Любителям книг жанра фэнтези трудно угодить экранизациями. Они знают любимые произведения до запятой, имеют устоявшееся мнение по любому вопросу и очень ревниво относятся к образам героев. Зачастую они с нетерпением ждут выхода фильма или сериала по культовым произведениям только для того, чтобы их раскритиковать.
Но сериалу «Игра Престолов» определённо удалось поразить всех: и тех, кто читал цикл романов Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина «Песнь Льда и Пламени (Огня)», и тех, кто о ней даже не слышал, и тех, кто раньше никогда жанром фэнтези не интересовался в принципе. Это произошло потому, что сериал «Игра Престолов» — необыкновенно разноплановый, и кроме явного смысла, в нём ощущается сильный психологический подтекст.
Борьба за власть
Борьбе за власть посвящена каждая секунда экранного времени. Кланы Старков, Баратеонов, Ланнистеров, Тиррелов и Грейджоев рвут на куски наследство короля Эйериса II Безумного. Его младшая дочь, чудом выжившая Дейнерис Таргариен, пытается вернуть отцовский трон. Каждое семейство напоминает клубок змей; внутри каждого дома пылает пожар трагических страстей. Брат ненавидит сестру, отец ненавидит сына. В межклановых войнах члены каждой семьи ищут способ избавиться от своих ближних, заключая союзы с врагами и пытаясь добиться тайных целей чужими руками.
Казалось бы, все эти кровавые интриги ничуть не касаются современного человека, и поэтому он будет рассматривать их, как экзотическое зрелище, щекочущее нервы. Но получилось иначе. За ширмой спецэффектов зритель увидел второй план, и все короли и герои превратились в современников, соседей, коллег по работе.
Герои «Игры престолов» наделены чертами и чувствами, понятными нам. Это страх за своё положение, за жизнь, и при этом – неверие в завтрашний день; это безволие, малодушие, предательство; приспособленчество и неспособность прощать другому то, в чём сам провинился сто раз. В этой сказке всё точно так, как в жизни – если заменить драконов на самолёты, Дейнерис предстанет перед нами в образе современной успешной хозяйки крупной корпорации, пришедшей к власти на волне популистских демократических лозунгов и сумевшей верно подобрать совет директоров.
Борьба со злом и несправедливостью
Одним из ключевых лейтмотивов любого рыцарского романа или средневекового фэнтези всегда оставалось неукоснительное следование положительных героев определённому кодексу чести. Только эти образы находились в явном противоречии с нашей реальностью, и потому прочитанные романы оставались сказками. Но в «Игре Престолов» мы видим совершенно иное – тех, кто пытался вести себя по-рыцарски, либо ссылали на верную смерть, либо уничтожали. В тот момент, когда враги со смехом водрузили на коня изуродованное тело юного Короля Севера Робба Старка, окончательно стал ясен основной психологический посыл «Игры Престолов»: в жизни правят бал убийцы и лжецы. И даже тем, кто внутренне безупречен, выживать в этом мире придётся по его суровым законом – убивая и обманывая.
Так «Игра Престолов» сокрушила очередной миф и преодолела психологический барьер зрителей, которые теперь могли ассоциировать себя с неидеальными героями, а не комплексовать перед безупречными образцами.
Надежды на высшую справедливость беспочвенны. Любое чудесное спасение чревато последствиями; в руке помощи, протянутой героям сериала, припрятан отравленный клинок. Герои не борются со злом и несправедливостью; они приняли их как часть окружающего мира. В «Игре Престолов» нет героев, которые бы не совершали злодейства; нет злодеев, которые не были бы способны на героический поступок. Все предают и всё продаётся — и в сказке, и в жизни.
Психологическая достоверность
Кровавые битвы и сцены насилия есть в любом боевике, ими зрителя не удивишь. Но в «Игре Престолов» есть слова и действия, повергающие в шок и объясняющие скрытые мотивы поведения современного человека. Сериал заставляет сопереживать солдатам, объясняя, каково быть «расходным материалом», «пушечным мясом», крошечным винтиком в боевой машине, который великие мира сего используют в своих интересах. Он помогает понять бессмысленность борьбы за власть, увидеть все её кровавые стороны, показывая с неожиданных и наиболее неприглядных сторон.
Сериал обнажает страсти сегодняшнего дня; в любом новостном издании вы сможете прочесть заголовки, созвучные событиям «Игры Престолов». Ещё недавно жанр фэнтези казался практически мёртвым, его считали уделом для «заигравшихся в детство» взрослых мальчиков и девочек, которые никак не могут расстаться с волшебными сказками. Но сериал доказал, что психологическая достоверность способна вернуть этот «труп» к жизни, причём не изобилием положительных эмоций и слащавыми финалами, а показом жёсткой и грубой жизненной правды.
На примере Тириона Ланнистера зритель понимает, что одного ума, чтобы выжить и победить, недостаточно; без грубой силы не обойтись. Глядя на превращение безвольной барышни Сансы Старк в жёсткую хозяйку Винтерфелла становится ясно, что подчиняться обстоятельствам и плыть по течению долго невозможно; рано или поздно ты станешь либо жертвой, либо убийцей. Арья Старк – живой пример того, что в самых невыносимых условиях человек может и должен выбрать единственный путь. Гибель Оберина Мартелла говорит нам, что не всегда побеждает тот, кто прав. И этот список можно продолжать до бесконечности – по каждому эпизоду любого сезона. Благодаря своей психологической достоверности «Игра Престолов» — настоящий учебник по выживанию.
Непредсказуемость сюжета не всегда защищает сериал от спойлеров и «прозрений» фанатов, но рейтинги и вес завоёванных премий надёжно защищают его от любой критики. В мире, где грань между добром и злом давно и безнадёжна стёрта, приходится балансировать на самом краю Стены, отделяющей человека от его худших кошмаров.
Да, помимо психологического подтекста, есть еще и прямые и непрямые намеки — 7 королевств — это 7 континентов Земли, а зима и ходоки — скорее всего проблема с климатом, которая может быть страшнее борьбы за власть
голубоглазые ходоки похожи на человека в большей мере, чем, то сборище мутантов во всём сериале.
Я поспорил бы с мнение что сериал удивил всех. Паршивый, пошлый, гадкий и мерзкий сериал. Ничего более идиотского в жизни не видел
«на самом краю стены, отделяющей человека (человека ли?) от его худших кошмаров. А кто сказал, что это Правда?