Фильм «Стыд» с Майклом Фассбендером и Кэри Маллиган в главных ролях, вышедший на широкие экраны в 2011-ом году, снискал славу достаточно скандальной и откровенной картины. В общем-то, это и неудивительно, ведь главный герой фильма – сексоголик. Однако если вы посмотрели его, начитавшись восторженных отзывов поклонниц Майкла Фассбендера, то вы вполне могли остаться в недоумении. Картина все-таки отнюдь не настолько горяча и развязна, как принято о ней говорить.
Красивых сексуальных сцен сродни произведениям искусства здесь нет и в помине. Те моменты интимной близости, что показаны в кадре, вызывают, скорее, отвращение, как порой и сам главный персонаж. Другие чувства могут появиться разве что у страстных фанатов ирландского актера, начинающих улыбаться каждый раз, когда он появляется на экране, вне зависимости от того, что он там говорит и делает. И это по-своему замечательно, ведь «Стыд» и не задумывался как мелодрама с привлекательной мордашкой популярного актера.
Отношения с сестрой
Практически с самого его начала мы понимаем, что в отношениях между Брэндоном и Сисси что-то не так, и что причина кроется в чем-то довольно интимном. Но в чем конкретно дело – нам так и не рассказывают. Собственно, Стив Маккуин, выступивший в качестве режиссера и сценариста в одном лице, не раскрыл подробностей и в ходе интервью, посвященных выходу картины. И это, равно как и отсутствие красивых картинок, снова немного огорчает, но снова воспринимается как нечто, в наибольшей степени подходящее для этого проекта.
«Стыд» — это фильм, скорее, о состояниях людей, чем об историях их жизней. Персонажи выхвачены в определенные моменты времени, когда их проблемы и несовершенства видны во всей красе, и только эти моменты мы и должны увидеть. Мы можем лишь догадываться, что было до, и что будет после. Но объяснять это нам никто не будет, да и смысла в этом особого нет. Суть здесь, скорее, в том, чтобы понять главных героев и прочувствовать атмосферу, а не в том, чтобы построить какие-то логические цепочки.
Зависимость от секса как серьезная проблема
По словам Майкла Фассбендера, он сам рассмеялся, когда впервые услышал о сексоголизме: дескать, тоже мне, проблема. Тем временем это вполне серьезный недуг, который способен серьезно повлиять на качество жизни человека. Чтобы разобраться в этом поглубже, и Фассбендер, и Маккуин, потратили достаточно много времени на общение с людьми, у которых есть патологическая зависимость от секса.
Как выяснили оба, проблема здесь кроется в сложностях с выражением эмоций. Большинство сексоголиков испытывают определенные трудности с тем, чтобы открыться и довериться кому бы то ни было в чувственном, а не в физическом плане. Из-за этого им крайне сложно начать серьезные отношения с другим человеком, даже если этот кто-то будет вполне способным к эмпатии: они просто не могут позволить себе эмоциональную близость, у них вырабатывается серьезный внутренний барьер.
Поэтому они, как заведенные, бегут от своих проблем по одному и тому же сценарию. Занимаются сексом с кем-то, кого вряд ли еще когда-либо увидят в своей жизни. Потом этот кто-то уходит, забирая вместе с собой и свой внутренний мир, а сексоголик остается неуязвимым с эмоциональной точки зрения. Его чувственная сфера находится под контролем, в нее никто не вторгается в результате этого чисто физиологического контакта. Но, в то же время, даже зависимый от секса человек понимает, что такой образ жизни не ведет ни к чему хорошему, и потому каждый раз после ночи со случайным партнером испытывает смущение и стыд. Собственно, отсюда и взялось название фильма.
Брэндон «создает свою тюрьму из собственного тела» — так выразился Стив Маккуин, описывая поведение персонажа. Его зависимость сродни алкоголизму, наркомании или булимии: он идет по замкнутому кругу, повторяя одно и то же, чертовски уставая от этого, но не имея сил и возможностей вырваться. И эту гнетущую атмосферу безысходности, отчаяния и даже ненависти к самому себе из-за пагубной привычки фильм передает на все 100%.
Брэндон и Сисси как две противоположности
Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.
Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.
Они как мы, мы как они
Показанных в фильме персонажей можно воспринимать по-разному, однако они не были созданы лишь для того, чтобы вызвать чувство отторжения. Откровенно говоря, Стив Маккуин и не хотел, чтобы между зрителями и героями картины была проложена четкая, непоколебимая грань. Брэндон Фассбендера не задумывался как отталкивающий персонаж, который будет вызывать у всех и каждого антипатию. Сам актер объяснил, что старался не осуждать своего героя, а прочувствовать его, сделать живым и правдоподобным.
Понять и простить – собственно, примерно это ожидается от внимательного и сочувствующего зрителя. Брэндон не неприкасаемый, он такой же человек, как и все мы: со своими проблемами, страхами, внутренними барьерами и переживаниями. Самая простая мысль, которую может вызвать у вас «Стыд» — «хорошо, что у меня дела обстоят получше». Но в том-то и дело, что так мыслить проще всего. Гораздо сложнее задуматься о том, по каким повторяющимся циклам ходите вы в своей жизни, и попытаться разорвать те порочные круги, в которых вы застряли. В конце концов, у каждого человека найдется, чего стыдиться, и в каком направлении совершенствоваться.
Универсальный сюжет
«Стыд» и в самом деле достаточно универсален: это не боевик и не экшн, не фильм о супергероях и не мелодрама. Это фильм о состояниях людей при наличии проблем, с аналогами которых сталкиваются очень многие. Пускай для примера выбрана одна из самых неприглядных проблем, и показана она беспристрастно и не слишком эстетично, однако тем эта картина и хороша: она впечатывается в подкорку ненавязчивым, но вполне справедливым укором.
В завершение стоит отметить, что, конечно, Майкл Фассбендер и Кэри Маллиган постарались на славу. Если бы не их актерская игра, то этот своеобразный фильм вполне мог бы скатиться в бездну неприглядного ширпотреба. Но они гармонично дополнили своим талантом детально проработанный сюжет со вполне конкретным посылом, и в результате получилось кино, которое действительно не стыдно смотреть.
не стыдно смотреть говорите?… а посмотреть его с женой, тещей и своими детьми прекрасным воскресным вечером не стыдно будет?….
Мне кажется, что смотреть фильм 18+ с детьми, не очень правильно)
Для таких дружных «посмотрелок» и фильмы подбираются соответствующие. Есть даже раздел на различных платформах-«для семейного просмотра» или что-то подобное. А «18+»,ну извините……
В современный фильмах все больше пошлости, порнографии, насилия… Эксплуатация низменных потребностей человека. Где здесь искусство? Искусство — это символы, это образы, это всегда завеса над истинным смыслом, стимулирующая к мысли и к развитию. Все меньше и меньше хочется смотреть современное «кинотворчество», так и рискуешь нарваться на откровенную пошлость…
смотреть воскресным вечером что-то в месте с семьей лучше комедию или про животных — на заметку)
я уверен, что у вас внутри тоже немало пошлости, раз вы так громко заявляете об этом)
классика «не смотрел, но осуждаю»… искусство это, в первую очередь, когда ты не вешаешь ярлыки из-за нежелания открывать глаза
Что хотел сказать режиссер поймет только тот человек, который сам долго жил подобной жизнью. С одной стороны становишься психологом и сильно разочаровываешься в людях, но иногда, очень редко бывает так, что сильно сожалеешь, что оставил какого-то очень хорошего, но незащищенного человека, а он тебя, кажется, любил и готов был на многое ради тебя. Или же просто этот человек был порядочным и надежным. И живешь дальше с чувством вины. Мне очень понятна концовка. Но, как говорится, обжегшись на молоке, потом дуешь на воду.
Не знаю, чего конкретно добивался режиссер. Но на поверхности фильма лежит одна, легкочитаемая проблема, брат хочет сестру, а сестра хочет брата. И мы видим, что они прекрасно об этом знают, но не переступают эту черту, понимая что инцест это очень плохо даже для них. Здесь не поднимается проблема сексоголика, здесь возникает смысл переспать с кем угодно, дабы подавить желание и удержаться от инцеста с родным по крови человеком. Поэтому он нанимает проститутку и повторяет все, что делал с его сестрой начальник. И именно поэтому она ему говорит, что они оба из ада. Странно, что этого никто не заметил из критиков.
Я точно так же поняла этот фильм.
По моему, концовка показывает что человек научился себя контролировать
В моей жизни был человек с похожим психическим расстройством личности . Проявляет себя в «близких» если так можно сказать отношениях . Долго не может держать маску . Они даже говорят однотипными фразами и пытаются навешивать чувство вины …