Глубокий, чарующий голос Елены Ваенги как нельзя лучше подходит для печальных баллад о женской доле. Поклонники приняли песню о королях и королевах с восторгом, но смысл композиции, увы, остался для многих загадкой. Конечно, мы не позволим вам теряться в догадках и выдвинем свою версию того, о чём поёт Ваенга в песне «Королева». Как я часто делаю, мы разберём текст по строчкам, а уже затем сделаем общий вывод о смысле песни «Королева» Елены Ваенги.
Снова я не делаю правильный шаг, / Снова я не ведаю, что творю — эти строки выдают глубокие переживания лирической героини. Застряв в мучительных для неё отношениях, женщина взывает к своему рассудку и здравому смыслу, но её поведением сейчас руководят только эмоции и чувства. Глядя на себя со стороны, героиня осознаёт, что поступает нелепо, но ничего не может с собой поделать. Посмотрим, останется ли ситуация прежней…
У меня зажаты две ладони в кулак — эта фраза ещё не раз повторится в тексте. Сжатые кулаки — признак боли, которую героиня пытается подавить, а также символ её бесконечного терпения. Вспомните выражение «собрать волю в кулак» — именно это и делает героиня, причём важно, что символ дублируется: не один кулак, а целых два. Иными словами, женщине требуется двойная «доза» терпения, чтобы пережить мучения.
Королевы не хотят короны менять — на мой взгляд, смена короны здесь означает предательство, переход на сторону врага. Поменять корону буквально значит уйти к другому мужчине, но наша героиня отвергает такой вариант развития событий. А короли на войне — то есть заняты другими, «мужскими» делами, но не добычей пищи или средств к существованию, не полезной работой, а чем-то разрушительным, страшным. Война символизирует всё, что отвлекает любимого человека от мирной домашней жизни, и именно поэтому у королевы возникает желание «поменять корону».
Я тебе родила сыновей пять — фразу про сыновей трактовать в буквальном смысле не стоит. Согласитесь, что даже самая плохая мать точно знает, сколько у неё детей, но в песне поётся не «пять сыновей», а «сыновей пять», словно королева точно не посчитала, сколько у неё отпрысков. Конечно, имеются в виду не дети, а те лишения, которые пришлось претерпеть женщине ради возлюбленного, её бытовые «подвиги» во имя любви и тепла семейного очага. Важно, что это именно сыновья, а не дочери или просто дети без указания пола. Ведь для королевской семьи сын — это возможный наследник престола, поэтому на королеве лежит обязанность производить именно детей мужского пола. Похоже, что наша героиня даже перевыполнила свои обязательства перед супругом, ведь вместо одного наследника у него целых пять на выбор. Но король не торопится с благодарностью, и потому слышит горький упрёк — А ты-то кто мне?
Стрелки до полуночи не добегут, / Остановятся к шести — здесь стоит вспомнить о символическом смысле полуночи. Это самое таинственное время дня, которое в народных представлениях связывалось с магией, превращениями. Но героиня понимает, что неспособна пройти весь путь до конца, дождаться удивительного превращения своих надежд в реальность, хотя половина страданий уже позади — стрелки показывают на шесть часов. Мне тебя ещё нести — сокрушается она, и в контексте предыдущих строк про войну можно предположить, что герой песни — король — ранен, и героине приходится вытаскивать его с поля боя на собственных плечах. Возвращаясь на более понятный нам бытовой уровень, разрушительные страсти любимого человека привели его к несчастью, из которого ему помогает выбираться его женщина. Позже эта строчка прозвучит ещё красноречивее: Мне тебя ещё спасти.
Положила голову на плечо — этим жестом женщина пытается продемонстрировать преданность любимому. Но этого мало: Обе руки связаны за спиной. Героиня чувствует себя беспомощной, и эта метафора — выражение предела терпения, о котором говорилось выше. Но затем её настроение резко меняется — она понимает, что, несмотря на связанные руки, она осталась хозяйкой положения, оказалась сильнее своего мужчины-короля. Я знаю — ты мой, — гордо провозглашает она тоном победительницы.
