"Головоломка": посмотри на свой мир изнутри

Креативности воображения команды аниматоров, работающих над «Головоломкой», можно только позавидовать. Взять на себя смелость показать детям то, чего никто не видел (внутренний мир человека) – шаг огромной смелости, вернее, бесконечного авантюризма. Но творческий тандем студий Disney и Pixar справился с трудной задачей, и таинственная штаб-квартира, находящаяся в голове, все-таки приоткрыла занавес тайны.

Перед нами история пяти человеческих эмоций, которые управляют одиннадцатилетней Райли. У девочки предстоит трудный период: начало подросткового возраста совпало с переездом из Миннесоты в Сан-Франциско. Она испытывает смешанные чувства, усиливающиеся из-за различных проблем: грузовик с вещами задерживается, папа вечно занят на работе, друзья далеко, никто ее не понимает. С непростой ситуацией пытаются справиться Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость, стоя за пультом управления в Мозговом центре.

Рождение детских эмоций

Одиннадцать лет назад Райли открыла глазки и увидела своих счастливых родителей. Так впервые появилась Радость. Воспоминания-шарики, попавшие тогда в мозг, были окрашены в яркий солнечный цвет. Дальнейший жизненный опыт подарил ей много открытий и новые эмоции.

Страх оберегал кроху от опасностей. Гнев пытался восстановить справедливость, когда ему казалось, что ее обижают. Брезгливость предотвращала неприятные ощущения от разных новых предметов. А Печаль… Другие эмоции совершенно не понимали ее присутствия в Центре управления: зануда только портила настроение подопечной!

Почему всего пять персонажей в голове ребенка?

Многие критики негодуют по поводу того, что пиксаровцы показали всего пять эмоций. «Человек не настолько примитивен, как собака, показанная в финале!» — утверждают они. Но изначально мультипликаторы планировали гораздо больше необычных персонажей. Не сошли с концепт-артов в мультяшную реальность Жадность и Мрачность, Раздражение и Смущение. Позору тоже не нашлось места в голове героини.

Почему так? Для оживления даже пяти эмоций понадобился огромный труд, чрезвычайно насыщенный сценарий. А если ввести в историю и остальных? Мультфильм потерял бы свою стройность и логичность. Герои были бы совершенно не раскрыты, и маленькие зрители очень быстро разочаровались бы.

К тому же, главная пятерка – базовая, остальные – составные. Гнев может включать в себя раздражение, злость, ярость. Страх управляет испугом, нервозностью, тревогой и ужасом. Радость объединяет интерес, удовольствие, наслаждения. За вину и стыд отвечает один из ценностных Островов – Честность. Поэтому выбор мультипликаторов вполне объясним, и нареканий ни у кого, кроме знатоков психологии, не вызывает.

Проблемы начинаются

У Райли впереди крайне важный день. Она впервые встретится с новым классом; и от того, как все пройдет, во многом зависит дальнейшая жизнь. Радость приготовила самые красивые ключевые воспоминания, распланировала каждую минутку грядущего дня. Но когда подопечная рассказывала одноклассникам о себе, вмешалась Печаль и прикосновениями испортила яркие шарики!

Учительница и ребята увидели, как плачет новенькая. Конечно, Страх сразу передал девочке свой ужас, а Брезгливость – смущение и стыд. Радость старалась спасти положение, но дело закончилось тем, что ее с Печалью утянуло в лабиринты долговременной памяти. Дальнейшим развитием событий аниматоры показали как важны потерянные эмоции для психологического благополучия человека.

Острова сторон личности

Потерянные воспоминания были ключевыми. Они – база для системы индивидуальных ценностей, которые и делали героиню «Головоломки» разносторонней личностью. Мультипликаторы нам показали Острова Озорства, Семьи, Честности, Дружбы и Хоккея (любимого хобби).

В трудную минуту Райли оказывается без эмоциональной опоры. Пока Радость и Печаль пытаются найти способ вернуться в Мозговой центр, мир девочки начинает рушиться. Ах, если бы родители смогли вовремя понять, что она нуждается в поддержке гораздо больше, нежели они сами! Взрослым надо было вместе с дочерью вспоминать о важных событиях, связанных с Миннесотой. Могли бы вместе строить планы на будущее, ведь жизнь не заканчивалась с переездом, а только начиналась. Семье оказали бы помощь надежда, светлая грусть, любовь. Увы, по воле сценаристов в мозговых штаб-квартирах у мамы с папой распоряжались совсем другие персонажи.

Взрослые эмоции

Переезд в Сан-Франциско нелегко дался и родителям. Сцена семейного ужина отлично это демонстрирует. Центром в маминой голове руководит Печаль, а боссом в папином уме стал Гнев. Следует отметить единодушие, с которым эмоции взрослых управляют своими хозяевами. Когда из-за отсутствия Радости у Райли разразился скандал, то мама утешилась мечтами о брутальном летчике, а отец удовлетворился проявленной строгостью в воспитании ребенка. И никаких противоречий в голове!

Кстати, обратите внимание: у женщины в голове одни «девочки», а у мужчины – «мальчики». Это значит, что они четко определились со своими гендерными ролями. А вот их дочь еще на распутье. Будучи девочкой, она пока отдает предпочтение ношению брюк и мальчишескому виду спорта. Но наличие придуманного бойфренда, готового сражаться за даму сердца, убеждает зрителя, что развитие героини идет без отклонения от общепринятых норм.

