Если любите готичную атмосферу и легкую сумасшедшинку работ Тима Бёртона, то обязательно познакомьтесь с произведениями студии Laika Entertainment. Именно ее художники создавали вместе с Мастером детских ужасов знаменитый мультфильм «Труп невесты». Необычный привкус мистики отличает и последующие анимации молодой студии. Истории о Паранормане, Коралине и семейке троллей-коробулей мрачноватостью своего волшебства напоминают сказки Гофмана.
То же можно сказать о мультфильме «Кубо. Легенда о самурае». Как и остальные изыски Laiki, он отличается от прочих детских «ужастиков» атмосферностью, спецификой видеоряда и неординарной моралью. Попробуем разобраться, в чем же особенности этой чудесной анимации, в чем ее смысл.
Необычный сюжет
Малыш Кубо живет в пещере с мамой, которая очень больна. Ему приходится самостоятельно зарабатывать на жизнь, развлекая местных жителей легендами и подыгрывая себе на сямисэне. С ним охотно делятся монетками, потому что мальчик показывает настоящие представления, оживляя бумажные фигурки оригами. Это мастерство ему досталось в наследство от матушки, рассказывающей каждый вечер всё новые и новые истории о великом самурае и Лунном Короле.
У Кубо нет одного глаза: его у внука отнял родной дедушка. Полностью ослепить сына не дала мама, спрятав кроху от злодея. С тех пор женщина оберегала сына, приказывая возвращаться домой до заката солнца. Но однажды запрет был нарушен. Вот тут-то Кубо со страхом и узнал, что все предания, которые он представлял на деревенской площади, — не вымысел, а реальность. Погибший от рук Лунного Короля самурай — его отец, а злой волшебник — дедушка.
Оказывается, мальчик был рожден небожительницей от обычного человека. Эту связь мамина семья магов сочла предательством и с тех пор охотилась за ними. Теперь Кубо должен найти волшебные доспехи отца, чтобы справиться с опасностью. В нелегком поиске ему помогут хранители — обезьяна, жук-самурай и маленькая фигурка оригами. Кто они на самом деле — выяснится потом, а пока… пока именно так начался удивительнейший квест в истории мультипликации.
Любовь всей жизни — Япония
Не так много выходит в западном мире мультфильмов, основанных на фольклоре Востока: специфику мировоззрения и своеобразие ритуалов, требующих осмысления, довольно сложно передать на экране. Но в это раз всё срослось. Режиссер Трэвис Найт просто влюблен в Японию, в вековые традиции, от которых так и веет мистикой. Похоже, влюбленность передалась коллективу, ибо чувствуется в каждом кадре!
Для съемок многих сцен были приглашены консультанты по истории Древней Японии. Мультипликаторы восстанавливали не только особенности ритуалов Страны восходящего солнца, но даже ткани и фактуру материалов, свойственных быту той эпохи, одежду, утварь. Результатом столь кропотливой работы стало абсолютное погружение зрителя в атмосферу экзотической страны.
Таких, как он, уже не будет
Laika Entertainment, пожалуй, — последний оплот кукольной мультипликации. Сдай позиции эта студия, и больше уже не увидим на экране новых образчиков высококачественной, крупнобюджетной анимации, сделанной вручную. Да, это действительно штучная, ювелирная работа! Найт не пошел по пути наименьшего сопротивления, как прочие студии: коллектив использовал современную технику (3D-принтеры, зеленые экраны и прочее) лишь для того, чтобы облегчить процесс создания кукол. Но даже при такой функциональной организации работы на создание мультфильма ушло пять лет!
Только представьте, насколько скрупулезно мультипликаторы подошли к созданию действующих лиц — обезьяны, жука-самурая, самого Кубо и других людей: чтобы сделать персонажей максимально живыми, передавая их эмоции, были сделаны десятки тысяч масок. При этом, несколько миллионов вариаций гримас и прочей мимики! Мультипликаторам даже пришлось монтировать и заставлять двигаться пятиметровую фигуру!
Кто бы сомневался, что после подобного труда все герои получатся, словно живые. Покадровая съемка, использованная Найтом, дала впечатляющие результаты! После просмотра становится грустно из-за того, что куклы постепенно исчезают из мультипликации. И можно только поблагодарить талантливых мастеров Лайки за приверженность лучшим традициям.
Трудный разговор с детьми
Laika в своем творении ведет беседу с ребятами, руша каноны семейного кинематографа. Здесь не найдется пушистых и милых очаровашек из «Зверополиса» или забавных рыбок из приключений забывчивой Дори. Картинка тут угловатая, как японские фигурки оригами, и сумрачная. А темы поднимаются те, которых взрослые обычно стараются избегать в разговорах с детьми, хотя они крайне важны.
- Что делать, если близкий человек сильно болен? Кубо собственным примером дает ответ — просто надо заботиться, дарить любовь и тепло, стараясь не расставаться надолго. Его мама больна, теряет память, но мужественный мальчик стойко переносит невзгоды, изо всех сил пытаясь поддержать ее оптимизмом.
- Что делать, если родные люди уходят навсегда? Как смириться с тем, что обратить нельзя, — со смертью? В мультфильме и об этом ведется рассказ. Спасает от подобной трагедии лишь память о близких. Вот как в показанной здесь японской традиции общения с духами усопших. Каждая семья в назначенный час приходит на могилы поговорить с ними, рассказать о своей земной жизни. Затем родственники провожают души умерших, отправляя зажженные фонарики в путешествие по реке. Пока теплится память, пока и будут живы любимые люди.
- А что делать, если страшно и от отчаяния опускаются руки? История смелого мальчика учит малышей справляться с такими ситуациями. Если страшно, то надо бояться! Но при этом стоит смотреть в глаза страхам, не сдаваясь перед ними. Надо найти в себе силы, поверить в себя, как сделал это одноглазый мальчишка с сямисэном.
И таких нюансов в мультфильме звучит довольно много. Поэтому «Легенду о самурае» лучше смотреть всей семьей, чтобы помочь понять ребятам происходящее на экране. Услышать, что им рассказывает маленький герой, при этом не испугавшись мрачноватых порою сцен, особенно во время схваток с гигантским скелетом, тетушками в масках и ставшим чудовищем дедушкой.
Загляните в глубокий колодец смыслов
Есть смысл и… СМЫСЛ. И это не описка! Кто-то всегда увидит меньшее, а кто-то — большее, всё зависит от личного восприятия и желания увидеть. Но в этом мультфильме есть то, что просто необходимо понять каждому зрителю, даже взрослому.
Многие, к примеру, задаются вопросом о музыкальном инструменте Кубо. Ведь на самом деле сямисэн — трехструнный инструмент, а у мальчика во время финальной битвы на грифе всего две. Как же это? Но смысл в том, что эта пара струн олицетворяет родителей — маму и папу. Сам же малыш-самурай стал третьей звонкой нитью. Речь идет о единстве семьи, в которой царит любовь и забота друг о друге. Вот тогда и рождается настоящая магия! Согласитесь, самое ценное в жизни человека — именно семья, где он непременно встретит понимание и поддержку. А без них люди «звучат», словно сломанный сямисэн с оборванной струной.
Некоторые критики говорят о том, что Кубо не стал самураем и не показал себя, как волшебник. Совершенно ошибочное утверждение! Квест мальчика, во время которого он разыскивал доспехи, — путь к себе. Кем бы тебя не видели другие, главное то, кем осознаешь себя ты сам. Подросток в трудную минуту понял, что волшебные доспехи не помогут, и суть победы не в них. Сила была спрятана в самом Кубо, в его любви к родным. Лишь осознав себя, он смог справиться с жутким испытанием.
Следующий момент, который рискует остаться за кадром, — зачем дедушке ослеплять внука? Ответ одновременно и прост, и ужасно сложен. Магия Лунного Короля и его семьи холодна, как само ночное светило. Вырвав один глаз, волшебник надеялся лишить мальчика способности видеть красоту и боль земного мира, способности сопереживать и любить окружающих. Если бы удалось забрать и второе око, то внук полностью бы перешел на сторону зла и покинул Землю, безразлично взирая на нее с небес. Смысл? Бойтесь стать равнодушными ко всему, что вас окружает. Умейте сочувствовать и приходить на помощь тем, кто рядом. Тогда мир не станет мертвым, как Луна. А люди не будут столь жестоки, как тетушки Кубо — красивые внешне (благодаря надетым маскам), но уродливые внутри.
И еще из-за чего порой недоумевает зритель, — это финал. Он действительно необычен и несет важный смысл: квинтэссенции чистого Зла не существует. Побежденный монстр не был убит и оказался обычным пожилым человеком, по той или иной причине сбившимся с пути, потерявшим себя в жизни. Тогда жители деревушки напомнили ему обо всём добре, которое старик успел совершить раньше. Именно это окончательно заставило уйти зло. Действительно, нам следует стараться видеть в каждом человеке не только то, что лежит на поверхности. Мрачный, но бесконечно добрый и мудрый мультфильм учит нас прощать, находя Свет в душе наших обидчиков.
Видите, как много смысла можно увидеть в этой детской анимации, если постараться? И как малышам дают за усердие конфетку, так и нам, зрителям, мультипликаторы предложили в завершение «вкусняшку». Не торопитесь выключать мультфильм. Во время заключительных титров звучит изумительная композиция The Beatles — «While My Guitar Gently Weeps» в исполнении Регины Спектор. Под звуки очаровательного соло на сямисэне нам позволят одним глазком заглянуть за дверцу «кухни» анимационной студии Laiki Entertainment.
Сам мультфильм — метавысказывание. Не зря это история об истории начинается со слов «не проморгайте ничего лишнего», а заканчивается тем, как титры переходят в студию, в которой и создаётся история.
Мама и папа — две струны, два животных — разные уровни одной идеи, а дух самурая, воплощённый в маминой магии оригами — её любовь к историям. И несмотря на очевидность этих параллелей, сам главный герой порой этого не замечает, потому что он одновременно и сказитель, и протагонист.
Что до того, что жук не помнит своего прошлого — лакуна, ведь мальчик, сам рассказчик, — не знал своего отца. Равно как и деда. А раз он не знал своего деда — он может его воссоздать таким, какой он мог бы быть. Таким же образом и мы, современные люди, оглядываясь на героев и персонажей прошлого, создаём их заново. Мы же не знаем, какими были, к примеру, Наполеон или Чингисхан, Гомер или Чарльз Диккенс, но мы знаем о них по тому, как нам их подавали.
Парень лишился одного глаза — он может видеть потусторонний мир, но лишившись второго глаза он станет сам потусторонним. Так и в последней битве, он «разослепляет» своего деда, ясно видящего без глаз, возвращая его на землю, позволяя стать мифическому профанным.