О «Таксисте» М.Скорсезе написано очень много, и все критики единодушны в том, что фильм — шедевр, что Де Ниро сыграл гениально, и что в кинематографе 1970-х нет более сильного и талантливого фильма с атмосферой неонуара. Однако как только дело доходит до личности главного героя, то стройный хор сменяется многоголосицей мнений. Одни критики считают Трэвиса типичным психопатом, другие убеждены, что перед нами история не нашедшего себя в мирной жизни ветерана, третьи рассматривают ночного таксиста как очередную реинкарнацию «маленького человека» на американский манер. Меж тем ответ на вопрос «Кто такой Трэвис?» очень важен: без него невозможно понять смысл фильма.
Запоздалый подростковый бунт
Если бы личность Трэвиса можно было охарактеризовать однозначно, «Таксист» не был бы шедевром. Есть в этом герое нечто ускользающее, двоящееся, смутное и противоречивое. Например, он ветеран вьетнамской войны: это подчеркивается не только его бессонницей и умением обращаться с оружием, но и стремлением решать все вопросы силой. Но при этом Трэвиса не мучают воспоминания, он не ищет встреч с другими ветеранами, никак не обращается к этому периоду своей жизни, и складывается впечатление, что война для него — дело прошлое. Или взять маниакальное стремление «очистить» общество: оно парадоксальным образом уживается с кошмарной антисанитарией в его квартире — реальная грязь Трэвиса почему-то не волнует.
Вместе с тем в образе ночного таксиста можно выделить несколько основных черт. Первая из них — это страдание из-за низкого качества жизни (при том, что зарабатывает Трэвис нормально). Он, по большому счету, никто, и никому в этом мире не нужен. Ощущение невостребованности мучит Трэвиса и порождает желание «показать всем», чего он стоит на самом деле. Вторая черта героя Де Ниро — это глубокая социальная неудовлетворенность, для которой есть все основания: ночной мир, в котором он живет, и впрямь омерзителен. И третья, самая интересная — это личностная и психологическая незрелость.
По большому счету, Трэвис так и не повзрослел. Как и положено подростку, он сочетает интерес к порнографии с крайним идеализмом (последний проявляется в истории с Айрис, где Трэвис выступает в роли Дон-Кихота), а бытовую неумелость — со склонностью к фантазиям. Как все подростки, Трэвис склонен к радикализму, отрицанию, противопоставлению себя обществу. А чтобы у зрителей не оставалось сомнений, он пишет полное фантазий письмо родителям и ведет дневник.
В чем смысл дневника Трэвиса?
Дневник — очень удобный способ раскрыть внутренний мир героя, но Скорсезе ввел его фильм не только ради этого. Дневник подчеркивает полное, абсолютное одиночество Трэвиса, которому не с кем поговорить по душам. Его попытки выйти за рамки формального общения, трепа коллег-таксистов «ни о чем» неизбежно заканчиваются провалом. Даже самый умный из них не в силах понять Трэвиса — да и он себя не понимает до конца.
В чем смысл образа Бетси?
Красивая и ухоженная девушка Бетси, работающая в предвыборном штабе сенатора Палантайна — воплощение всего, чего не хватает Трэвису: благополучия, любви, душевного и физического комфорта. Возможно, именно потому Трэвиса так к ней потянуло, но первые же шаги оборачиваются провалом: обнаруживается, что социальные коды Трэвиса и Бетси не совпадают. Трэвис не понимает, как нужно обращаться с девушкой, Бетси отталкивают его необразованность и та простота, которая и впрямь хуже воровства. Неудача с Бетси дает понять зрителю, что каким скверным не является мир, в котором живет Трэвис, подлинный источник его проблем — не снаружи, а внутри.
В чем смысл образа сенатора Палантайна?
Если взаимоотношения героя с другими персонажами фильма вполне понятны, то с сенатором Трэвис проходит длинный путь от симпатии до желания убить. Сначала вечный подросток только что не сделал кумира из этого человека, а потом, убедившись, что Палантайн — обычный политикан-демагог, решается на убийство. При этом вполне вероятно, что особой ненависти к сенатору Трэвис не испытывает, но ему жизненно необходимо доказать себе и окружающим, что он способен на нечто большее, чем расправиться с черным грабителем. И в то же время он заранее привлекает к себе внимание охраны, словно делая все, чтобы его заметили и покушение не состоялось.
