«Коралина в стране кошмаров»: что, если бы скучных родителей можно было заменить?

Коралина в стране кошмаров (Coraline, 2009) смысл мультфильма и разбор сюжета

Возможно, когда вы смотрели мультфильм «Коралина в стране кошмаров», что-то в нем показалось вам неуловимо знакомым, но все же по-своему оригинальным (во всяком случае, если вы достаточно неплохо знакомы с работами Тима Бёртона). Теоретически, человек, который не знает режиссера этого проекта, вполне мог бы предположить, что это очередное мрачновато-сказочное детище, созданное именно им. Однако в действительности картину снял Генри Селик, который познакомился и подружился с Тимом Бёртоном во время прохождения стажировки на студии Уолта Диснея.

Яркий потусторонний мир по сравнению с блеклым реальным - излюбленный прием как Бёртона, так и Селика

Яркий потусторонний мир по сравнению с блеклым реальным – излюбленный прием как Бёртона, так и Селика

Это не единственное, что связывает Селика и Бёртона: они также вместе работали над музыкальным фильмом «Джеймс и гигантский персик», в котором кукольная анимация сочетается с классической актерской игрой, и над широко известным мультипликационным мюзиклом «Кошмар перед Рождеством». «Коралина в стране кошмаров» стала первой серьезной самостоятельной работой Генри Селика, причем работой весьма удачной. Мультфильм был тепло воспринят критиками, рядовыми зрителями, и даже номинировался на «Оскар».

Нил Гейман и его «Коралина»

Достаточно длинное название этот мультипликационный проект получил только в русском прокате. В оригинале он именуется гораздо более лаконично – «Коралина». Рассказ английского писателя Нила Геймана, на основе которого был написан сценарий для мультика, называется так же. Гейман – личность весьма известная, причем как в литературе, так и в кинематографе. Наверняка вы слышали о его романах «Американские боги» и «Звездная пыль», которые получили достаточно успешные экранизации.

По мнению Нила Геймана, одними из самых одаренных авторов страшных сказок являются маленькие дети. История написания «Коралины» началась с того, что его дочка Холли, которой на то время было четыре года, рассказывала ему историю собственного сочинения, возвращаясь из детского сада. История повествовала о другой девочке, которую также зовут Холли, и у которой вместо мамы оказалась злая ведьма. Эта ведьма заперла девочку в подвале, но той удалось сбежать и отправиться на поиски своей настоящей мамы. Словом, фантазии Холли Гейман не занимать, а ее отцу – умения превратить даже самый странный и жутковатый рассказ в нечто довольно логичное и имеющее четко прослеживаемую идею.

Нил Гейман остался вполне доволен мультипликационной Коралиной

Нил Гейман остался вполне доволен мультипликационной Коралиной

К слову, автор повести остался доволен тем, как Генри Селик представил ее на широком экране. Нил отметил, что ему в принципе везет с экранизациями своих произведений: режиссеры берут его книги, которые кажутся им хорошими, и превращают их в не менее хорошие фильмы или мультфильмы.

Чего жаждет ребенок, предоставленный самому себе?

В современном мире очень многие родители считают, что лучшее, что они могут сделать для своих детей – это обеспечить им безбедное существование. В действительности материальная сторона вопроса, конечно, очень важна, но внимание родителей и интересное времяпрепровождение в их компании имеют ничуть не меньшее значение.

Добиться того, чтобы кто-то из родителей уделил ей время, девочке систематически не удается

Добиться того, чтобы кто-то из родителей уделил ей время, девочке систематически не удается

Родители Коралины, к сожалению, не понимают эту простую истину. Они работают, они постоянно заняты, они не хотят поиграть с дочерью – и это, само собой, оказывает определенное влияние на настроение девочки и на ее мировосприятие. Ребенок, которому скучно, на которого не обращают внимания, которого, как ему кажется, не любят собственные родители, неизбежно начнет фантазировать о том, как все могло бы быть, если бы все было иначе.

Посещение потустороннего мира поначалу кажется Коралине неплохим решением ее проблем

Посещение потустороннего мира поначалу кажется Коралине неплохим решением ее проблем

«Другая мама» и «другой папа» представляются идеальным воплощением этих фантазий. Кажется, что с ними жизнь будет легкой и беззаботной, постоянно интересной, постоянно захватывающей. Если настоящие родители Коралины находятся на одном полюсе, где всегда скучно, серо и одиноко, то «другие родители» – на диаметрально противоположном, где всегда весело и ярко, и где на тебя всегда найдут время. Это, в общем-то, довольно логично и, возможно, даже банально. Но в этом мультфильме и не нужны чересчур сложные метафоры и излишне завуалированные намеки – с такой достаточно прямой концепцией он лучше всего помогает нам прочувствовать эмоции и мир Коралины, понять, как она видит окружающую реальность, и из-за чего на самом деле переживает.

Здравомыслящий ребенок всегда выберет правду

Одна из причин, по которой «Коралина в стране кошмаров» получила большое количество положительных рецензий – это адекватность, здравомыслие и смелость главной героини. И, при всем этом, ее естественность и натуральность, как будто девочка списана с реального человека.

Мультфильм продолжает вести свою четкую логичную концепцию сквозь все сюжетные повороты. Когда Коралина понимает, что с «другой мамой» и «другим папой» что-то не так, когда ей предлагают заменить глаза на пуговицы, когда ее собственные родители неожиданно исчезают, она принимает единственное верное решение: перехитрить разозлившуюся «другую маму» и спасти всех, кого только возможно. Никаких «розовых соплей», колебаний и затянутых философствований. Девочка понимает, что настоящих родителей нужно выручать, и от ее мечтаний об идеальной жизни в мире за маленькой дверцей не остается и следа.

"Другая" мама в результате оказывается гораздо менее приятной личностью, чем казалось в первое время

“Другая” мама в результате оказывается гораздо менее приятной личностью, чем казалось в первое время

В реальности многое происходит аналогичным образом. Порой мы смотрим на самых близких людей сквозь призму злости, раздражения и обиды. И это может продолжаться достаточно долго, но достаточно легкого толчка, чтобы эта пелена безвозвратно исчезла с наших глаз. И без нее мы возвращаемся к тому, что по-настоящему чувствуем к объекту былого раздражения: любви, привязанности, доверию, уважению и так далее.

Именно поэтому Коралина спасает собственных родителей и искренне радуется их возвращению. Ведь все остальное не важно. Ее маме и папе действительно стоит побольше времени проводить со своей дочерью, но, как ни парадоксально, даже без таких вечно занятых родителей девочке не нужно будет практически ничего. Если вы когда-нибудь в детстве оказывались дома в одиночестве, или терялись в торговом центре, то вы должны помнить это чувство, когда все неважно – лишь бы родители к тебе вернулись.

Родители, которые ничего не помнят, но что-то понимают

Мультфильм заканчивается тем, что Коралина, ее родители и их соседи проводят время в саду. Другими словами, тем, чем в принципе должен закончиться переезд: постепенной адаптацией к новому месту и новым людям, относительно грамотной расстановкой приоритетов и рассмотрением новых перспектив. Другое дело, что для родителей Коралины это проходит незаметно, как будто в порядке вещей, а для нее самой – через захватывающее и ужасающее приключение.

Совместная работа в саду и исчезающий черный кот - идеальная концовка для такого мультфильма

Совместная работа в саду и исчезающий черный кот – идеальная концовка для такого мультфильма

«Коралина в стране кошмаров» – это тот мультик, который будет полезно и интересно посмотреть и детям, и взрослым, и детям вместе со взрослыми. Дети научатся тому, что никогда не стоит думать, будто бы их родители их не любят. Взрослые – тому, что дети нуждаются в их внимании, как в воздухе.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.