Акустический дуэт «5’nizza» стал культовым в «нулевых». Группа прекратила существовать на пике популярности. Выдержав паузу длиной в десятилетие, ребята вернулась с альбомом «Ку» (2017). Как и прежде, «5’nizza» — это Сергей Бабкин и Андрей Запорожец. И тексты, и музыка — сплав их энергий и результат общего творчества. Но некоторые смысловые и стилевые особенности позволяют практически без сомнений утверждать, что автор текста «Мити» — Андрей Запорожец.
Песня «Митя» с альбома «Ку» как-то по-особому притягивает внимание. Чем же?
Песня имеет удивительное настроение: исполненность, завершённость, спокойная безмятежность с долей грусти. Выдох. Или двумя словами: «всё сложилось». Именно такое послевкусие оставляет трек.
Жанр этой истории, выражаясь языком кинематографа, — superhero’s biopic.
Для полноценного жизнеописания супергероя в ней, конечно, не хватает событий о становлении героя, маловато действия и нет ясного сюжета. Но на атмосферную игровую картину (снова говоря языком кино) с элементами притчи вполне тянет. Что здесь от притчи? Минимальное число привязок к месту и времени действия, никаких подробностей, лаконичность. И — эта история говорит о сути.
Нет сомнений в том, что автор текста — Андрей Запорожец (далее, для краткости — Сан): его безошибочно выдают стилистические особенности текста, да и сама тема. Этот трек — уже третий по счёту рассказ о супергероях в творчестве Сана. До этого были сказочный персонаж «Бакаджинду» (2012) и «Кондрат» — смешная страшилка для дочери Сони и, по признанию Андрея Запорожца, один из её любимых треков с альбома SunSay «Выше головы» (2016). Развитие здесь в том, что «Митя» — сказка, адресованная автором уже не ребёнку, а взрослому. Прежде всего — 37-летнему самому себе.
Почему важен «Митя» и почему он нашёл воплощение именно сейчас, когда группа выпустила третий по счёту альбом после 12-летнего перерыва в творчестве? Разбираемся.
Построчный анализ песни «Митя»
Итак, прибегнем к построчному анализу и разберём текст «по косточкам».
Митя был не юнга, не адмирал. Игра и веселье начинаются с первой же фразы: фанаты группы помнят ироничную песню «Морячок» («05», 2005). Авторы подмигивают: да, мы тоже помним. «Митя», безусловно,— продолжение разговора о «Морячке». Но через 12 лет. И это совсем другой разговор! В «Морячке», кроме капитана катамарана, были: юнга Геннадий («мне набил Марину Влади») и генерал («никогда не умирал, посмотри на ордена»). Теперь — (совсем) другая история: не юнга и не адмирал. Мичман. В словаре читаем: «мичман — от англ. midshipman, средний чин; помощник офицера, специалист, добровольно проходящий службу на флоте сверх установленного срока». Специалист, занятие которого может состоять в чём угодно. Речь пойдёт о герое срединного пути: не ноль и не бесконечность. Итак…
Митя был не юнга, не адмирал. Аккуратно он свою каюту убирал. Герой явственно следует принципу «Встал поутру, умылся… и сразу же приведи в порядок свою планету» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький Принц»). Это не «маленький (читай — беспомощный) человек» Земфиры-2016, это такой срединный человек по-конфуциански, ногами стоящий на земле, а головой устремлённый в небо. Он скромен, но не чувствует себя ни беспомощным перед лицом стихии, ни бессмысленным перед лицом этого мира. В нём нет гордыни, но он знает свою силу и не тратит её понапрасну.
Девятибалльному шторму орал не раз в лицо: «That’s all? That’s all?». «И это всё, что ты можешь? Всё, на что ты способен?» Герой не пасует перед жизненными трудностями и стихией, а смотрит им прямо в лицо.
Лет сорок, на первый взгляд… Сану — тридцать семь. Так что лирический герой песни, пожалуй, понятен или даже симпатичен автору.
Лет сорок, на первый взгляд, пятьдесят на пятьдесят делил… Однако сказочный образ Мити не так прост, как кажется. В его биографии — сплошь белые пятна и нестыковки. Возникают вопросы. Например, почему его, потомка древних ичма (ичма — коренная культура Южной Америки, предшествовавшая культуре инков), зовут Дмитрий? Почему к нему ходят за советом и «сидят как мышки»? Куда к нему, интересно, приходят, если он в плавании, он же мичман? В конце концов, что может делать мичман в Тамбове или в Оклахоме, посреди степи, пустыни? Или он заключённый? Каюта — камера, «мичман» — кличка?.. Кажущийся возраст его — обманчив, и вообще, ничего с ним не понятно… Автор либо дурачит нас, помещая в пространство абсурда и нагоняя сюрреализма, либо же намеренно переносит в область сказочного, невозможного, чтобы показать: эту историю нельзя воспринимать буквально. Такой рассказ будет верным по сути, если слушать его сердцем, но для этого мы разрушаем законы реальности, абстрагируемся от бытовых примет, чтобы обмануть ум и сместить наше восприятие.
50 / 50 — это пополам. Допустимо ли вольно дополнить строку и предположить, что Митя свои реальные пятьдесят (лет), а не кажущиеся сорок, пополам делил, и получал опять двадцать пять? Вечно молодой в душе, а почему бы и нет? С другой стороны, «дели надвое» значит —делай скидку на слова, подвергай сомнению. Либо — относись проще, take it easy. Так, может, Митя к происходящему вокруг так и относится: критично, легко, философски? Возможно…
Лет сорок, на первый взгляд, пятьдесят на пятьдесят делил, никого не валил, белил стены. То есть со своим философским отношением и молодостью в душе при определённом жизненном опыте и мудрости он никому не чинит зла, а занимается неким созидательным и скромным трудом. Приводит в чистоту доступный ему участок мира.
За советом приходили осетины, спортсмены, Татьяны, Елены. Мелкие сошки, крупные шишки, когда Митя говорил, сидели как мышки. Длинное перечисление иллюстрирует и убеждает нас в том, что Митин совет нужен и важен как женщинам, так и мужчинам, людям как мало-, так и многозначительным, людям разных национальностей и профессий. Каким образом его советы отвечают внутренним запросам многих людей и оказываются универсальными? В чём заключается компетенция (модное сейчас словечко) Мити? На этот вопрос пока нет ответа.
Где бы ни был он, всегда как дома — Лондон, Тамбов или, как это… Оклахома. В каком случае человек везде способен ощущать себя комфортно, спокойно, «как дома»? Если его опора находится внутри него самого. Если источник комфортного состояния — его внутреннее спокойствие и уверенность. «Если дом внутри, всё равно где ночевать» (SunSay — «Всё равно»).
Не был он ни магом, ни мистиком, ни оптимистом и ни пессимистиком / Просто, без лишних слов и чисел убирал, чистил, убирал, чистил. Вероятно, именно в этих словах и скрыт ответ на заданный выше вопрос. Главная загадка песни — чем конкретно занимается Митя? Прямого ответа нет. Значит, есть пространство для спекуляций.
Кто он — коуч, тренер личностного роста, психотерапевт? Духовный наставник? Православный старец, к которому приходят в келью? И в чём заключаются его услуги? Вроде как у него консалтинговое агентство («За советом приходили осетины, спортсмены…»)? Решает вопросы, разводит по понятиям? Подкидывает бизнес-идеи?
Другой вопрос: в чём заключена сила и важность персонажа? Здесь возьмём подсказку из другой песни альбома, «Вiтаємо». На главный вопрос рубежа 90-х и нулевых «в чём сила, брат?» Сан даёт вполне определённый ответ: «Сила — выкинуть из себя мусор» (5’nizza — «Вiтаємо», 2017).
Так что, скорее всего, Митя — духовный наставник, который «несёт вахту», служение, помогая «убирать-чистить» внутренний мусор. В чём конкретно его дело заключается — неизвестно, но знает его Митя хорошо: «вахту сдал на отлично. Лично».
Приходили идеи как у Коли Теслы. Митя не спешил… садился в кресло, паузы делал, как Раймонд Паулс. Менее заметен был, чем Danger Mouse. Думаю, нет нужды пояснять про гений Николы Тесла, опередивший своё время, а вот про пятнадцатисекундную паузу Раймонда Паулса есть интересная заметка. Danger Mouse — вероятно, имеется в виду герой мультфильма.
Что ж, можно предположить, что герой имеет мужество никуда не торопиться, и всё же обгоняет своё время.
Более или менее пел, пельмени ел (Ел, yeah, ел!) // Минимально используя мимику, мины, мог он объяснить любые глубины немыслимые. Лёгкой рукой и широкими мазками автор лепит на портрет нашего героя штампы, один за другим: окей, герой прост, сдержан, немногословен, при том глубок и зрит по сути. Красавчик, как ни крути.
Припев: Митя, Митя-мичман, потомок ичма, вахту сдал на отлично. Лично // Митя, Митя-мичман, потомок ичма, на аутентичном, на аутентичном.
Потомок ичма — связь с предками важна и делает Митю тем, кто он есть, определяет его.
На аутентичном — на исконном, коренном (языке). Думаю, «Митя» обращается к нам «на аутентичном» языке притчи.
Проигрыш. Проигрыш переносит нас прямиком в какой-нибудь фильм середины XX-го века о морских или космических путешествиях, а голос Сергея Бабкина имитирует тембр одного из модных тогда (и обязательных к использованию в таких фильмах) авангардных электронных инструментов. Что ж, вполне резонна такая ретро-вставка о романтике и героизме.
Острый как меч, и ему не нужен всякий shit. Не смотрит ящик: его не тащит. Ещё один штамп: человек думающий, осознанный, с острым умом не может позволить масс-медиа влиять на себя, не может быть бездумным потребителем информации. Это не про «шапочку из фольги». Напротив, его «безупречность», сила (и, вместе с тем, уязвимость) — в максимальной открытости миру. Ему не нужен щит: нет нужды закрываться, защищаться от мира. Но по отношению к СМИ он, судя по всему, острый как меч — готов отсечь лишнее, пронзить суть, поделить 50 / 50.
По стенам течь не надо. Где-то там — буффонада, а он драит на палубе следы променада. Как Геракл, вычистивший Авгиевы конюшни. Вообще, необходимость очиститься от грязи, от ментального мусора — постоянная тема в творчестве Сана: «Дайте мне вёдра…, острую лопату, швабру… Буду убирать за собой и за вами», «Много-мно… говно — оно одно» (5’nizza — «Оно», О5, 2005). «Это не моё, не его… Это наше. <…> Стоп, остановиться: говна хватит, им не надо делиться» (5’nizza — «It’s over now», О5, 2005). «Набивая ярлыками карман, я очнулся — полные карманы дерьма» (SunSay — 2012). «Сила — викинуть из себя мусор» ( 5’nizza — «Вiтаємо», Ку, 2017).
Митя, Митя-мичман, потомок ичма, вахту сдал на отлично. Лично. А герой-то — молодец: он усвоил свой жизненный урок, выполнил личное предназначение полностью, чем явно симпатичен автору. Миссия исполнена — теперь можно спокойно уйти…
Развязать узлы до сорока пяти и уйти не по проторенным путям из этих перипетий. Это и «развить скорость в сорок пять морских узлов», и «распутать жизненные ситуации». Здесь, конечно, кроется небольшое лукавство: сорок пять узлов — запредельная скорость, особенно для парусного судна. Так что основной смысл, пожалуй, всё-таки — распутать «кармические» узлы и уйти в иное измерение. Сорок пять лет в возрастной психологии — духовный кризис мужчины. Подходящий момент, чтобы стать мудрее, глубже и прозреть сердцем, если к этому времени, благодаря привычке к труду с молодых лет, уже накоплен значительный духовный опыт.
Вышел открытым, поймал волну, рассказывает море истории все ему. Стихия, природа доверяет человеку свои тайны, разговаривает с ним — вот, согласно автору, признак высшей точки развития. Это возможно только в состоянии смирения, открытости, принятия. Уже после того, как «распутаны узлы» и «сдана вахта лично».
Кроме того, стихия воды в смысловой вселенной автора приносит очищение, смывает всё лишнее, всю грязь. («Дождь проливной, смой с меня и с него, и с неё смой ой-ё-ёй…» 5’nizza — «Оно», 2005).
Парус не рвите, верните Митю нам. А кто отобрал Митю? Куда и почему он ушёл? Неизвестно. Очевидно, что Митя нам очень сильно нужен, и это очень важно, эмоционально заряжено. Эта фраза произносится после того, как рассказ о Мите уже завершён, поэтому она звучит как призыв-обращение, призыв-требование к кому-то внешнему, стороннему. Митя был «у нас» (возможно, у автора вместе с его слушателями), пока сказка рассказывалась, но вот кто-то отобрал его и вот-вот порвёт парус.
Парус не рвите — отсылка к песне Владимира Высоцкого «Парус» и одновременно к кавер-версии Сергея Бабкина на неё (альбом «УРА», 2004). Текст песни, по известному признанию Высоцкого, — лишь набор обрывочных фраз, поэтому здесь также есть простор для спекуляций. Лично я считываю два эмоциональных значения: «порвали парус» — погубили, сломали мечту и «порвали парус» — допустили саморазрушительное безрассудство. Смею предположить, что парус в смысловой вселенной Сана — один из символов души. Ветер наполняет парус, придавая сил, позволяя нашей лодке плыть в направлении цели, предназначения. Но парус — тонкая, трепещущаяся материя. Если парус порван — мы не можем двигаться, а это подобно смерти. Благодаря тонкой настройке, работе с парусом мы можем «держать свой курс», куда бы ни дул в этот момент ветер.
Не рвите парус — не будьте разрушительно безрассудными, лучше верните Митю нам как привлекательный, путеводный образ.
Либо: не рвите парус — не губите, не разрушайте мечту, верните нам мечту об образе Мити.
Парус не рвите, верните Митю нам // Парус не рвите, не рвите нить ума // Парус не рвите, верните Митю нам. Фонетическая игра звуков «м–н–р–в». Игра слов, построенная на чередовании согласных «н» и «в», «н» и «м», как будто дающих расшифровку: мир — нерв, верность — ревность, нервно — верно, врать — рвать, Митя нам — нить ума. Достойный каламбур.
Образ главного героя песни «Митя»
Откуда взялся Митя-мичман, есть ли у него прототип? Может быть, этот образ заимствован, может, этот герой уже есть в искусстве? Насколько мне известно, — нет. Фантазии Сергея Бабкина и Андрея Запорожца достаточно, чтобы выдумать эту историю от начала и до конца.
Можно было бы приравнять эту историю к блатной дворовой песенке «Мичман Джонс». Но «Митя» не имеет с Джонсом ничего общего, кроме формальных, внешних признаков. Говоря откровенно, у этой истории даже больше общего со стихотворением Владимира Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк». А что: тоже такой себе разговор о смысле жизни человека, о необходимости своим трудом служить людям. Рассказ о скромной профессии смотрителя маяка, без которого туго пришлось бы в шторм кораблям в море. Причём в финале стихотворения динамика и драматизм уступают место спокойной уверенности, как и в «Мите». Схожи также стихотворный размер, слог и рифмовка двустишиями.
Как правило, поэт тонко чувствует пульс эпохи, времени. Как охарактеризовать то время, в котором живём мы, точно выразить его суть? Автор делает это через то, чего мы жаждем и чего нам не достаёт, через «дефицит»: через всё то, чего не хватает в повседневной жизни. Весь этот дефицит сиюминутной жизни воплощён, сконцентрирован в образе Мити. Притягательность и сказочность образа Мити состоит именно в этом. Если этот образ цепляет — значит, автор способен чутко слышать своё время.
СпасиБог) Очень интересно)
На уровне диссертации )))
Сколько можно чистить? Сил не хватает! Что толку от идей, реализация хромает. Пельмени поел, попел и спать лёг. Всё понятно, невнятно…..
Прекрасное пояснение! Благодарю Вас!
Мне понравилось, хотя изначально я уловил другой смысл
50 на 50 делил — это про то что Митя был справедливый. А не про возраст. Читай делил по ровну.
Ответ на вопрос «почему к нему приходили за советом?» очевиден: Митя делает своё дело хорошо, сам по себе справедливый и не лезет в чужие дела. По этим причинам он симпотичен оркужающим и любому человеку интересно выслушать мнение состоявшегося человека, в котором есть внутренний стрежень (что многократно указывалось в статье) и осетинам, и спортсменам.
Возможно я ошибаюсь, но мне видеться именно так.
В остальном статья интересная. Спасибо.
Попал сюда потому что искал, кто же такие «ичма». 🙂
А вообще, конечно, хотелось бы чтобы авторы сами выкладывали расшифровки своих песен. Чтоб не получалось как с той девочкой, которая попросила Виктора Сероклинова помочь с сочинением по его произведению «Пряники».