Когда снимаешь фильм, основываясь на реальных фактах, согласно документам, уликам настоящего уголовного дела, данным полицейской сводки, достаточно сложно немного «отойти» от истины и представить зрителю свой «режиссерский» вариант какой-либо криминальной истории. Картина Д.Финчера доподлинно сочно и выразительно рассказывает о зверствах реального маньяка по кличке «Зодиак», который орудовал в конце 60-х в Сан-Франциско и ближайших окрестностях.
Режиссер смог виртуозно и интересно совместить скупые отчеты полиции, доклады и многочисленные показания свидетелей дела, статьи и книги Роберта Грейсмита – карикатуриста, реально существовавшего и решившего взяться за поиск и разоблачение «Зодиака» самостоятельно.
Точно, скрупулезно, выверено и максимально приближено к действительности Финчер старается не упустить ни одной детали и факта, происходившего в период расследования, по-своему рассказать, как все было, не пропустив ни одного нюанса. Фильм «Зодиак» заставляет погрузиться и прочувствовать атмосферу расследования, прямо «сидя на диване» подключиться и начать строить догадки, анализируя факты. С первой минуты фильм захватывает и держит почти все 2,5 часа в напряжении.
О чем фильм?
Первые минуты кинодетектива уносят в лето 1969 года, когда вечером Дня Благодарения под вспышки салютов и массовое празднование, в атмосфере спокойствия и размеренности происходит хладнокровное, циничное и зверское убийство двух подростков, отправившихся в парк на машине на романтическое свидание. Убийца бесстрастно и равнодушно расстреливает обоих прямо в автомобиле, а когда видит, что парень все еще жив, возвращается и добивает его. По случайности подросток остается жив и спустя много лет дает показания о личности убийцы.
Спустя некоторое время после убийства в полицию поступает звонок от неизвестного с сообщением о точном месте и деталях расправы, через 4 недели после происшествия в редакции крупнейших местных газет приходят одинаковые письма-послания от маньяка с криптограммой, немного проливающей свет на личность «Зодиака». В своих многочисленных письмах он рассуждает о моральных аспектах жизни в его представлениях, собственных целях и желаниях.
Полиция бросает все силы на поиск убийцы, делом занимаются высококлассные профессионалы Д.Тоски и У.Армстронг, а журналист газеты «San Francisco Chronicle» П.Айвери и штатный карикатурист Р.Грейсмит начинают вести свое собственное расследование, чтобы разоблачить личность кровавого душегуба. Маниакальная одержимость и азарт Грейсмита помогают ему докопаться и максимально приблизиться к разгадке личности серийного маньяка, но дело «Зодиака» до сих пор не раскрыто.
Карикатурист по прошествии многих лет напишет книгу об убийце и о своем частном расследовании, которая становится настоящим бестселлером. Перца и тайной остроты картине придает факт, что «Зодиак» так и не пойман.
Зодиак
Личность убийцы крайне загадочна, он хитер и исключительно умен, так как не оставляет ни малейшей зацепки и постоянно путает полицейских, о чем пишет в своих посланиях, откровенно высмеивая их профессионализм и веселясь над сумятицей и паникой, преобладающей в поведении и действиях полиции. Он обводит вокруг пальца всех, не давая доказать собственную виновность, эффектно и устрашающе разыгрывает, якобы участвуя в телешоу с известным адвокатом. В одном из своих посланий Зодиак признается, что мечтает возродиться после смерти в раю, своих жертв видит рабами и хотел бы увидеть интересный фильм о себе. Кто знает, может фильм Д.Финчера реальный убийца все же успел посмотреть?
Психологически все эти письма добавляют каждый раз порцию напряжения для зрителя, нераскрытое дело и послания делают его личность мистической и таинственной. Непоследовательные и случайные убийства наиболее страшно и жутко погружают в атмосферу непоследовательного и «больного» террора, создаваемого «Зодиаком».
Сцена с похищенной молодой девушкой и младенцем, которым он все же позволяет сбежать, крайне нервная и драматичная. Стремление и готовность маньяка убивать ради собственной забавы дико пугают.
История без конца
Интрига режиссерского замысла искусно пронесена через весь фильм, концовка по классике жанра не становится развязкой в этот раз, вопрос остается открытым. Убийца не пойман, дело не раскрыто.
Сцена, когда Р.Грейсмит приходит в магазин, где работает А.Ли – главный подозреваемый, вину которого так никто и не смог доказать, заставляет настолько близко приблизиться к разгадке, что кажется, что убийца наконец найден и разоблачен. Взгляд карикатуриста и «читаемый ответ» в глазах Ли дают понять, что самостоятельное расследование и догадки правильно привели его, но конец истории остается без ответа на самый главный вопрос.
Ход расследования продолжался не один десяток лет, а последний раз о себе «Зодиак» дал знать в 1979 году. Вся история и ее ход педантично воссоздавался Финчером почти в первозданном виде, если это только можно было повторить, словно по крупицам складывая пазл из реальных фактов и улик.
«Зодиак» ломает жизни двум главным полицейским-инспекторам Д.Тоски и У.Армстронг, подающим большие надежды. После многочисленных попыток поймать убийцу, заканчивающихся всегда безрезультатно, оба впадают в отчаяние и опускают руки: один переводится на другое место работы, второй – приходит к полному отчаянию и записывает себя в число неудачников.
Журналиста П.Айвери ждет судьба не лучше — он спивается, так и не докопавшись до истины. Р.Грейсмит посвящает не один десяток лет собственной жизни, жертвует семьей, но все же больше всех продвигается в разгадке вопроса о личности убийцы. Косвенные доказательства вины не позволяют доказать виновность А.Ли, карикатурист все свои размышления выпускает в тираж и всеобщее обозрение посредством своей книги «Зодиак».
Немного о постановке
Режиссером мастерски воссоздана эпоха и дух, присущий Америке 60-х. Костюмы, детали, автомобили, одежда и интерьер позволяют максимально погрузиться и приблизиться к реальным событиям того времени. Искусно и виртуозно подобранные саундтреки к каждой сцене или эпизоду добавляют градус убедительности, кровавая история на мгновение становится частью жизни самого зрителя.
Фильм насыщен обилием сухих цифр, названий, имен и дат, как канва пронизывающих весь процесс расследования. Порой зритель может запутаться в этом море информации, которую просто необходимо запоминать и сопоставлять, чтобы не потерять смысл происходящего на экране. Режиссер требует внимательности, потому что повествование то и дело перемещается от полиции к журналистам и наоборот.
Сюжет то и дело преподносит новые и новые повороты, не давая зрителю потерять интерес к происходящему на экране. Сцена в конце фильма, где карикатурист приходит за пленками, на которых могли остаться отпечатки, к бывшему работнику кинотеатра, где работал А.Ли, вносит еще одну интригу в картину, становится совсем непонятно кто все-таки настоящий убийца.
Не смотря на массу показаний и фактов, например, наличие в трейлере А.Ли оружия, совпадающего с орудием убийств, выживших свидетелей, которые видели убийцу лицом к лицу, не дают повода однозначно утверждать, что он и есть маньяк. Убийца так и не пойман, а фильм красочно воссоздает и погружает зрителя в жуткую атмосферу, приобщая к распутыванию кровавой и жестокой головоломки.
Именно на первых парах нужно было правильно подходить к расследованию, так как каждый занимался своим делом не было единой связки, теперь время упущено. Остаётся только ждать машины времени, убийцы очень любили ходить на свой любимый фильм и часто на него ходили, каждый в свой кинотеатр.