Умирал за меня, я не звала, / Сердце выковыривал из груди — здесь мы понимаем, зачем король отправился на войну, о которой пелось в начале. Бедный король думал, что воюет за королеву, умирает за неё. Но она не звала, ей это было не нужно. Она хотела лишь немного внимания, любви, сочувствия. А когда король потерпел поражение на своей войне, она ощутила свою силу: Ты теперь можешь спокойно спать, / Ты теперь весь внутри. Внутри чего? Я думаю, в этих строках лирическая героиня сравнивает себя с некой крепостью, воздвигнутой вокруг её любимого. Не он, а она стала защитником, спасителем, она вынесла раненого с поля боя и окружила его невидимой стеной.
Наконец, женщина не выдерживает и решается на разрыв, который воспринимается как государственная измена. Королевы могут королей поменять — понимает она. Но расплата за предательство оказывается жестокой: А у меня теперь голова не болит, / У меня головы нет. Лирической героине кажется, что её обезглавили, предали публичной казни. Так она воспринимает свою измену, уход от некогда любимого человека. Но назад пути нет, ведь это означало бы, что ей снова придётся становиться сильнее короля и спасать его на его ненужной войне.
Конечно, моё объяснение не претендует на звание единственно правильного. Если вам кажется, что я восприняла смысл песни Елены Ваенги «Королева» слишком буквально или, наоборот, слишком отвлечённо, вам вовсе необязательно соглашаться с моей трактовкой. Достаточно того, что этот текст заставит вас задуматься и сделать свои выводы относительно его толкования.
Моя интерпретация песни Ваенги — Королева, в скобках:
Снова я не делаю правильный шаг;
Снова я не ведаю, что творю! (ем перед сном)
Но у меня зажаты две ладони в кулак, (проявление силы воли)
И я снова тебе пою… (думаю о тортике)
Но у меня зажаты две ладони в кулак, (сопротивляется желанию)
И я снова тебе пою:
Припев:
Королевы не хотят короны менять, а Короли на войне. (не хочет платья менять, а принципы в противостоянии с желаниями)
Я тебе родила сыновей пять, а ты то, кто мне? (ходила с животом, заслужила, принципы мне не указ)
Стрелки до полуночи не добегут, остановятся к шести. (смогу поесть до 6-ти)
Не смотри пожалуйста, я не могу; мне тебя еще нести. (принципы не смотрите, мне ещё с вами жить)
Положила голову на плечо,
Обе руки связаны за спиной. (в тяжких раздумьях, руки связаны принципиальностью)
Ты мне можешь даже в глаза не смотреть,
Я знаю — ты мой! (Обращается к принципу не есть после 6-ти, ну или к тортику)
Ты мне можешь даже в глаза не смотреть,
Я знаю — ты мой!
Умирал за меня, я не звала;
Сердце выковыривал из груди. (принцип пытался достучаться до сердца)
Ты теперь можешь спокойно спать,
Ты теперь весь внутри. (тортик уже съеден)
Ты теперь можешь спокойно спать,
Ты теперь весь внутри.
Припев:
Королевы могут королей поменять, пока Короли на войне. (поменять принципы, которые всегда нуждаются в отстаивании)
Не хочу больше, чем надо знать; а что теперь мне? (знать о калориях)
А у меня теперь голова не болит, у меня головы нет. (перестала думать о диетах)
У меня зажаты две ладони в кулак, я знаю ответ! (не думать о диетах, еде, меньше думаешь — меньше хочется)
У меня зажаты две ладони в кулак, я знаю ответ!
Интересное толкование. Спасибо!
Я большой Ленин поклонник Выдвигаю свою версию,руки связанны за спиной-похоже намек на БДСМ.Короли и короли намёк на шахматы,со времён когда Лена ещё пела про Пиковую даму.К тому же Елена Ваенга любит играть в шахматы.
