Клипы режиссёра Алана Бадоева — частые гости на наших страницах. Причиной тому его любовь к клипам-историям и наша любовь к объяснению сюжета и смысла этих историй. А в видео на песню Ани Лорак «Разве ты любил» поместились целых две истории — одна внутри другой, как матрёшки. Этим клип и интересен — но это и сделало его смысл несколько туманным для некоторых зрителей. «Много смысла» спешит на помощь! Мы разберём не только то, что происходит на экране в обеих историях — внутренней и внешней, но и то, что осталось «между кадров».
Два сюжета клипа Ани Лорак — Разве ты любил
Итак, две истории: одна — обрамляющая, другая — внутренняя. История-«рамка» такова: на съёмочной площадке спустя годы вновь встречаются актриса и режиссёр, между которыми когда-то вспыхнул и угас роман. Угас, очевидно, по вине режиссёра — во всяком случае, так это видит главная героиня. Однако по взглядам, которыми обмениваются герои, становится ясно, что ещё не всё решено между ними.
«В последний раз, много лет назад, мы так и не успели проститься. Я уходил быстро, не оборачиваясь», — так режиссёр вспоминает о расставании с героиней.

Любовь в фильме — героическая, идеальная… и с трагическим финалом
В фильме, который снимает режиссёр, разворачивается другая трагическая история любви. Богатая девушка, возлюбленная гангстера, влюбилась в простого рабочего. На одном из кадров она демонстративно срывает и выбрасывает дорогие украшения, показывая, что для неё ничто теперь не имеет ценности, кроме любви к нему. От первого мужчины, однако, эти отношения не остаются тайной — вместе со своей бандой он бросается в погоню за влюблёнными и смертельно ранит юношу. Но это нисколько не помогает ему отвоевать сердце героини — она проводит с возлюбленным его последние минуты, а затем появляется в кадре в траурном платье, показывая, как важен для неё был погибший. Незадачливый гангстер удостаивается лишь пощёчины.
Значимые детали и мотивы в клипе «Разве ты любил»
Какая же история важнее — внутренняя или внешняя? Этот вопрос не совсем корректен. Смысл клипа Ани Лорак «Разве ты любил» раскрывается только во взаимодействии двух сюжетных линий. Две истории, два героя противопоставлены друг другу, и в точке соприкосновения двух миров, настоящего и вымышленного, рождается главная мысль видео.
Любовь в фильме — идеальная, возвышенная. В ней нет ничего обыденного и бытового — она стремительно развивается и заканчивается трагической смертью. Поэтому молодой человек в фильме предстаёт героем: он принёс себя в жертву своей любви, но не предал её, остался с героиней до конца. А вот отношения режиссёра и актрисы завершились, очевидно, на совершенно другой ноте. Что именно разрушило их — мы не знаем, но можем догадываться, что режиссёр вовсе не был героем. Из его слов в начале клипа («Я уходил быстро, не оборачиваясь») можно сделать вывод, что это он оставил девушку. С этим соотносится и упрёк лирической героини в песне: «Разве ты любил, как я тебя любила?». Нет, не любил, не смог бы отдать жизнь за её любовь. Поэтому и не сложилось в жизни такой красивой истории, как в сценарии фильма.

Пощёчина — сквозная сцена (повторяется в обеих сюжетных линиях)
Одна из ключевых сцен — пощёчина. Эта сцена сквозная: повторяется и во внутренней истории, и в обрамляющей. В фильме героиня даёт пощёчину убийце своего возлюбленного — за то, что он убил её любовь (человека). На съёмочной площадке героиня даёт пощёчину режиссёру — за то, что он убил её любовь (чувство в ней). Мне кажется, именно через это противопоставление наиболее полно раскрывается смысл клипа Ани Лорак «Разве ты любил».
Не менее важна для понимания смысла видео тема времени. Время разделяет героиню фильма и актрису на съёмочной площадке. Время разделяет роман актрисы с режиссёром в прошлом и их встречу в настоящем. «Время против нас», — констатирует Ани Лорак в песне. «Время утекло сквозь пальцы. Как он и обещал, я стала сильной», — рассказывает актриса в клипе. Что всё это значит? Время может убить любовь, может опошлить чувства. Но время же помогло героине стать сильнее, вырасти над прежней собой.

Режиссёр чувствует себя проигравшим
Этот рост героини над собой показан в клипе с помощью ещё одного приёма. Цвет кадра очень чётко разграничивает «нашу» реальность и реальность фильма: цветная плёнка — настоящее, чёрно-белая — вымышленное (или прошлое). Но актриса появляется в траурном сценическом костюме и на цветных кадрах — это показывает, что она смогла возвыситься до образа собственной героини. Теперь режиссёр уже не может быть ей интересен, ему не суждено стать героем. Надо полагать, что это понимает и режиссёр, печально пересматривающий отснятый материал в финале клипа.
Что ж, подведём итоги. Внутренняя история (сценарий фильма) помогает героям истории внешней переоценить самих себя и отношения друг с другом. За годы, прошедшие с момента расставания, актриса изменилась и выросла. В своей героине она узнаёт себя и находит наконец силы высказать режиссёру то, о чём ей не удалось сказать при расставании: это он виноват в их разрыве, он не смог стать героем, не смог принять на себя ответственность за её чувства. Режиссёр тоже осознаёт это и чувствует себя проигравшим в этой истории. Но, как ни странно, проигравшим оказывается и тот, кто убил возлюбленного героини в фильме. Убив чужую любовь, он не добился любви к себе. И в фильме, и на съёмочной площадке героиня надевает траур по своей любви — но остаётся непобеждённой.