«Песнь моря» — это мультфильм, хорошо известный в достаточно узком кругу поклонников качественной и своеобразной, в некотором роде даже самобытной анимации. Это не «Корпорация монстров» и не «Унесенные призраками» — это мультипликационный шедевр, о котором вы могли не слышать, который вы могли не заметить, но который гарантированно надолго вам запомнится, если вы все же его посмотрите.
Режиссер картины и автор сценария – Томм Мур – ирландец, и действие мультфильма также происходит в Ирландии. Неповторимый ирландский колорит во многом обусловил красоту «Песни моря», и в этом плане нельзя не отметить тонкость его подачи. С одной стороны, Томм Мур уверенно заявляет, что действие происходит в его родной стране, и не упускает ни одной возможности продемонстрировать трепетную и теплую любовь к культуре своего народа. С другой стороны, он делает это очень воздушно, аккуратно и ненавязчиво. Этому стоило бы многим подучиться: душевному патриотизму вкупе с уважением ко всем людям.
2D-анимация – порой лучшее решение
Избалованные современной анимацией зрители могут чувствовать дискомфорт на протяжении первых нескольких минут просмотра мультфильма, но это быстро проходит. Анимация здесь и в самом деле достаточно простая, хотя отнюдь не примитивная. Никаких 3D-фигурок, созданных по образу и подобия человека при помощи компьютерных технологий, копирующих живую мимику реальных людей и доработанных до такой степени детализации, что можно рассмотреть ворсинки на их свитерах.
Собственно, здесь подобное действительно не нужно. Скорее, наоборот: тот самый ирландский флер, равно как и загадочность всей истории в целом, был бы просто утрачен, если бы режиссер решил задействовать 3D-анимацию. Именно в таком визуальном оформлении эта история выглядит по-настоящему атмосферной и гораздо живее передает те мысли и чувства, которые вложил в этот сценарий Томм Мур.
К слову, это не первая его мультипликационная работа. В 2009-ом году на широкие краны вышел еще менее известный мультфильм «Тайна Келлс», для которого Томм Мур вместе со своей коллегой Норой Твоми также выступил и в качестве режиссера, и в качестве сценариста. Этот проект также создан в двухмерном формате и также украшен атмосферой ирландского фольклора. По стилю рисовки он даже во многом похож на «Песнь моря», и здесь основная история и атмосфера также оказались гораздо существеннее объемных эффектов. И оба проекта были номинированы на «Оскар». Так что если «Песнь моря» пришлась вам по душе, то, вполне возможно, и от просмотра «Тайны Келлс» вы получите настоящее удовольствие.
Чувства и бесчувственность
Сам собой, «Песнь моря» — это не просто красивая история с персонажами из ирландского фольклора, но и завуалированное в метафорах послание. Одна из его самых чувственных частей связана с поведением ведьмы Махи, во внешности которой прослеживается сходство с бабушкой Бена и Сирши. Мать, обезумевшая от лицезрения страданий сына и обратившая его в камень. Фанатично запихивающая свои плохие эмоции в сосуды. Обращающая в камень всех духов, которые встречались ей на пути, искренне веря, что она делает их счастливыми, лишая страданий и горестей.
И, конечно же, дети – Сирша и Бен, разбивающие стеклянные банки и заставляющие ведьму вновь начать чувствовать. Это все, с одной стороны, достаточно просто, но с другой – невероятно красиво, метко и пронзительно. Пусть сюжет со стариком, чье засохшее и почерневшее сердце оживает из-за неугомонности и искренности детей, отнюдь не нов. Пусть все мы, по логике вещей, понимаем, что грусть, печаль и страдания – это тоже часть жизни, и без них не обойтись, если мы хотим испытать также счастье, радость и любовь. Но все же мы так часто ведем себя вразрез с этими прописными истинами, а они, тем временем, ничуть не меняются и остаются актуальными всегда. И лишний раз вспомнить об этом не помешает даже нам, взрослым, а уж детям – и подавно.
Отношения между братом и сестрой
Это еще одна серьезная тема, которую поднимает «Песнь моря». Прочувствовать ее будет полезно младшему поколению, особенно тем, у кого есть братья или сестры. А зрители постарше могут воспринимать это скорее как метафору о том, что дорогих сердцу людей надо замечать и ценить в принципе.
В начале истории нам дают понять, что Бен откровенно недолюбливает Сиршу. Возможно, винит ее в уходе матери, думает, что отец любит ее больше, и так далее – что взять с ребенка. По мере развития повествования его чувства, точнее, их осознание, постепенно меняются. Для того, чтобы сделать этот переход гармоничным, сценарист использовал классический прием: страх потери. Бен беспокоится за сестру, хочет помочь ей, и постепенно отказывается от своей позиции ненавидящего старшего брата. А к концу мультфильма и вовсе понимает, что из своих отношений с Сиршей он может черпать те эмоции, которых ему, по всей видимости, не хватало.
И это снова вроде бы как довольно избито, но, опять же, настолько чувственно, актуально и злободневно, что никому не придет в голову винить режиссера в подобном. В конце концов, это мультфильм для широкой аудитории, а не артхаусный фильм для избранных. Да и персонажи ведут себя в коридоре выбранного сюжета очень органично и правдоподобно, так что не проникнуться их развитием просто невозможно.
Шелки – люди-тюлени
Конечно, история «Песни моря» — в первую очередь, о примирении брата и сестры, налаживании отношений с бабушкой и отцом, осознании важности чувственной сферы и наконец-то наступившей готовности отпустить прошлое и начать смотреть в будущее. Не о шелках и совах. Но все же эта фольклорная обертка по-классически актуальных мыслей и делает их настолько четкими и хорошо осознаваемыми, поэтому проигнорировать ее просто невозможно.
Шелки, о которых так много говорится в мультфильме, представляют собой существ из ирландской и шотландской мифологии. Это люди-тюлени с теплыми карими глазами: добрые, грациозные и ласковые. Прямо как Сирша, которая любит Бена несмотря на то, что он ее постоянно отталкивает.
Согласно легендам, шелки могут выходить на сушу раз в девять ночей, сбрасывая тюленью шкуру и превращаясь в красивых темноволосых парней и девушек. Они могут находить себе пару среди людей, но о серьезных и продолжительных отношениях между шелкой и человеком можно только мечтать, хотя это все в целом лишь миф. При этом шелки обычно добрые, безобидные и миролюбивые, если только их не разозлить.
Другими словами, существа это довольно неоднозначные, как и персонаж жены Конора – пожалуй, единственный такой во всем рассказе. И все же в ее окончательном расставании с детьми и супругом, следующим вскоре после освобождения духов из-за песни Сирши, чувствуется тоже какая-то свобода. И это не столько свобода друг от друга, сколько свобода от сожалений и печали. Расставание как спокойствие и умиротворение – возможно, лучший вариант расставания в принципе.
«Песнь моря» — это тот мультфильм, в котором прекрасна и картинка, и персонажи, и сюжет, и смысл, который вкладывается в его метафоры. Более того: это мультфильм, который вы сможете не раз пересмотреть за свою жизнь, и каждый раз найдете в нем что-то новое.
Класс разбор смысла топ
чудесно