Обалденная трактовка! Сохранила себе! Мне кажется очень точно передан смысл. Я эту песню когда услышала, она меня сильно зацепила, хотя я половину слов не запомнила. Но интуитивно почувствовала именно такой смысл…
блеанн.. кокой бретт… рюсскаме языке ната учидь!! …. «две руки зажаты в кулак» — рукИ могут быть сжаты в кулакИ, а не в один кулак… зачем придумывать отсебятину?! — ну спросите у автора строк — что и как имелось в виду!!! ;-))
Прекрасно складываются две руки в кулак. Одна поверх другой ладонями друг к другу, пальцы сжать. Этот жест часто используют с мольбой
Слаживаешь две ладони вместе для молитвы и переплетаешь пальцы. Вот и две руки сжаты в один кулак.
Я так же ощущаю смысл этой песни. Зачастую мы свершаем подвиги, которые никому не нужны или их не оценят. Это я вдогонку к вашим размышлениям. Вот поэтому иногда мы меняем королей и королев.
Очень качественный «перевод» с эзопова языка песенной поэзии Елены Ваенги. Отрадно было ознакомиться!
Замечательный разбор песни в поиске смысла! Небольшая ремарка просится по поводу строк: «Стрелки до полуночи не добегут, остановятся к шести». Слышен некий намёк-опасение лирической героини в недостаточном уровне потенции героя, связанной со злоупотреблением алкоголя, что подтверждается ниже строчкой: «…мне тебя ещё нести.»
Тоже именно про алкоголь подумала. Короли не так часто встречаются нынче, как злоупотребляющие…и, кстати, зачастую с «королевским» самомнением)))
Ребята, что вы курите?
Смысл песни Ваенги «Королева» скорее всего приурочен ниже указанному событию которое произошло в Германии: — «XII век. Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вайнсберг в южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять с собой самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе… И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей… Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром… »
Именно! Песня сочинена под впечатлением от этого исторического факта! А тут уже такое накуевертили… 😂
Король и королева — разум и душа. Сыновей 5 — 5 чувств … Дальше сами ))
Примерно так же и я понял эту песню. Крик души измученной женщины.
скорее всего речь идёт о борьбе эго , ума , ложного я.. поток сознания
haroszyj analiz, tolko pacziemu w Rasiji lubow eto wsiegda nieszczastie? znajet kto nibut szczastliwyh ruskih w lubwi?
А мне все грубее слышится)))) я думаю, она его очень сильно любила, вкладывалась в отношения, а он ей изменял много раз, она не выдержала. Просто тупо решила его убить, связала и тащит его куда то. «Стрелки остановятся к шести» — когда человек умирает, на его руке часы останавливаются. «Положил голову на плечо, обе руки связаны за спиной тяжело нести делает передышку, у него руки связаны буквально. «Ты мне можешь даже в глаза не смотреть, я знаю ты мой» после всей боли что он ей причинил, он ей чтолько обязан, что все, он никуда не денется, она его уже не отпустит, потому что не сможет ни боли больше выносить, ни забыть этого, он всегда будет в ней, в ее памяти, ей с этим жить и ей легче его убить, чем допустить еще боль. «Не ведаю что творю» и «мне тебя еще нести» — понимаю буквально. «Королевы не хотят короны менять» — женщины хотят быть с одним мужчиной, а «»короди на войне»- мужики идут по бабам. «Не смотри , пожалуйста» — не проси остановиться. «Ты теперь можешь спокойно спать, ты теперь весь внутри»- теперь можешь расслабиться, для тебя эта гонка окончена, но в ней он остается навсегда.
Образ положения головы и связанных сзади рук напоминает плаху, да и палач не должен смотреть в глаза жертвы. Но даже в таком положении героиня остаётся хозяйкой «знаю, ты мой».
Королева Марго, вот и всë толкование.
История, не имеющая склонений и причитаний.
Варфоломеевская ночь.
Песня об этих событиях.
Река Усть-Ваеньга Архангельская область,
Упс… Мне честно понравилась песня, слушал несколько раз подряд. Вот только понял, что королева изменяла мужу, и её вместе с любовником казнили…))