До того, как на арену борьбы с киберпреступностью вышла «Майор» Мотоко и мир задумался о сложностях самопознания искусственного интеллекта, аниме находилось на обочине интересов серьёзных киноманов. Но после выхода первого полнометражного аниме-фильма, снятого по манге Масамунэ Сиро, лиловые очи главной героини сразили наповал даже тех, кто про аниме не желал слышать. Были сняты ещё два фильма, два сезона сериала, ещё один полнометражный аниме-фильм и в 2017 году – художественный голливудский ремейк. Все фильмы и сериал объединяет единый сюжет и единая философия, мрачноватая идеология, которая ставит перед зрителями множество вопросов, не давая очевидного ответа. «Призрак в доспехах» восхитил сестёр Вачовски и дал толчок их воображению, подарившему нам «Матрицу».
Что такое «призрак в доспехах»?
Мир «Призрака в доспехах» — это мир пост-апокалипсиса. Но, в отличие от всех фильмов, снятых на эту тематику, человек здесь не одичал и не вернулся к первобытно-общинному строю. Наоборот: войны (как это и показывает реальный опыт человеческой истории) привели к массе открытий и крупному технологическому прорыву, следствием которого стала возможность заменять тело механическими деталями, лишь внешне похожими на живые органы. При помощи мозгового имплантата можно подключаться к общей Сети и обмениваться любой информацией.
В результате память человека можно свободно стереть, как старый фильм с жёсткого диска, и переписать заново. Что же остаётся в человеке человеческого, если его разум – программа, записанная на флешке, а тело собрано из различных частей? Остаётся самое хрупкое и уязвимое – сознание, душа, личность. Это и есть «дух в оболочке», или, в русском переводе, «призрак в доспехах» — потому что тело киборга намного надёжнее и прочнее обычного тела.
Если люди мира будущего роботизируются, то роботы движутся стройными рядами навстречу человеку. Искусственным интеллектом обладают танки и стиральные машины. Из-за программных сбоев машины, наделённые интеллектом, в буквальном смысле сходят с ума, а некоторые начинают задумываться о вещах, не предусмотренных их изобретателями и хозяевами.
Кто такая Мотоко Кусанаги?
В «Майоре» Мотоко Кусанаги от человека остался только мозг, и то в специальной кибер-оболочке. Она не помнит своего настоящего имени, зато умеет убивать и решать самые невозможные задачи. Мотоко всё время находится в состоянии тяжёлой депрессии. У тех, кто сознательно «роботизировал» своё тело, остаются хотя бы человеческие воспоминания, а у Мотоко их нет. В результате героиня сомневается, что её сущность, личность, «призрак» в кибер-доспехах, остались человеческими.
Уйдя из армии, Мотоко попала в 9 отдел МВД. Она не может покинуть службу: её тело в буквальном смысле слова принадлежит государству. Она очень тяжело перенесла привыкание к кибер-существованию в детстве. И ещё – она очень красива и сексуальна. «Майор» занимает 13-е место в списке лучших аниме-персонажей согласно IGN.
Чем занимается 9 отдел?
В отделе никто не «просиживает штаны» — здесь собрались разные люди с разным прошлым: бывшие наёмники, члены якудзы, хакеры. На вооружении у 9 отдела — целый отряд роботов-татиком.
В нашем мире люди беспокоятся о безопасности домашних, рабочих компьютеров и счетов в банке; но людям из сериала приходится бояться куда за большее – за свою личность, за кибер-взлом своего сознания. Правительство беспокоится о том, что хакеры могут навредить общественной безопасности. Охраной кибер-порядка, поимкой хакеров и занимается 9 отдел.
В наши дни терроризм – один из главных врагов человечества; в мире, где живёт Мотоко, главная опасность – кибертерроризм. Роботы, обладающие интеллектом, и люди, обладающие кибер-телами и возможностью проникать в интернет и в чужое сознание – это и потенциальная угроза, и потенциальные жертвы.
Кто такой Смеющийся человек и что такое «синдром одиночки»?
Пытаясь разоблачить очередной заговор корпораций, скрывающих жизненно важное лекарство и неэффективность микромашин, в Сети выступил некий юный хакер, выбравший своим символом смеющийся смайлик. Он умудрился похитить президента компании, чтобы заставить его рассказать всё, а после исчез. Этот смайлик, «Смеющийся человек», остался у всех в памяти, как символ борьбы за правду, а политики, решив провернуть нужные им дела, инсценировали террористические акты от его имени.
Поэтому «Смеющийся человек» пошёл на контакт с «Майором» и даже спас её во время покушения, чтобы потом снова уйти в тень. Этот «одиночка», вдохновивший стольких людей, не был автором идеологии, которую проповедовал; он просто нашёл в сети чьё-то письмо и «погнал волну». Люди, подражавшие ему и восхищавшиеся им, на самом деле восхищались «копией без оригинала». Они выбрали в качестве примера для подражания нечто несуществующее, а созданный им образ продолжал в Сети самостоятельную жизнь, на которую юный хакер уже никак не мог повлиять. Это сложное философское понятие, имеющее корни в пост-модернизме, получило название «синдрома одиночки».
Кто такие татикомы?
Каждый эпизод сериала заканчивается забавными приключениями татиком – минитанков, полноправных членов 9-го Отдела. Татикомы – машины для убийства, но их голоса – намеренно детские. Они действительно в интеллектуальном смысле слова дети, пытающиеся постичь загадочных мир своих «хозяев»-людей.
«Майору» Мотоко такое живое любопытство и своеволие роботов кажется подозрительным, и над татикомами нависает угроза перепрограммирования. Но в этом прекрасная Мотоко ошибалась: «живые» танки оказались настоящими героями и погибли, спасая людей. Принеся эту добровольную и сознательную жертву, роботы проявили настоящие человеческие качества, которыми, к сожалению, не все люди могут похвастаться.
Большая политика больших технологий
Беженцы и нелегальные иммигранты, без крова, работы и документов, которые становятся источником криминала – это не герои новостей сегодняшних газет, и проблема, поднятая в «Призраке в доспехах» ещё 15 лет назад. Коррупция чиновников, продажность политиков, жадность крупных корпораций, диктующих цены и отнимающих жизни, интриги и заговоры кочуют из серии в серию, из фильма в фильм. Тёмные тона, глуховатые голоса, тягостные размышления Мотоко о смысле жизни и человеческой природе, великолепный саундтрек – это только фон для обсуждения серьёзных вопросов о сущности государственной власти, о том, как часто она отворачивается от тех, кого должна защищать.
Проблемы взаимоотношений роботов и людей меркнут перед политическими интригами, заговорами в правительстве, бездушной силой корпораций, манипуляцией общественным сознанием при помощи интернета и СМИ. Чтобы бороться с этими бедами, современному обществу очень не хватает «Майора» с её железным телом и железной волей.