Возможно, когда вы смотрели мультфильм «Коралина в стране кошмаров», что-то в нем показалось вам неуловимо знакомым, но все же по-своему оригинальным (во всяком случае, если вы достаточно неплохо знакомы с работами Тима Бёртона). Теоретически, человек, который не знает режиссера этого проекта, вполне мог бы предположить, что это очередное мрачновато-сказочное детище, созданное именно им. Однако в действительности картину снял Генри Селик, который познакомился и подружился с Тимом Бёртоном во время прохождения стажировки на студии Уолта Диснея.
Это не единственное, что связывает Селика и Бёртона: они также вместе работали над музыкальным фильмом «Джеймс и гигантский персик», в котором кукольная анимация сочетается с классической актерской игрой, и над широко известным мультипликационным мюзиклом «Кошмар перед Рождеством». «Коралина в стране кошмаров» стала первой серьезной самостоятельной работой Генри Селика, причем работой весьма удачной. Мультфильм был тепло воспринят критиками, рядовыми зрителями, и даже номинировался на «Оскар».
Нил Гейман и его «Коралина»
Достаточно длинное название этот мультипликационный проект получил только в русском прокате. В оригинале он именуется гораздо более лаконично – «Коралина». Рассказ английского писателя Нила Геймана, на основе которого был написан сценарий для мультика, называется так же. Гейман – личность весьма известная, причем как в литературе, так и в кинематографе. Наверняка вы слышали о его романах «Американские боги» и «Звездная пыль», которые получили достаточно успешные экранизации.
По мнению Нила Геймана, одними из самых одаренных авторов страшных сказок являются маленькие дети. История написания «Коралины» началась с того, что его дочка Холли, которой на то время было четыре года, рассказывала ему историю собственного сочинения, возвращаясь из детского сада. История повествовала о другой девочке, которую также зовут Холли, и у которой вместо мамы оказалась злая ведьма. Эта ведьма заперла девочку в подвале, но той удалось сбежать и отправиться на поиски своей настоящей мамы. Словом, фантазии Холли Гейман не занимать, а ее отцу – умения превратить даже самый странный и жутковатый рассказ в нечто довольно логичное и имеющее четко прослеживаемую идею.
К слову, автор повести остался доволен тем, как Генри Селик представил ее на широком экране. Нил отметил, что ему в принципе везет с экранизациями своих произведений: режиссеры берут его книги, которые кажутся им хорошими, и превращают их в не менее хорошие фильмы или мультфильмы.
Чего жаждет ребенок, предоставленный самому себе?
В современном мире очень многие родители считают, что лучшее, что они могут сделать для своих детей – это обеспечить им безбедное существование. В действительности материальная сторона вопроса, конечно, очень важна, но внимание родителей и интересное времяпрепровождение в их компании имеют ничуть не меньшее значение.
Родители Коралины, к сожалению, не понимают эту простую истину. Они работают, они постоянно заняты, они не хотят поиграть с дочерью – и это, само собой, оказывает определенное влияние на настроение девочки и на ее мировосприятие. Ребенок, которому скучно, на которого не обращают внимания, которого, как ему кажется, не любят собственные родители, неизбежно начнет фантазировать о том, как все могло бы быть, если бы все было иначе.
«Другая мама» и «другой папа» представляются идеальным воплощением этих фантазий. Кажется, что с ними жизнь будет легкой и беззаботной, постоянно интересной, постоянно захватывающей. Если настоящие родители Коралины находятся на одном полюсе, где всегда скучно, серо и одиноко, то «другие родители» — на диаметрально противоположном, где всегда весело и ярко, и где на тебя всегда найдут время. Это, в общем-то, довольно логично и, возможно, даже банально. Но в этом мультфильме и не нужны чересчур сложные метафоры и излишне завуалированные намеки – с такой достаточно прямой концепцией он лучше всего помогает нам прочувствовать эмоции и мир Коралины, понять, как она видит окружающую реальность, и из-за чего на самом деле переживает.
Здравомыслящий ребенок всегда выберет правду
Одна из причин, по которой «Коралина в стране кошмаров» получила большое количество положительных рецензий – это адекватность, здравомыслие и смелость главной героини. И, при всем этом, ее естественность и натуральность, как будто девочка списана с реального человека.
Мультфильм продолжает вести свою четкую логичную концепцию сквозь все сюжетные повороты. Когда Коралина понимает, что с «другой мамой» и «другим папой» что-то не так, когда ей предлагают заменить глаза на пуговицы, когда ее собственные родители неожиданно исчезают, она принимает единственное верное решение: перехитрить разозлившуюся «другую маму» и спасти всех, кого только возможно. Никаких «розовых соплей», колебаний и затянутых философствований. Девочка понимает, что настоящих родителей нужно выручать, и от ее мечтаний об идеальной жизни в мире за маленькой дверцей не остается и следа.
В реальности многое происходит аналогичным образом. Порой мы смотрим на самых близких людей сквозь призму злости, раздражения и обиды. И это может продолжаться достаточно долго, но достаточно легкого толчка, чтобы эта пелена безвозвратно исчезла с наших глаз. И без нее мы возвращаемся к тому, что по-настоящему чувствуем к объекту былого раздражения: любви, привязанности, доверию, уважению и так далее.
Именно поэтому Коралина спасает собственных родителей и искренне радуется их возвращению. Ведь все остальное не важно. Ее маме и папе действительно стоит побольше времени проводить со своей дочерью, но, как ни парадоксально, даже без таких вечно занятых родителей девочке не нужно будет практически ничего. Если вы когда-нибудь в детстве оказывались дома в одиночестве, или терялись в торговом центре, то вы должны помнить это чувство, когда все неважно – лишь бы родители к тебе вернулись.
Родители, которые ничего не помнят, но что-то понимают
Мультфильм заканчивается тем, что Коралина, ее родители и их соседи проводят время в саду. Другими словами, тем, чем в принципе должен закончиться переезд: постепенной адаптацией к новому месту и новым людям, относительно грамотной расстановкой приоритетов и рассмотрением новых перспектив. Другое дело, что для родителей Коралины это проходит незаметно, как будто в порядке вещей, а для нее самой – через захватывающее и ужасающее приключение.
«Коралина в стране кошмаров» — это тот мультик, который будет полезно и интересно посмотреть и детям, и взрослым, и детям вместе со взрослыми. Дети научатся тому, что никогда не стоит думать, будто бы их родители их не любят. Взрослые – тому, что дети нуждаются в их внимании, как в воздухе.
Спасибо большое! Я даже не представляла что в этом мультфильме так много смысла! 😲
я конечно извиняюсь, но наш любимый Тим Бертон никакого участия в создании этого шикарного мультфильма не принимал