хепберн и Авы Гарднер соответственно. Первая периодически появляется на протяжении всего фильма, словно созданная для того, чтобы иногда врываться в жизнь Хьюза с красками и запахами весны. Вторая появляется только во второй половине картины, отличается гораздо более сдержанным характером но, тем не менее, в нужные моменты умудряется становиться опорой для Говарда.

Образ Кэтрин Хепберн проходит красной линией через весь фильм, хотя женой Хьюза она так и не становится

Образ Кэтрин Хепберн проходит красной линией через весь фильм, хотя женой Хьюза она так и не становится

Невероятные люди, невероятное время, невероятные события и потрясающая актерская игра – вот, как можно описать этот фильм. Он длится практически три часа, но по их завершении вы не жалеете ни об одной минуте, которую потратили на его просмотр.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии