«Достаточно прост с точки зрения сюжета, но отличается особой атмосферностью», — пишет Википедия о романе Ренсома Риггза «Дом странных детей». И могла бы написать так же почти о каждом фильме Тима Бертона. И это не оскорбление: о творениях многих других писателей и режиссёров можно сказать только первое. Неудивительно, что роман и Тим нашли друг друга.
Не беда, если рассеянный зритель не узнал заранее, на чей фильм идёт. Его тыкают носом в бертоновскую атмосферу прямо с начальных титров, показывая старые фотографии людей с белыми глазами под музыкальную тему «В гостях у страшной сказки».
Страшные фотокарточки и странные сказки о детском приюте привычны для Джейка — дедушка с самого детства рассказывает ему истории о детях с необычными способностями и безглазых монстрах с длинными руками. А однажды ночью дедуля и сам оказывается без глаз. Джейк, нарушив правило «не ходи дальше в темноту, в которой ты уже нашёл окровавленный фонарик», обнаруживает тело деда и получает загадочное письмо. По рекомендации психотерапевта и в сопровождении отца (простофили-магла) мальчик отправляется из Флориды в Уэльс на поиски приюта и ответов на все вопросы.
Улыбчивая малышка Бронвин, сильная как десять мужчин, Хью, наполовину состоящий из пчёл, повелительница огня Олив, повелительница воздуха Эмма, повелительница растений Фиона, создатель гомункулов Инок, проецирующий сны Хорас, Миллард-невидимка, временная петля, сбрасываемая одновременно со сбросом на приют нацистской бомбы и превращающая жизнь детей в День сурка (в нашем случае — бельчонка), бессердечные садисты-злодеи и безглазые зубастые монстры — материал на отличный фильм. А может быть, и на шедевр: ведь кроил материал не кто-нибудь, а сам Тим Бертон. Чтобы разобраться, что получилось, а что нет, разделим наш материал на три части.
1. ГРИН
В этом разделе — ожидаемо хорошее, ведь мы всегда ожидаем от Бертона именно хорошего, верно? Во-первых — это приличный литературный источник (я не читал, но раз попал в список бестселлеров The New York Times — значит, хороший). А эталоном хорошего назначим Еву Грин, исполнившую роль директрисы приюта мисс Перегрин, имбрины, человека-птицы и просто красавицы. Женщина, за которую стоит убивать, идеально подходит стилю Бертона: она курит трубку, говорит с валлийским акцентом (Уэльсу в этом фильме досталось сарказма), и она почти такая же чёрно-белая, как в «Городе грехов». Заменив прекрасную Хелен Бонэм Картер на не менее прекрасную Еву Грин (правда, это всего лишь вторая её роль у режиссёра), Тим ничего не проиграл. Это как поменять коня на слона в шахматной партии: фигуры разные, ценность одинаковая. Также ожидаемо хороша голливудская бабуля Джуди Денч в небольшой роли соседской имбрины.
2. ПЕРЕГРИН
Что могло сделать фильм шедевром? Это главзлодей Баррон, охочий до бессмертия полумонстр-получеловек, рисковый экспериментатор и разборчивый каннибал. Он настолько антагонистичен представительнице добра мисс Перегрин, что даже выглядит как её негативный оттиск: белые глаза, чёрное лицо (Сэмюэль Л. Джексон, встречайте) и торчащие белые патлы. Добавьте сюда лёгкое безумие, туповатую ироничность и белозубую улыбку, состоящую из одних клыков, и вы поймёте —
злодей получился на загляденье. Под стать ему и зло рангом пониже,
а ростом повыше — чудовища-пустотелы, невидимые для людей. Они зубасты, длинноруки, длинноноги, длиннощупальцевы, быстры, сильны, а своими ужасными лишёнными глаз физиономиями напоминают монстров из Dead Space, Doom 3 и «Лабиринта Фавна».
3. НЕДОГРИН
Кто же всё испортил? А если не испортил, то попытался.
Во-первых, это исполнитель главной роли Эйса Баттерфилд. Этот парнишка был заподозрен в коррупционных схемах ещё после роли Хьюго в фильме «Хранитель времени». По итогам «Дома странных детей» впору писать письмо в Голливуд — не приходится ли ваш Эйса внучатым племянником Френсису Форду Копполе? Весь фильм он бродит бледный и какой-то замученный, не может как следует удивиться чудесам и испугаться чудовищ, интонации вялые, походка унылая, зомбовидная. Может быть, конечно, ему дед своими ужастиками на ночь всю душу вынул, но
вот хоть убейте, а не должен персонаж в таком исполнении быть главным в фильме-сказке, вообще не претендующей на реализм.
И если вы мне скажете: «Так было в книге», «Так приказал Бертон» или «Это дед виноват», я скажу вам: «А Хьюго?». К сожалению, некоторые другие дети-актёры, насмотревшись на Эйсу, подумали, мол, раз можно ему, почему нельзя нам?
Во-вторых — ощущение упущенной возможности рассказать эту историю более захватывающе. Возможно (утверждать не стану, не читал же), Тим Бертон подхватил экранизацию, во всяком случае, симптомы есть. Развитие этой болезни характеризуется острым желанием успеть перенести на экран все события книги, и при выполнении этой задачи режиссёрский почерк становится неразборчивым, направляющая рука слабеет, и местами получается поверхностно и сумбурно. Потенциал налицо, вступление смутно обещает что-то грандиозное, а потом как-то не цепляет, не погружает, несмотря на замечательный визуальный ряд, сюжетные заострения и очевидные удачи, описанные в разделе 2.
В третьих — одно из ключевых противостояний выглядит то ли как карнавал на Хэллоуин, то ли как детская дискотека. Но это, кстати, вполне по-бертоновски.
Запоминается последнее, но вы так не делайте. Порядок был случайным.
Пусть шедевр не получился, пусть это не самая Крупная Рыба, но нельзя просто так взять и пропустить новый фильм Тима Бертона
Рекомендую прочитать другой обзор фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин«.
Дурашка, ты ничего не понял Ни в фильме, ни в книгах (которых не читал).