"Под покровом ночи" обзор и объяснение

Под покровом ночи Nocturnal Animals 2016

Человек с мировым именем Том Форд мог бы быть президентом или хотя бы генералом. На самом деле Том на протяжении многих лет был модельером Gucci, потом основал собственный бренд (при запросе «Том Форд» гугл добавляет слово «духи») и родил сына вместе со своим партнёром Робертом Бакли. В общем, видно, что парень талантливый.

А талантливые люди талантливы во всём. «Кинопоиск» утверждает, что Том Форд один раз снялся в кино в роли (внимание) Тома Форда, и 30 раз снялся в роли (внимание) самого себя. До этого года Форд один раз попробовал себя в роли режиссёра, сценариста и продюсера, сняв фильм «Одинокий мужчина» с Колином Фёртом, и сразу запретендовал на венецианского «Золотого льва». 2016 год, «Под покровом ночи», и снова – режиссёр, сценарист, продюсер и вильнувший хвостом золотой лев.

Фото: Vittorio Zunino Celotto/Getty Images

Сьюзан живёт в Лос-Анджелесе и обладает всеми признаками успешной леди. У неё роскошный дом, шикарные рыжие волосы, собственная художественная галерея и красивый богатый муж. Когда-то, около двадцати лет назад, у неё был ещё один муж по имени Эдвард, не такой красивый и совсем не богатый. Именно он неожиданно присылает ей рукопись своего романа. Богатый муж уезжает в очередной бизнес-тур, а Сьюзан открывает книгу. Отлаженная машина успеха начинает буксовать.

Первым делом – оторвать руки локализаторам за их «Под покровом ночи». У фильма уже есть название, оно осмысленное и очень ему подходит.

Ночное животное – это страдающая бессонницей Сьюзан, «Ночные животные» – это название романа и его персонажи: нелюди, убийцы и насильники. Шакалы, нападающие стаей в безлюдной техасской пустыне, напоминают Пола и Питера из «Забавных игр» Михаэля Ханеке – почти такие же гнусные и бесчеловечные, разве что менее методичные.

Фото: Focus Features

История в истории – не уникальный случай в искусстве (взять хотя бы «Мастера и Маргариту»), но довольно редкое явление и выглядит свежо. Сьюзан погружается в повествование с головой, герои во главе с Тони-Эдвардом оживают и ведут её в другую реальность, в мир любви, жестокости, страдания и мести, в нереальный мир реальных чувств, прочь из реального мира лжи и фальши, из мира вымученных улыбок в мир искренних слёз.

Переходы между реальностями зрелищные, почти мистические, но только почти. Да и весь фильм очень красивый, он идёт как будто не просто по улице, а по подиуму, делая эффектные повороты со взмахом подола дорогого платья. Особенно это касается «реальной» части: губы чуть перекрашены, вскрики немного картинны, общение слегка театрально. Содержимое галереи вообще не для слабонервных, бьёт под дых с первых кадров. Атмосфера умело дополнена пронзительными и тревожными скрипками и создаёт ощущение зыбкости видимого благополучия.

Ясно, что энд не будет слишком хэппи.

Под давлением внешнего мира Сьюзан пожертвовала внутренним, смирилась, стала галеристкой вместо художницы и позволила загнать себя в золотую клетку. Роман Эдварда приоткрыл дверцу, но не слишком ли поздно? Можно вернуть неглубоко закопанную и наспех присыпанную человечность, но получится ли отменить эти двадцать лет?

Фото: Focus Features

Роль Сьюзан досталась востребованной в последние годы Эми Адамс. Рыжая бестия окончательно покорила сердце вашего обозревателя три недели назад в фильме «Прибытие», так что анализа не будет – Эми прекрасна, и точка. Будет разве что реверанс гримёрам, которые сделали из неё такую простоволосую студенточку – закачаешься. Джейк Джилленхол тоже несколько лет не спускается с пика своей карьеры, в результате ни Эдвард, ни Тони не вызывают никаких нареканий.

Особо хочется отметить Майкла Шеннона, вершащего правосудие по-техасски. Его шериф – самая харизматичная фигура фильма.

А теперь – грозящее стать традиционным ЛГБТ-исследование. Некоторые геи в некотором смысле напоминают некоторых веганов. В смысле необходимости сделать заявление. И если первый фильм Тома Форда был драмой о гомосексуале, то здесь два эпизода с геями не несут никакой сюжетной нагрузки, являясь просто филлерами. От них или без них ни холодно, ни жарко.

Что с месседжем? Нет, мой юный графоман, это не «напиши книгу, верни девчонку», как тебе могло показаться. Эта опция только для талантливых. «Ночные животные» – фильм в первую очередь об очень холодной мести, но есть и ещё один важный посыл: не в деньгах счастье и богатые тоже плачут (и поделом). Мысль проста, но непросто и изящно изложена.

Лишённые счастья богатеи уже в дебюте пытаются выяснить, где больше боли – в их позолоченном мирке или в большом окружающем мире. Эдвард теряет любовь и жаждет справедливости в реальном мире, герой его романа Тони, альтер-Эдвард, теряет любовь и ищет справедливости в обход закона в мире вымышленном.

Посыл, кстати, очень правильный. Если мы перевернём его с ног на голову, встанем на сторону холодной расчётливой матери Сьюзан или её холёного мужа-бизнесмена, что останется робким воздушным художницам и бедным чувствительным писателям? У мегеры и красавчика хотя бы есть деньги, сердце и душу оставьте слабакам-романтикам.

Читайте также:
Добавить комментарий
avatar
1000