Смысл фильма 50 оттенков серого

Смысл фильма 50 оттенков серого
Интересно? Отправь другу:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Нравится вам это или нет, «50 оттенков серого» собрали в кинотеатрах нашей родины 157 млн рублей, а в родных Штатах и вовсе стали самым кассовым фильмом в категории R (то есть среди фильмов, которые запрещено смотреть лицам, не достигшим 17 лет). Фильм собрал довольно прохладные отзывы, в том числе и среди поклонников творчества Э. Л. Джеймс — те в один голос твердили, что «книга лучше». Участвовать в этих войнах мы не будем, а вместо этого поделимся своим видением смысла фильма «50 оттенков серого», которое, надеемся, будет небезынтересно и тем, кто знает книгу наизусть, и тем, кто её даже не открывал.

Два подхода к отношениям в фильме «50 оттенков серого»

Основная сюжетная коллизия фильма — это столкновение двух подходов к отношениям, двух миров — мира Анастэйши Стил и мира Кристиана Грея. Анастэйша называет себя романтиком, но по сути её ожидания от отношений достаточно просты — она хочет быть «как нормальные люди», ходить вместе в кино и рестораны, разговаривать по душам. Её ориентиры — отношения окружающих: наблюдая за заигрываниями Кейт и Эллиота, за весёлой болтовнёй её матери и её нового мужа Боба, Ана переживает, что никогда не сможет испытать столь простые, понятные чувства с Кристианом.

Смысл фильма 50 оттенков серого

Ане хотелось бы, чтобы Кристиан вёл себя, «как нормальный человек»

Второй тип отношений — это те, что привычны Кристиану Грею. «Я не занимаюсь любовью — я трахаюсь. Жёстко», — отрезает миллионер в разговоре с Аной. Для него неприемлемы романтические отношения, он избегает появляться в обществе девушек, что наводит простых людей на мысли, что Кристиан — гей. В общении с Аной, даже несмотря на то, что Кристиан очевидно влюблён, он старается максимально запротоколировать все стадии развития их отношений, привести всё в соответствие с документом, даже заставляет девушку подписать договор о неразглашении того, что происходит между ними.

Взаимодействие главных героев

В процессе знакомства и взаимодействия главных героев их миры начинают проникать друг в друга. Это происходит не без эксцессов (о глубинных причинах которых мы скажем ниже). Хотя совершенно очевидно, что герои и их точки зрения на отношения несовместимы, всё же кое-что притягивает их друг к другу. Для Аны это страсть. В начале фильма мы видим её неуклюжей, скованной, никак не реагирующей на знаки внимания со стороны её приятеля Хосе. Кристиан раскрывает сексуальный потенциал Аны, одна из говорящих деталей здесь — это нервное покусывание карандаша. Ана грызёт карандаш, словно школьница, когда она растеряна, но Кристиана этот жест заводит. Благодаря Кристиану Ана меняет гардероб, начинает выглядеть более взросло, ведёт себя более раскованно.

«Я хочу, чтобы ты не стеснялась своей наготы», — требует Кристиан

Наконец, Кристиан лишает Анастэйшу девственности, и в дальнейшем девушка уже сама ищет сексуальной близости с ним, хотя её и пугают наклонности избранника. То «лёгкое» вступление в БДСМ, которое Кристиан демонстрирует ей, определённо нравится Анастэйше. Таким образом, впервые в жизни испытав настоящую страсть, девушка позволяет Кристиану немного втянуть её в свой мир — но лишь до тех пор, пока она не натыкается на пределы допустимого для неё.

Смысл фильма 50 оттенков серого

«50 оттенков» сопутствуют Кристиану повсюду — рубашки, галстуки, карандаши, автомобили

Что касается Кристиана, то с ним всё обстоит ровно наоборот. С детства повидавший самые мрачные стороны жизни, он никак не может причислить себя к романтикам, и его отношения с женщинами, которых, по его словам, до Аны было ровно 15, строго регламентировались Соглашением и его непримиримым характером. Однако в Ану он, по-видимому, влюбился не на шутку. «Что же ты делаешь со мной?», — вопрошает он девушку, и вот уже Ана отправляется вместе с ним в путешествие на вертолёте, Кристиан приезжает за ней в Джорджию, отправляет дорогие подарки, покупает новую машину… Он даже предлагает Ане нечто невероятное для самого себя — раз в неделю устраивать свидания, «как нормальные люди». Но именно это размягчённое состояние девушка и принимает за истинную натуру Кристиана, тогда как обычно он гораздо более жесток. Кроме того, эта влюблённость делает Кристиана уязвимым для попыток Аны «поиграть» с ним: она мучает молодого человека, тянет время, уходит от важных для Кристиана разговоров.

