Пересыпанный литературными, географическими и историческими аллюзиями трек Оксимирона «Город под подошвой» рассказывает о гастрольной жизни музыканта, параллельно очерчивая его позицию по отношению к другим отечественным рэп-исполнителям. Эта композиция — о том, как Oxxxymiron «захватывает» города и веси, оставляя их «под подошвой», и о его дорожной жизни вместе с «семьёй», то есть его командой.
Образ дороги и гастрольная жизнь в песне Оксимирона «Город под подошвой»
И песня, и клип рассказывают об одном и том же — команда едет в тур, по дороге устраивая бешеные тусовки, выступает, делает перерыв на короткий отдых и снова отправляется в дорогу. После выхода видеоклипа Oxxxymiron на самом деле отправился в тур по России. С поездкой в тур связаны многие образы в тексте песни «Город под подошвой»: «Дон ли, Волга ли течёт», «Сколько миль ещё? Перелёт короткий был не в счёт», «Светофоры, госпошлины, сборы и таможни», «Мимо тополей и спелого хлеба полей», «Пара стран, автострад, Краснодар, Татарстан, Москвабад», «Есть маршрут и есть на трассе населённый пункт, и там нас сегодня ждут»… Но если бы смысл песни «Город под подошвой» был в простом перечислении дорожных реалий, вряд ли бы он так волновал слушателей, правда? Действительно, Оксимирон не просто рисует дорожную картину, он даёт понять, что эта разъездная жизнь в минивэне — единственный достойный способ существования настоящего музыканта.
Тур, следующие одно за другим выступления и тусовки — это настоящее испытание для того, кто привык к комфорту. Но Оксимирон и его команда — «больше, чем семья» — ребята нетребовательные. «Я — звезда? Дайте тёплый плед и капюшон, салфетки — жопу вытирать, и всё, отметка „хорошо“», — так, по-видимому, выглядит райдер Оксимирона. «Дай силёнок тут не свернуть и не сломаться», — просит он, ведь путешествие выдалось не из лёгких. «Наши постели портативны», — другими словами, музыканты могут вырубиться от усталости где угодно, хоть в мчащемся по дороге минивэне, хоть в сиденье самолёта. Но всё равно не высыпаются: «Снова ебло заспано, снова вставать засветло». А права на отдых у музыканта нет: «Подустал? Нам насрать!», «Нытик, не будь женственным». И снова Оксимирон забрасывает котомку на плечо, как на логотипе «Долгого пути домой». И снова отправляется в путь — в тот населённый пункт на трассе, где его сегодня ждут.
«Многопартийный рэп» и место Оксимирона среди других рэп-исполнителей
Судя по тексту «Города под подошвой», отношение Оксимирона к современной отечественной рэп-тусовке положительным не назовёшь. «Схемы однотипны… Все теперь MC», — с горечью констатирует он. А причина этого проста: «Менестрелю — два пути: корпоратив или квартирник». Что это означает? На корпоративах обычно выступают исполнители самого низкого пошиба, те, что могут лишь играть каверы на популярные песни, но не сочиняют ничего своего. Выступление на корпоративе — это гарантированный гонорар, но в историю такой музыкант не войдёт. Квартирник же — это выступление «для своих», за которое музыканту никто не заплатит, зато он получит признание понимающих людей, таких же, как он. Этими полярными понятиями Oxxxymiron ограничивает выбор, который встаёт рано или поздно перед любым исполнителем, любой группой, мечтающей об успехе. Либо деньги, либо признание близких по духу людей. Что выбирает сам Oxxxymiron? По-видимому, он намерен совместить признание с коммерческим успехом, именно поэтому все остальные представители рэп-сцены оцениваются им не слишком высоко — они выбрали «корпоратив».
Oxxxymiron указывает на то, что сейчас рэп-музыка переживает не лучшие времена: «У индустрии нервный тик». Её раздирает война между разными командами, группировками: «Теперь рэп — многопартийный». И здесь звучит важная мысль: «Я б весь рэп поработил, но всё время в пути». Этим Oxxxymiron хочет сказать, что общение с живой публикой, поклонниками, для него важнее завоевания эфирного времени и бессмысленных баттлов с теми рэперами, которые не дотягивают до его уровня: «Я кладу на вас, челядь, пятикратно, ведь мы выступаем сильно, словно челюсть питекантропа». Здесь Оксимирон играет словами: слово «выступать» одновременно понимается в значении концерта и в значении непохожести на другие команды.
В припеве Oxxxymiron наиболее чётко обозначает свою позицию: для него важнее завоевать целый мир, нежели тратить время на соревнования в коммерческом успехе с бездарными исполнителями. Рэпер сравнивает себя с Гулливером — он чувствует себя великаном по сравнению с другими музыкантами, которые кажутся ему лилипутами. И наконец, самая сильная метафора в песне разносит противников в пух и прах: «Ты живёшь под каблуком, у меня — город под подошвой». Иными словами, цель Оксимирона — мировая известность, и он движется к ней. Каждый город, в котором он дал концерт, завоёван им, остался «под подошвой», отмечен красным флажком на карте его побед. И тем глубже пропасть между ним и теми музыкантами, которые оказались «под каблуком» своих спонсоров.
Так в чём же смысл песни «Город под подошвой» Оксимирона? Музыкант честно и без прикрас рассказывает о том, каково живётся группе в постоянных разъездах. Он даёт понять, что это — тяжёлый труд, который выдержит не каждый. Более того, не каждого он готов взять с собой в свой минивэн: «Я с тобой в тур не поехал — ты проверку не прошёл». Но те, кто с ним рядом — «Охра, Порчи, Илья — больше, чем семья». Oxxxymiron говорит о том, что общение с поклонниками на живых концертах — своеобразное «хождение в народ» — важнее побед в баттлах и коммерческого успеха. «Мы здесь достигли смены парадигмы», — гордо заявляет он, уверенный в том, что смог повлиять на современную рэп-сцену. Что ж, пожелаем Оксимирону не свернуть и не сломаться, ведь ещё во многих населённых пунктах его ждут поклонники.
Спойлер ребят, он повернул и сломался, больше не музыкант…
Спойлер,он вывернул и сочиняет
Only in Ohio
Скромняга парень)))