В чем смысл образа Айрис?
История «спасения» 12-летней проститутки — самое яркое доказательство и полудетской наивности Трэвиса, и несостоятельности его крестового похода против зла. Айрис не понимает его так же, как не понимала Бетси, и явно не хочет, чтобы ее спасали. Если в итоге девочка все же оказалась дома, а не погибла от шальной пули, то это скорее случайность, чем заслуга Трэвиса.
Почему Трэвис меняет прическу?
Странная панковская стрижка знаменует выход главного героя на тропу войны (кстати, изначально ирокез носили воины-индейцы). Существует и другое мнение. Так, оператор фильма М.Чэпмен, считающий «Таксиста» городской легендой про оборотня, видит в перемене прически указание на двойственность главного героя, из маленького человека превращающегося в кровавого мстителя.
Почему Трэвис остается жить?
С первых кадров таксист производит впечатление человека обреченного, и постепенно усиливающийся градус насилия подтверждает это впечатление. Казалось бы, смерть Трэвиса или от руки полицейского, или от руки сутенера была бы в высшей степени логичной — но ее не происходит. Смерть превратила бы историю в трагедию, а Трэвиса в подлинного героя, но в этом удовольствии режиссер и сценарист ему отказывают.
В чем смысл последних кадров?
В финале фильма все возвращается на круги своя: Трэвис дальше крутит «баранку» такси, коллеги дальше треплются ни о чем, Бетси дальше в шоколаде, а Палантайн — в большой политике. Разве что Айрис вернулась к родителям, да о Трэвисе написали в газетах. Судя по выражению лица, подобное окончание «бунта против общества» его более чем устраивает. И здесь мы подходим к ответу на вопрос о смысле фильма.
В чем смысл «Таксиста»?
Как и любой великий фильм, «Таксист» имеет множество смысловых пластов, и каждый зритель может найти в нем что-то для себя. Одна из наиболее очевидных идей фильма — это то, что от себя сбежать невозможно, и если ты хочешь изменить мир, попробуй для начала не изменить, а хотя бы понять себя. Трэвис весь фильм мечется внутри замкнутого круга не потому, что американское общество погрязло в пороке и коррупции — хотя в этом есть доля правды. Этот круг очерчен его характером, его внутренними проблемами и психологической незрелостью, и потому кого бы он не убил, он в итоге окажется на своем привычном месте.
Интересные факты
Сейчас «Таксист» — признанная классика кинематографа, но поначалу мнение о нем было не столь однозначным. Знаменитый драматург Т.Уильямс счел фильм отвратительным, а когда в 1976 г. «Таксист» получил в Каннах Золотую пальмовую ветвь, половина зала бешено аплодировала, а половина — свистела и топала ногами.
В 1981 г. критики фильма получили дополнительный аргумент: насмотревшись «Таксиста» и влюбившись в Джоди Фостер, исполнявшую роль Айрис, молодой американец по имени Джон Хинкли совершил покушение на президента Рейгана. Так он надеялся привлечь внимание Фостер. Следствие выяснило, что Хинкли был болен психически.
Впоследствии сценарист фильма П.Шредер признавался, что отчасти списал образ главного героя с себя. В его жизни был период, когда он не имел работы, месяц ни с кем не разговаривал, ночевал в кинотеатре, где показывали порнофильмы, пил и фантазировал. Когда Шредер попал в больницу с язвой, в его голове возник странный образ: «по городу едет эдакий металлический гроб с парнем внутри». Этот образ так поразил Шредера, что, выйдя из больницы, он написал сценарий за две недели. «Я понял, что если не напишу про этого героя, то сам в него превращусь (если уже не превратился)».
У Шредера в дальнейшем все сложилось хорошо. Значит ли это, что и у Трэвиса есть шанс? Вряд ли: разве что он сумел повзрослеть и понять, как устроен мир, но зритель об этом уже не узнает.
Многие взрослые если и не узнают в лице главного героя самого себя, то по крайней мере одобряюще кивнут в его сторону. Очень похож на фильм Брат ставший культовым в России, а герой популярным, хотя у того тоже психическая зрелость осталась на подростковой стадии.
