Интерес к сериалу «Молодой Папа» возник еще до выхода на экраны: ведь Ватикан — это не криминальные будни и семейные страсти, о нем сериалы снимают редко, а если быть точным — то вообще не снимают. Обращение к редкой, необычной теме — всегда выигрышный ход режиссера, позволяющий замаскировать погрешности сценария, недочеты оператора и провальную игру отдельных актеров. Но в случае с мини-сериалом П.Соррентино ничего маскировать не потребовалось: когда «Молодой Папа» вышел на экраны, внезапно оказалось, что он безупречен. Претензий к качеству не возникло даже у самых въедливых критиков, зато обсуждение того, что хотел сказать Соррентино своим невероятно красивым телесериалом продолжается по сей день, через 2 года после премьеры.
Одни уверены, что «Молодой Папа» — это адаптированная к европейским вкусам и ватиканским реалиями версия американского сериала «Карточный домик», повествующего о хитросплетениях политики. Другие увидели в нем производственный сериал с типичным сюжетом: в офис пришел новый молодой босс, и все закрутилось. Третьи призывают сконцентрироваться на морально-этической проблематике, тем более, что сам режиссер заявил: он снял сериал о «знаках присутствия бога и о столь же убедительных признаках его отсутствия, о поиске и утраты веры». Четвертые полагают, что образ Ленни Белардо, гениально сыгранного Джудом Лоу, глубоко полемичен и представляет собой своеобразную антитезу самому популярному папе Римскому 2-й половины 20 века — Иоанну Павлу Второму. Так это или нет, знает только Соррентино, но то, что образ Пия Тринадцатого — ключ к пониманию всего сериала, сомнений не вызывает.
Реформатор из Америки
Чтобы понять подлинный смысл образа Ленни Белардо, надо сперва разобраться с поверхностными характеристиками его личности: происхождением, возрастом и внешностью, оставив сиротство на потом. Свежеизбранный папа — молодой (относительно) и красивый американец, хотя ничто не мешало сделать героя европейцем или хотя бы латиноамериканцем. Выбор на первый взгляд странный, ведь США — не католическая страна и никогда ею не была. Но США, во-первых, куда более религиозная страна, чем абсолютное большинство европейских государств; во-вторых, это достаточно молодое, активное и напористое государство, претендующее на роль мирового лидера; и в-третьих, это страна, обладающая для одних необычайной привлекательностью, а у других вызывающая отторжение.
Таков и Ленни Белардо с его истовой религиозностью, активностью, самоуверенностью, молодостью и красотой. Его можно любить или ненавидеть, считать святым или одержимым, но нельзя не признать, что у него есть цель, идеалы и четкий план, то есть все то, чего не хватает остальным кардиналам, старым, как те «священные камни Европы», о которых писал еще Достоевский. Соррентино, признавая необходимость обновления нашей цивилизации, скептически относится к возможностям Европы: ей нужна свежая кровь, нужен некто, обладающий верой и силой, и США здесь предстают и как реальная страна, и как символический образ. Но самое интересное в том, что одряхлевшему миру Ватикана так же нужен энергичный американский реформатор, как Ленни Белардо нужны Ватикан и особенно Венеция. Вечный сирота одержим желанием найти своих родителей.
Метафизическое сиротство
Мотив сиротства, а точнее, потери и поиска родителей настолько типичен для телесериалов католических стран (бразильских, мексиканских, да и итальянских — вспомним «Эдеру»), что может показаться, будто Соррентино решил высмеять штампы. Едва заметный привкус иронии и впрямь ощущается, но этот привкус сопровождает буквально все сюжетные линии, и не в нем дело. Одиночество и сиротство Ленни — метафора, изображающая состояние человека в мире, лишенном Бога. На эту тему много писали все философы 20 века — от Камю до Хайдеггера, сходясь в одном: жить, зная, что там — никого нет, а умрешь — лопух вырастет, крайне неуютно. Стремясь убежать от этого абсурда, человек начинает заново искать смысл бытия, искать веру. Но верить в 21 веке куда сложнее, чем в 15-м: мы слишком много знаем об окружающем мире, и нам, чтобы поверить, надо увидеть. Даже папе Римскому мало знать, что Бог, то есть родители, есть: он хочет его — их — увидеть воочию.
Почему Пий Тринадцатый так консервативен?
Для европейского зрителя Ленни Белардо неприлично архаичен: по некоторым вопросам у престарелых кардиналов более прогрессивные взгляды, чем у этого молодого мужчины. К примеру, он против абортов и не склонен считать гомосексуализм вариантом нормы. Однако в его консерватизме есть своя логика: ведь всю 2-ю половину 20 века католическая церковь шла по пути все большей «модернизации» и либерализма, однако желанного результата подобная стратегия не принесла и больше народу в храмах не стало. А коль скоро либеральная дорога не ведет к храму, то логично попробовать консервативную.
В чем смысл отказа от пиара?
Упорный отказ Пия Тринадцатого общаться с прессой, тиражировать свой образ на сувенирах и выходить под объективы фотокамер имеет куда более серьезную подоплеку, чем простое упрямство. С одной стороны, Ленни бесит коммерциализация церкви: в мире, где все продают и покупают, не осталось ничего святого. Совсем изгнать торговцев из Храма он не может, но умерить масштабы торговли в силах. Ощущая себя наместником Бога, он не желает превращаться в мужчину с обложки журнала или с декоративной тарелки. С другой, Ленни, формально не желая превращаться в шоумена от церкви, действует по всем правилам шоу-бизнеса, гласящим, что истинную звезду создает загадка и дистанция. Правда, у него не всегда получается выдержать нужный баланс между отстраненностью и доступностью, но подобные навыки приходят с опытом.
В чем смысл первых кадров?
В начале сериала мы видим пухлого младенца, ползущего по куче таких же младенцев и в итоге оказывающегося Пием Тринадцатым. По мнению критиков, мы имеем дело с «отстроченной метафорой» режиссера: чтобы понять ее смысл, нужно досмотреть сериал до 5 серии, в которой папа рассматривает картину «Поклонение Венере» с кучей пухлых амурчиков, или эротов, символизирующих все виды любви и нежных чувств. Выбираясь из-под груды младенцев-амуров, Ленни преодолевает все человеческие чувства, чтобы стать чем-то большим, чем человек.
В чем смысл сна?
В проповеди, которую читает во сне Ленни, он одобряет все, что ему на самом деле ненавистно, и восхваляет свободу. Психологи считают подобные сны, в которых отражаются наши страхи, чем-то вполне естественным, но тут вопрос, чего боится вновь избранный папа: сказать что-то не то, провалить первое публичное выступление или поддаться голосам внутренних демонов, твердящих, что ради популярности можно немного поступиться принципами. Так или иначе, в последующих сериях Белардо успешно справляется со всеми демонами и соблазнами.
Что думает о сериале Ватикан?
Благодаря большой публикации в L’Osservatore Romano — официальной газете Ватикана, мы знаем, что папа и кардиналы смотрят сериалы, хотя транслировать свои впечатления от них поручают специально обученным людям. Ватикан счел «Молодого Папу» не очередной попыткой поспекулировать на актуальной с легкой руки Дэна Брауна теме, а важным культурным феноменом, стремящимся разгадать тайну церкви. Перевод: папе и кардиналам понравилось.
Ждать ли продолжения?
Воодушевленный успехом первого сезона, Соррентино собрался снять второй: весной 2017 г. мировые СМИ сообщили, что уже написан сценарий и идет кастинг. Но потом процесс несколько затормозился: Соррентино и Лоу отвлекли новые проекты, так что самый честный ответ на вопрос о продолжении звучит так: поживем — увидим. Будет — отлично, не будет — тоже хорошо: в первый сезон Соррентино ухитрился втиснуть столько метафор, загадок и аллюзий, что критикам и зрителям хватит еще на долгие годы.
Потрясающее и прекрасное произведение искусства,про силу молитвы и стоика.2 раза подряд смотрела.А потом подалась в католичество.Серьёзно.Сериал-лУчшая проповедь!!!
Податься в католичество из-за сериала…
Пути Господни неисповедимы)
Как Вас понимаю! После просмотров фильмов с Джиной Джерсон я завязал со своим любовником и стал гетеросексуалом.
Прекрасный сериал. Прекрасная статья. Спасибо