Жертва во имя счастья

Пока оставшиеся наверху эмоции пытались помочь Райли, Радость увидела потрясающе несуразное существо. Это был наполовину кот, наполовину слон, и еще чуточку – дельфин. Малышка сразу вспомнила, что за чудак ей встретился. Бинго-Бонго! Воображаемый друг, появившийся в раннем детстве. Он обещает Радости помочь вернуться в штаб-квартиру, но вместе с Печалью видят, как рушатся один за другим Острова памяти, обрезая все пути. Что же происходит?

Всё просто: оставшиеся эмоции тщетно пытаются помочь девочке справиться с подступающей депрессией. Из-за Гнева Райли поссорилась по скайпу с лучшей подругой, ушла из спортивной команды. Так канули в пропасть Забвения сразу два острова — Дружбы и Хоккея. Еще раньше из-за отсутствия способности радоваться мелочам исчезло Озорство.

Решив наполнить память девчонки новыми приятными воспоминаниями, эмоции подали ей плохую идею – сбежать в Миннесоту. Впервые обманув маму (украв деньги на билет), девочка потеряла Честность; а утреннее равнодушие родителей, которые могли бы одним ласковым поцелуем остановить отчаявшуюся дочь, окончательно разрушило Семью.

Из-за произошедшего в глубинной памяти случилась катастрофа! Радость вместе с Бинго-Бонго угодила в пропасть Забвения, где рассыпаются в прах ненужные воспоминания. Вот тут-то смешной чудик и совершил подвиг. Он пожертвовал собой, чтобы добрая эмоция не исчезла навсегда. Благодаря старенькой волшебной «ракете» на песенном топливе Бинго-Бонго помог ей выбраться наверх. В чем смысл этой трогательной сцены? Скорее всего, в том, что детские воспоминания – краеугольный камень в жизни человека.

Невозможно прожить без Печали

Радость сделала важное открытие, когда в пропасти Забвения перебирала ключевые воспоминания: именно Печаль помогла Райли справиться со стрессом, когда та не смогла забить важный гол в матче. Эмоция тогда дала понять родителям и друзьям, как девочка нуждается в их поддержке. Всем нам иногда надо просто выговориться и поплакать, чтобы утешиться.

Вдохновленная открытием Радость нашла выход из трудной ситуации, вместе с Печалью добравшись до Мозгового Центра. А там царила паника: пульт управления сломался, и девочкой овладела апатия. Райли потеряла вкус к жизни. Это еще не депрессия, когда человек перестает реагировать на происходящее и принимать решения, но уже пограничное состояние.

Встревоженная Радость попросила Печаль взять дело в свои руки. И унылая подружка справилась: убрала безрассудную идею из головы беглянки. Райли сама вернулась домой, где ее ждали встревоженные родители. Прикосновения крохотных пальчиков добавили в солнечные шарики из Миннесоты чуточку синевы. Так происходит, когда мы прощаемся с чем-то или кем-то хорошим. Светлые чувства при этом окрашиваются в грустные краски. Приняв расставание, как неизбежность, и сохраняя светлые воспоминания, мы готовы двигаться дальше. Так и произошло с семьей героини, после чего у девочки восстановились все стороны личности. Она снова была готова воспринимать мир красочным.

В результате пережитого Райли повзрослела. Она нашла новых друзей, ее воспоминания теперь стали разноцветными, а эмоции в голове получили новенький пульт управления с расширенными возможностями. Островов стало больше. Появился Мир Моды, Бойфрендов и прочего… Жизнь наладилась!

Так в чем главный смысл мультфильма?

«Головоломка» у мыслящих зрителей вызывает массу вопросов в отношении научности увиденного. Процесс формирования личности девочки тоже неоднозначен. Разбору недоработок и ошибок можно посвятить еще одну статью. Но это была первая попытка мультипликаторов показать наглядно психические процессы в человеческой разуме, поэтому остановимся на самом главном, что дает эта гениальная анимация.

Для маленьких детей смысл мультфильма – в просветительском посыле. Ребята узнают о чувствах, которые пытаются ими управлять. Эмоция возникает сама по себе в ответ на раздражители, но лишь человеку решать, насколько поддаваться ее влиянию. Малыши получают из увиденного примитивные пока знания об устройстве памяти, о воображении и абстрактном мышлении, о сознательном и бессознательном.

Подростки, помимо этого, задумаются над способами выхода из стрессовых ситуаций, сопровождающихся субдепрессивным состоянием (обесчувствливанием). В мультфильме сделан значимый вывод: путь к себе в таких случаях лежит через восстановление личности посредством переосмысления существующего опыта. И еще, чему должны научиться ребята: нуждаясь во внимании, надо четко это показывать. Если бы Райли позволила родителям увидеть, как ей грустно, то опасного приключения не случилось бы.

Взрослые же из просмотра вынесут понимание происходящего с детьми в период взросления. Это поможет семье пережить кризис подросткового возраста без особых эксцессов: от поддержки взрослых зависит, насколько безболезненно пройдет важнейший для ребенка процесс.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии