Автор литературного источника трилогии — профессор Толкин — писал не фэнтези, а эпос. Он с юношеских лет создавал новую реальность, продумав всё до мелочей: алфавит и языки народов, населявших его Вселенную, их нравы, обычаи, внешность. В известном смысле он «разжевал и в рот положил» будущим авторам экранизации все подробности своего монументального труда; им осталось только с болью вычёркивать сцены и героев, пытаясь уложиться в три фильма, пусть и по две серии каждый.
Мощная эпическая традиция, отсутствующая у англо-саксов, но домысленная британским профессором, получила новое воплощение на экране благодаря новозеландцу Питеру Джексону — режиссёру-маргиналу, готовому принять на себя огонь фанатской и голливудской критики.
Ему удалось невозможное: рецензии на кинотрилогию вышли в основном положительные. Пользователи Internet Movie Database дали трилогии второе место среди лучших кинолент всех времён после «Крёстного отца».
Трилогия стала одним из крупнейших проектов мировой кинематографии и одним из наиболее прибыльных, собрав в общей сложности почти три миллиарда долларов. 17 премий «Оскар» и другие подобные рекорды заставили умолкнуть дотошных любителей профессора Толкина, брюзжавших по поводу несовпадений и отступлений от оригинала. Против буквального понимания своего творения Толкин всегда возражал и предостерегал от попытки перенести карту Средиземья на карту Земли — и без этого в трилогии несколько базовых смысловых уровней.
Философский смысл трилогии: зло всевластия
Многие пытаются искать в трилогии религиозный и в частности христианский смысл, упирая на воззрения автора. Сложная философия Толкина была религиозной, но в книге и фильме мы видим оторванное от религии общество. Здесь действуют рыцари, короли, эльфы, орки, хоббиты, маги – но не жрецы и шаманы. По сути, мир Средиземья свободен от религии, но не свободен от понятий добра и зла, вины, греха, прощения, ответственности. Главный артефакт, вокруг которого построено действие сюжета — кольцо Всевластия.
Для древних народов Земли кольцо символизировало вечность, было символом клятвы, посвящения, принадлежности к особому клану или рангу, знаком милости, особой власти. Кольцо Всевластья – необычное. Во-первых, у него своя сила и собственная воля. Во-вторых, оно дарит своему владельцу власть полную, абсолютную, что делает его похожим на Бога. Но оно выковано носителем зла, а потому губит своего хозяина.
Даже мысль о такой всеобъемлющей власти губительна. Все, попадающие под её чарующую силу, обречены. Лицо добродушного Бильбо Бэггинса мгновенно превращается в маску отвратительного орка, едва он видит кольцо; Голлум полностью теряет человеческий облик, Боромир нарушает клятву и набрасывается на Фродо ради возможности завладеть заветным символом власти. И сам Фродо каждую секунду чувствует разрушительную силу кольца. Но они страдают не от магии и борются не с магией: им приходится сражаться со страшным искушением Всевластия, возможности подчинить себе весь мир.
Всевластие или безвластие?
Значит ли это, что смысл трилогии – в зле, исходящем от власти? Конечно, нет. Средиземье построено на строгой иерархии властных структур. Фильм заканчивается не абстрактной победой, а коронацией законного наследника – Арагорна. Никто не призывает к анархии. Ведь дело не в самой власти, а в отношении к ней того, в чьих руках она сосредоточена.
Человек, принимающий на себя ответственность за судьбы других, должен воспринимать вручённую ему власть как бремя, отвечать за подданных, а не владеть ими. Ответственность против жажды обладания – вот выбор, который делает каждый правитель.
Без короля царство умирает. Даже когда разум короля Теодена был в помрачении, его подданные не пытались его свергнуть. И вот он, уже в полном сознании и здравии, ведёт своё войско на смертельный бой, не прячась за их копьями, а впереди всех. Он первый идёт на смерть, и правитель должен быть таким – ведь, получив власть, он получает в первую очередь ответственность.
Ответственность и взаимовыручка
Ответственность – не привилегия королей. Фильм ярко иллюстрирует роль каждого героя за судьбу товарищей, спутников, страны, всего Средиземья. По отдельности они никогда не добились бы победы. Крошечное «Братство Кольца» — странная, разношёрстная компания, которая распадается почти в самом начале, её члены в дальнейшем действуют, не зная новостей друг о друге.
Но они идут вперёд, делая своё дело. Если бы хоть кто-то из них подвёл, то итог был бы совсем другим. Маленький хоббит Мерри и храбрая племянница короля Теодена Эовин убивают Короля-Чародея Ангмара, который не мог умереть от мужской руки. Как бы сложилось будущее, если бы эти двое не вышли на поле боя?
У каждого героя своя ноша, своя обязанность, своё предназначение, но вместе они делают одно дело. Это и превращает историю, рассказанную во «Властелине Колец», в героический эпос. Мы видим, как несколько всадников разбрасывают в стороны целую армию орков. Здесь действуют не законы реальности и не законы сказки; любое искажение реальности символично.
Фантастические приёмы во время битвы в обычном фэнтези-фильме только подчёркивают мастерство героев (или высокий уровень компьютерной графики), а в трилогии Джексона отступление от реальности имеет свой смысл. Битвы сняты без натурализма, характерного для боевиков и триллеров. Сила и жестокость сражения показана с настоящим эпическим размахом без смакования деталей, потому что здесь каждая деталь – поистине часть целого.
Маленький герой против вселенского зла
Маленький хоббит – «дальний родственник» человека, простой сельский житель со своими немудрёными бедами и радостями. Кличка «полурослик» кажется столь же пренебрежительной и обидной, сколь ласковой. Кто ждёт от хоббитов подвигов? Подвиги совершают только воины-герои!
Но именно маленьким хоббитам предстоит выполнить невероятную миссию, сыграть главную роль в судьбе всего мира, спасти людей, эльфов и магов. На протяжении всей трилогии они упорно шли вперёд, не сдавались, не отступали, тащили абсолютно невыносимую ношу ответственности. Они заслужили благодарность и поклон от людей, магов и эльфов, которыми были награждены после установления мира. В этом состоит смысловой подтекст: судьба мира зависит от каждого, вне зависимости от его роста и боевых навыков.
И милость к падшим призывал
После уничтожения кольца Всевластия остальные кольца потеряли силу, и волшебство покидает Средиземье. Начинается новая эпоха, полностью принадлежащая людям. Что остаётся им в наследство, кроме дымящихся руин?
Понимание того, что зло невозможно использовать во благо. При помощи кольца Всевластия никто так и не смог стать счастливым или подарить другому счастье.
Орки — это «падшие» эльфы; жуткие назгулы – некогда лучшие из лучших, короли, избранные кольценосцами, но не устоявшие перед искушениями зла; Саруман Белый — один из мудрейших магов, склонившийся перед Сауроном. Глядя на уродливых орков, которые когда-то были эльфами, невольно начинаешь им сострадать. Голлум, несмотря на уродливую внешность, тоже вызывает жалость. Недаром установление справедливости наступает только благодаря тому, что Фродо пожалел Голлума.
Смысл концовки трилогии
Страшная сила кольца отравляет душу Фродо. Где-то идёт заведомо проигрышное сражение, люди и эльфы идут на смерть ради того, чтобы маленький хоббит дошёл до пылающей горы Ородруин, но ему уже всё безразлично. Жажда Всевластия захватила его полностью, и он не может выбросить кольцо в лаву. Голлум, откусив хоббиту палец, летит в огонь вместе с кольцом. Так доброе дело, сделанное когда-то Фродо, спасает мир.
Средиземье празднует победу, но вкус её горек. Фродо не выполнил обещания, не выполнил свою миссию, в решительный момент он сдался перед силой зла. Никто его в этом не винит, но сам он всё прекрасно понимает. Закончив повествование о своих приключениях, хоббит навсегда покидает родной край.
Кольцо слишком навредило Фродо, чтобы он мог жить прежней жизнью. Сказались и полученные в путешествии раны. Он так и не смог обрести покоя. Он не смог жить в том прекрасном мире, за который боролся и который, хоть и невольно, спас. Он стал последней жертвой кольца – последней жертвой жажды золота, жажды зла, жажды Всевластия. В этом состоит последний печальный урок эпоса: достаточно одной секунды, чтобы предать свои идеалы, но жалеть об этом придётся вечно.
В фильме по другому показана «реконкиста», т.е. борьба испанских христиан против арабских и берберских мусульман «мавров». Арагон и еще некоторые названия приведены в оригинале.