а кто автор этого? (лажвоаарвддакгкгад)
Безумно напомнил российского Брата .Думаю,Балабанов подсознательно шёл от Таксиста,сам того не замечая
.
Посмотрев фильм мое мнение про весь этот кровавый треш было : «Скорсезе — это эдакий Тарантино 70х». Но вот теперь, когда вы столько всего понаписали, мне открылась невероятная глубина и множество граней этого шедевра!
отличный разбор. спасибо:)
Большое Вам спасибо, за качественное и интересное описание смыла фильма » Таксист «.
Я хотела понять, правильные ли выводы я сделала о главном герое и о фильме в целом.
Фильм отличный, с очень глубоким смыслом, я бы даже сказала, фильм с глубокой травмой, кто-то увидит себя в главном герое.
Герою фильма Трэвису 26 лет, он воевал во Вьетнаме, а значит ушел на войну скорее всего совсем юным, от сюда и психологические травмы, неумение обращаться с девушкой, некая неспособность изложить мысли, неграмотность в каких-то моментах.
Но я увидела в главном герое, ранимого, яростно ищущего теплоты и искренней любви человека, я бы даже сказала совсем молодого мужчину.
Принято считать что мужчины, юноши, должны быть сильными во всем, но человеку хочется самого простого, теплоты, душевной чистоты, быть нужным, но, порой самое простое оказывается таким недоступным.
Я очень рада что главный герой выжил, что Бетси нашла его и села в его такси, но она так и не решилась исправить свою ошибку, потому что Бетси пустая, хоть и красива снаружи, Трэвис именно с застенчивой улыбкой встретил ее и потом спокойно уехал, я увидела что он изменился, он точно стал мудрее, добрее и повзрослел, он смог пройти свой этап эволюции, умереть и воскреснуть, чтобы начать все с чистого листа.
Вот только одно но, в конце он резко заостряет свой взгляд на самом себе, как будто нам говорят, что его еще что-то беспокоит, но, хочется верить, что он поборол демона в себе, что все у Трэвиса будет замечательно.
Статья конечно интересная, но абзац про 12-летнюю проститутку меня возмутил. Разве её спасение таксистом от сутенера и его подельников — проявление полудетской наивности? Ну ладно, пусть она потом заболеет какой-нибудь болезнью половым путем и будет убита в какой-нибудь трущобе. Она вообще в школе должна учиться.
Поддержу. Это особое мерзкое «эстетство»: попытку вытащит кого-то из ада называть донкихотством и наивностью.
Тут суть в том что при просмотре последних кадров надо постоянно повторять себе — верим, верим так и было. Никого он не спас и ничего не поменял. Ни куда она не вернется и не станет учиться в школе на отлично. Вся концовка — лишь мечта, мечта человека который живет в своем замкнутом мире и не хочет смотреть на жизнь от лица других людей. Когда он говорил с Бетси и таксистом он ясно дал понять что отделяет себя от этого мира. А значит все что ему остается — верить в то что он молодец. Потому он и пытался себя убить, чтобы не увидеть результатов своих действий.
таксист — умер. последние кадры — плод его воображения.
У меня такое же впечатление, иначе это какой-то неправдоподобный хеппи-энд, совершенно выбивающийся из стилистики фильма. Тревис явился и убил трех человек, каким образом он на свободе остался, да еще и стал героем?
Ирокез выбривали американские десантники , начиная с операции «Оверлорд» против нацистов
Я считаю что автор данной рецензии, как минимум лакей капитала, а автор фильма не предоставил ответа на свой же вопрос, что же все-таки делать таксисту? На мой взгляд ответ в стиле:»Больше работать», «сам виноват», является паскудным. Безусловно, нужно было лучше учиться, но а потом куда деваться простым людям? Я не вижу что бы нынешняя модель власти могла предоставить людям не только образование, но и направить способности подростка в нужное русло, всё только и рассказывают что сделают город чище, только на выборах галочку поставьте… Я вижу решение в переустройстве общества. Автор как бы задаётся вопросом: » А правильно ли мы живём?». Капитализм! Казалось бы, интернет, больше путей самореализации! Однако как и сказал автор рецензии, скелеты фабричных труб, омерзительный ночной мир и всё такое прочее.
Диалог Трэвиса и Айрис в кафе явная аллюзия на Раскольникова и Соню Мармеладову.