«Старикам тут не место» — это, пожалуй, самый значительный вклад братьев Коэн в развитие кинематографа. Фильм получил ошеломительный успех, как у претенциозных критиков, так и среди обычных людей, принеся своим создателям внушительные кассовые сборы. Главные преимущества фильма: немногословность, напряженная атмосфера, немая жестокость и тяга к реализму.
Единственная претензия, которую зачастую предъявляют зрители к фильму – это слишком аллегорический сюжет и недосказанность, из-за чего на первый взгляд банальный и примитивный сценарий про маньяка-убийцу оборачивается философской притчей. Даже несмотря на то, что основной посыл сюжета можно узнать по одному названию фильма, «разобрать по полочкам» работу братьев Коэн совсем непросто.
Столкновение времен
Сюжет фильма разворачивается в 80-е годы на пустынных равнинах Техаса, когда Дикий Запад встречается с эпохой индустриализации. На замену уставшему старому поколению приходят новые персонажи, которые не скованы устаревшими социальными нормами и готовы пойти на все, лишь бы достигнуть желаемого. Именно такое столкновение различных времен и поколений можно увидеть в фильме. Мир меняется и побеждает сильнейший.
Главные персонажи фильма – ветеран войны во Вьетнаме Льюэллин Мосс, пожилой шериф Эд Том Бэлл и профессиональный киллер Антон Чигур. Каждый из персонажей символизирует различный период времени и представляет собой в точности воссозданный архетип каждого отдельного поколения.
Символ будущего
Самой яркой звездой всего фильма является Антон Чигур в исполнении неподражаемого Хавьера Бардема. По своей сути Чигур – это символ будущего. Антон – это сверхчеловек по Ницше, который лишен морального кодекса, религии, эмоций. Он представляет собой максимально рациональное, логическое существо.
Чигур не является «злом» в классическом понимании, он не получает удовольствие от убийств, не упивается собственной жестокостью. Даже более того, в его поступках нет ни одного жестокого мотива, он просто выполняет свою работу: безэмоционально идет к цели и если прибегает к случайным убийствам, то только исходя из рациональных мотивов: уничтожение улик. Конечно, учитывая законы морали, Чигур — настоящий психопат, что служит для отображения одного из главных конфликтов различных поколений: высокая нравственность в лице символа прошлого (престарелый шериф) и разнузданность, даже аморальность, которой страдает новое поколение.
Особое внимание необходимо уделить своеобразной «игре в судьбу», в которой Антон предлагает поучаствовать некоторым из встречаемых им людей. Чигур устраняет любого человека, который может нести для него хоть минимальную опасность – это вопрос выживания, который не преследует жестокие мотивы. Но увидеть двойственность характера мы можем в тех случаях, когда на его пути попадаются люди, не несущие ему прямой угрозы.
Наиболее значимый момент при предложении сыграть в игру — это фраза Чигура:«Тебе надо выбрать, я не могу за тебя выбирать», которая символизирует даже не недостаток человечности в душе убийцы, а растерянность Антона при встрече с нестандартной для него ситуацией. Чигур не может убить человека, т.к. тот не представляет для него прямой угрозы, но риск присутствует, поэтому он не принимает собственных решений, а отдает эту прерогативу другому человеку.
Символ настоящего
Льюэллин Мосс своей страстью, подвижностью, тягой к переменам и не атрофированными моральными качествами предстает перед зрителями как символ настоящего времени. Сам по себе персонаж наиболее стандартный из троицы главных героев и самый большой интерес представляет сцена, когда он возвращается к умирающему бандиту. Данный поступок можно одинаково интерпретировать как проявление моральных качеств и чувства вины к умирающему человеку, так и желания внести коррективы в свою скучную будничную жизнь и почерпнуть с излишком адреналина.
Жажда к действиям, самоуверенность и непоседливость – вот что характеризует не только Мосса, но и поколение настоящего времени, когда жажда перемен не останавливается даже перед устрашающим будущим (в лице Чигура) и с азартом идет ему на встречу.
Символ прошлого
Неторопливый и философствующий шериф Эд Том Белл – это словно памятник прошлому времени. Не в силах справиться с окружающими его потрясениями, шериф постоянно находится в прострации: он всегда на несколько шагов позади Чигура и Льюэллина, не понимает мотивов преступника и не может отследить его текущее местоположение.
Одна из самых главных, но внешне непримечательных сцен с шерифом – это его визит на ранчо к своему старому товарищу, который видел смерть родного дедушки Тома. После разговора выясняется, что дядя Тома был жестоко убит в 1909 году бандой преступников. Данная история наглядно показывает, что жестокость в нашем мире всегда была неотъемлемой частью жизни, несмотря на рассказы стариков о том, что раньше всегда было лучше. «Грядущего тебе не остановить, и жизнь под себя не подстроить» — финальные слова, которые сказал товарищ Тома. Наша жизнь всегда со временем видоизменяется и можно либо подстроиться под окружающую действительность, либо сдаться, уступить молодым.
Триумф будущего
Прогресс, стремление к видоизменениям и эволюция – это необратимый процесс в жизни человечества. Антон Чигур, символизирующий будущее время, немного потрепанный, но все же живой остается безнаказанным, «перемолов» заодно всех действующих персонажей фильма.
Нет, «Старикам тут не место», несмотря на первый взгляд, не романтизирует убийства, фильм даже сложно назвать по-настоящему жестоким, скорее жизненным. Это лишь притча, которая иллюстрирует закономерное течение жизни.
Подробный разбор фильма, смотрите на YouTube-канале Satantango Films:
А баба Яга против. Если была цель продемонстрировать человека будущего, то для него выбрана слишком уж деструктивная роль. Люди будущего должны двигать мир вперёд, а иначе не будет этого самого будущего. А теперь представьте хотя-бы несколько таких людей будущего на земле….. И вообще, мне не нравится, когда отрицательных персонажей превращают в героев. Как ни крути, а формирование идеалов наших детей происходит через фильмы.
У фильма ведь есть возрастной ценз. Какие дети?
Жалко ваших детей, если их воспитанием и формированием идеалов занимаются фильмы, а не вы
статья чушь полная)
Может в книге оно так и задумовалось как в статье описано, но в кино всё что там сказано притянуто за уши) в кино эти идеи вообще практически не показаны визуально.
То что шериф это прошлое это так) но остальное.. Максимум чем это можно назвать — беспределом настоящего
максимум чем это противостояние двух молодых можно назвать — беспределом настоящего, а то что он Чигура не поймал это вообще смешно называть промахом из-за старости и нежелания что-то новое познавать)
Максимум как это всё можно представить — умному деду под конец службы попалось дельце с перчинкой, которое увы не удалось раскрыть. И да, он выглядит уставшим от жизни.
Тупой бессмысленный фильм. До примерно середины — неплохой боевик. А потом муть мутная
Не согласен, в целом большая часть надумана. Ни по каким параметрам чугун не есть символ будущего, только шериф заблуждаясь, наделяет его этим качеством. Вся история про смену поколения ломается о рассказ дядьки, про убийство его деда (жесткие убийства были всегда).
Чугун — псих, кидать монету не есть принцип, убивает он по настроению, многие, кого он убил, по описанному принципу в статье должны были бы выбирать сторону монетки — но он их сразу кончал. Почему он ее использует неизвестно, абсолютно хаотичный персонаж. Ковбойчик ни чем не отличается от шерифа, он так же обладатель моральных качеств, они абсолютно в одном поле — делить их нет смысла.
Про кучу шизотеорий из интернета вообще промолчу, как по мне фильм ровно о красивой картинке, хорошей игрой актеров, интересно поставленный, и закидывающий несколько удочек для любителей выдумывать. А по поводу смены поколений, в конце скорее над этим насмехательство — ничего не меняется, есть только разные люди, одни еще живут в мире, другие же теряются в нем или просто уходят из него же.
От поколения гамбургеров, огрызков и Youtube большего и не следовало ожидать. Примитивная мысль видит только то, что лежит на поверхности.
Мир уже много раз это проходил. Эволюционно такие «герои» самоуничтожаются. Поэтому остается ощущение незаконченности сюжета. И раздражения. В то же время неопределенности тоже нет. Чугуну конец. Триумф зла не рисуется, хоть тресни. Поэтому ощущение «подыгрывания» молодым максималистам. Из-за этого инфантильность какая-то.