Смысл концовки фильма «50 оттенков серого»

В финале два подхода к отношениям — назовём их «романтический» и «жестокий» — снова сталкиваются, так как поведение Аны (её стремление завладеть Кристианом, подчинить его волю себе, неожиданный отъезд в Джорджию) вызывает у Кристиана вспышку гнева, и он проявляет свой настоящий характер. Увидев Кристиана в роли безжалостного палача, Ана испытывает не столько физическую, сколько душевную боль, которая начисто уничтожает все надежды на счастливую совместную жизнь. Влюблённым так и не удалось переделать друг друга: скромная, застенчивая Ана стала раскованной под влиянием Кристиана, но его жестокие игры она принять не смогла. Грубая натура Кристиана дрогнула от нежных чувств к Анастэйше, однако переломить себя ему так же не удалось. Каждый снова вернулся в свой мир, где идеалом для Аны остаются простые и спокойные отношения её матери и Боба, а для Кристиана — его первая связь со взрослой женщиной-доминанткой.

Что осталось за кадром: смысл книги «50 оттенков серого»

В фильме Кристиан весьма поверхностно рассказывает Анастэйше свою историю, и девушка так и не находит ответа на вопросы, которые постоянно задаёт герою: почему ему нравится причинять боль, что сделало его таким? Однако исчерпывающую информацию об этом мы находим в книге. Приведу здесь коротко историю жизни Кристиана Грея. Его биологическая мать была проституткой, она не слишком ухаживала за маленьким Кристианом, а её сутенёр вдобавок поколачивал её саму и ребёнка. Когда мальчику было 4 года, мать покончила с собой, и его усыновила семья Греев. Мальчик время от времени испытывал вспышки ярости, вызванные воспоминаниями о несчастливых детских годах. Когда ему было 15, взрослая женщина соблазнила его и показала ему мир БДСМ — так его агрессия нашла выход в сексуальных играх.

Смысл фильма 50 оттенков серого

За атрибутикой БДСМ Кристиан прячет свою агрессию и желание причинять женщинам боль

Связь Кристиана со взрослой женщиной длилась 6 лет — до тех пор, пока муж доминантки не узнал о том, что его жена встречается с несовершеннолетним. С тех пор Кристиан научился получать удовольствие, причиняя боль женщинам, в особенности темноволосым — они напоминали ему его мать. Это вполне объясняет его глубокую, но нездоровую страсть к Анастэйше. Хотя в фильме их отношения несколько приукрашены, по многим сценам можно понять, что Кристиан использует БДСМ как прикрытие для своей больной, травмированной в глубоком детстве психики. Широкие жесты сказочно богатого бизнесмена могут показаться проявлениями большой любви, однако в действительности они выдают стремление полностью подавить волю Анастэйши. Кристиан продаёт её машину, не спросив согласия на то самой девушки. Он выходит из себя, узнав, что Ана не предупредила его об отъезде в Джорджию, и не даёт девушке побыть наедине со своими мыслями, явившись туда вслед за ней. На протяжении всего фильма Кристиан считает себя вправе врываться туда, где находится Ана, без какого-либо предупреждения. Он выбирает, что ей носить, где жить, как спать. На словах он постоянно убеждает девушку, что заботится о ней; в действительности же он внушает ей страх.

Ана, старательно игнорировавшая все тревожные сигналы, убедившая себя, что Кристиан такой же человек, как и все остальные — Ана не может больше скрывать от себя правду после того, как Кристиан срывается и наносит ей шесть ударов ремнём. Хотя Кристиан постоянно акцентировал внимание на том, что Ана может уйти в любой момент, что их отношения регламентирует Соглашение, он игнорирует тот факт, что Ана ещё не принадлежит ему документально и обращается с ней, как со своей собственностью. Это наконец открывает глаза наивной девушке и она принимает единственно правильное решение — покидает человека, отношения с которым никогда не принесут ей радость.

Смысл фильма 50 оттенков серого

В финале Анастэйша принимает единственно правильное решение — оставить психически неуравновешенного миллионера

Финал фильма «50 оттенков серого»

Хотите читать статьи чаще?

Показательно, что в финальной сцене Анастэйша использует стоп-слово «красный», которое так и не пригодилось ей ранее. Стоп-слово оказывается произнесено не во время секса или БДСМ-игр, потому что не это на самом деле причиняет Ане боль. Настоящее насилие — не в игровой комнате Кристиана, а в его быту. Насилие — это не игры с плёткой и стеком, это его стремление контролировать каждый шаг Аны и держать её возле себя любой ценой, невзирая на её собственные желания. В финале Ана наконец понимает это, и, когда Кристиан, не помня себя, готов бежать за девушкой, чтобы снова вернуть её назад, Ана использует наиболее понятный ему язык — язык Соглашения.

Многие зрители отметили некоторую скомканность финала по сравнению с общим развитием сюжета в фильме. Отношения Аны и Кристиана развиваются крайне медленно, процесс их осторожного сближения занимает большую часть экранного времени. Разрыв же происходит крайне стремительно, и нам даже не показывают, что же произошло потом. Конечно, это сделано с оглядкой на следующие части трилогии, но сама по себе стремительность финальной сцены может быть метафорой разочарования, которым часто оканчивается первая любовь в действительности. Мы можем месяцами вынашивать свои первые чувства к другому человеку, но реальность рушит эти мечты в одночасье. Так случилось и с Аной — внезапно, за одну ночь, мир её влюблённости рухнул, и именно это ощущение неожиданного конца передаёт финал фильма «50 оттенков серого».


Интересно? Отправь другу:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •