Фраза, давшая название роману Кинга и фильму Кубрика, взята из песни Джона Леннона. «We all shine on», уверял всех Леннон, все мы сияем, но каждый по-своему. Фильм «Сияние» Кубрика отличается от первоисточника, потому что режиссёр и писатель «сияли» по-разному. Это не помешало собрать роману всевозможные премии; это не помешало фильму занять внушительное место во всех рейтингах фильмов жанра «хоррор». И то, что у Кинга главный герой сгорает при взрыве, а у Кубрика – вмерзает в лёд, только подчёркивает самостоятельность киноленты.
Подход режиссёра к трактовке романа разозлил Кинга. Фильм получился красивым и страшным, но не мистическим. Источник всех ужасов в картине – больное подсознание главного героя, а не мстительные призраки индейского кладбища.
Отцы и дети, мужья и жёны
«Сияние» был одним из первых фильмов ужасов, всерьёз поднявших тему домашнего насилия. Малыш Дэнни общается с выдуманным другом, предсказывающим будущее, впадает в транс и видит призраков не зря – он начал «сиять», то есть проявлять необычные способности, после того, как пьяный отец вывихнул ему руку. Корень неприятностей Джека лежит в том, что он тоже когда-то был жертвой отцовского насилия, и это привело его к алкоголизму.
Замкнутый круг домашнего насилия ужаснее любых потоков крови, заливающих коридор отеля, и полуразложившихся трупов, вылезающих из ванной. Джек Торренс, бывший учитель, а ныне — писатель, после нервного срыва и скандала решает «пересидеть» зиму в отеле среди гор в должности смотрителя: прекрасный шанс поправить нервы и заработать. Но затея обречена с самого начала: ведь он привозит своих демонов вместе с собой. Вот они, сидят в машине – он сам, его жена и сын, источники бешенства и раздражения. Для Джека, жертвы насилия и насильника, выхода из этого треугольника нет.
Ужас «Сияния» не в том, что в отеле, построенном на месте индейского кладбища, водятся призраки, а в том, что самый близкий человек может стать врагом, несущим вашу смерть на пути разрушения своей личности.
Замкнутое пространство бесконечности
Невероятная панорама снежных вершин, великолепные пейзажи, дорога, петляющая между лесом и горами, должны, казалось бы, заставить Джека распахнуть свою душу навстречу божественной красоте, но он замыкается в коридорах и комнатах отеля. Это символизирует замкнутость Джека на своих проблемах; вместо того, чтобы заставить себя выйти из кризиса, он всё глубже погружается в себя. Пойманный в петлю времени, он вместо задуманного романа печатает на машинке одну и ту же фразу снова и снова. А что человек может встретить на пути к своему подсознанию? Только призраков, населяющих больную память.
Одиночество медленно, но неуклонно сводит героя с ума, его поглощает мрачная атмосфера собственного «я». Джек с наслаждением прислушивается к шёпоту подсознания, диктующего уроки жестокости. Он в самом буквальном, неметафорическом смысле слова продаёт призрачному бармену свою душу за выпивку – потому что именно алкоголь позволяет его жажде насилия развернуться в полную силу.
В замкнутом пространстве отеля Джек не мечется в поисках выхода, не пытается убежать от судьбы. Он начинает находить удовольствие в пробуждающемся в нём зле. Обычная городская квартира или номер роскошного отеля среди снегов – какая разница? Если человек ненавидит себя, ненавидит своё прошлое и настоящее, не верит в будущее – скоро начнут раздражать «неугодная» супруга, «бестолковый» сын, под ударами топора затрещат двери, и с победным криком: «Here’s Johnny!» в пробоине появится его истинное лицо.
I`ve corrected them…
Исправляй других, но не себя, — намекает Джеку его призрачный предшественник по имени Дилберт Грэйди, убивший свою семью. Смотритель должен навсегда соединиться с отелем, стать его частью. А жена и дети – только помеха. Но в чём смысл этого навязчивого желания встать в ряды потусторонних слуг?
Ведь точно также мыслят многие люди, видя корень собственных проблем не в себе, а в ближних. Зачем меняться самому, зачем нести ответственность – ведь проще обвинить того, кто рядом, кто не понимает твои «великие цели», твою «огромную ответственность». Все «маленькие» и невезучие личности стараются самоутвердиться за счёт других и раздувают собственное эго. При столкновении со своим подсознанием нормальный человек становится сильнее; слабый человек ломается. Ему остаётся только раболепно склониться перед силой зла.
Лабиринт страха
Заменив живые хищные кустарники Кинга на жуткий лабиринт, Кубрик снова дал подсказку зрителю, направляя его по пути неожиданного осмысления знаков и символов. Снежный лабиринт, в котором прячутся жена Джека Венди и их сын Дэнни – это воплощение «замороженной», безвыходной и невыносимой ситуации. Быть заложником самого близкого человека, бояться того, кто должен любить тебя и защищать – разве может быть что-то страшнее?
В сущности, отель «Оверлук» — обычная гостиница в горах, и если здесь кто-то и умер, это нормально. Смерть может настигнуть нас везде. Ненормален человек, отдавший свою душу на откуп собственным демонам. Призраки и монстры живут и оживают внутри в нас. И нужно уметь «сиять», чтобы предчувствовать появление первых ростков зла.
Смысл концовки фильма «Сияние»
Джек погиб, Венди и Дэнни спасены. На старой чёрно-белой фотографии в бальном зале отеля среди гостей мы видим Джека Торренса. Объяснение этому факту дал Кубрик — Джек в «прошлой жизни» уже был смотрителем отеля, и теперь отель «позвал» его снова. Но есть и другое объяснение: отель окончательно поглотил душу писателя, и Джек занял своё место на фотографии в знак того, что стал неотъемлемой частью гостиницы. Теперь настало время Джека бродить по коридорам, поджидая следующую жертву, в попытке пробудить в ней жажду зла и насилия.
Ерунда полная. Пытаться объяснить смысл фильма, который многие считают шедевром, это обманывать самого себя. Харизма и талант Джека Николсона, вот на чем стоит этот фильм. Остальное чушь.
понятно? если фильм — шедевр, не надо пытаться объяснить его смысл!!!
Шедевр в чём? Визуально уродливая лента, никаких толком подводок, даже ужастиков толком нет. На что там смотреть?
Талант Николсона фильм не вытянул. Это просто дерьмо.
Поддерживаю. Вообще все произведения Кинга оставляют неприятный осадок и впечатление, шизофренические истории
Посмотрел из-за того что люблю горы, снег и тому подобное,но наверное ещё за то что везде этот жанр сравнивают с чем-то таким жутким, до конца надеялся что что-то выйдет с этой картины мирового класса, но у вы. Нету смысла, нету идеи, попытались показать проблемы в семье или не понятно….. А ещё, поставили акцент на персонажа-повара, проделал путь как супер- герой и тут всё, топорик ему…. И что это было? Для 80-х снято неплохо, технически,экстерьер,и тд. Я конечно не эксперт в художестве,но сравниваю этот фильм с картиной, «квадрат» Малевича. Квадрат написал, рекламку сделали ему,ну а люди у нас какие, правильно, стадо которое верит всему что преподносят.? Вот и тут также с этим типо хорором. Просто чёрное пятно.
Только не умный человек может назвать людей стадом, не причисляя к нему себя. Вы как раз такой.
Может, интерьер? 🤣
Фильм вполне замечательный. Мне понравился. В конце ужасно волновалась за Дэнни. Мне до чертиков жаль жену и сына.
Но толь, я тугодум, толь — твердолобая. Я не поняла этого «сияния».
И у каждого свое мнение на этот фильм. Кинолента ведь, получилась шикарная.
Там было не так сильно страшно. Скорее смешно. Я понимаю, что нельзя смеяться с чужого горя и проблем. Но, согласитесь же… Было забавно наблюдать за Венди которая ищет сына, с ножом в руке.
Или у меня просто странный юмор.
Да, странный…смешно, что ей на столько страшно, что она обороняется ножом, чтобы ее не убили и одновременно ищет сына…даааа, ооочень смешно….
Лол, это ж фильм. Зачем воспринимать все так буквально. Вы как те зрители кинотеатров, которые ходили на первые киносеансы и шарахались едущего в них поезда
Пля…какой шедевр, вы откуда рухнули? Го*но, растянутое на два с половиной часа (в стиле Кигна, естественно) в главной роли с убогой истеричной и уродливой бабой, которая вышла за алкоголика, мечтающего её придушить со дня первой встречи. Тут и до отеля было ясно, как день, что он их ненавидит. Сына, да и её не раз поколачивал, унижал её постоянно, а эта ДУРА терпела. О боже, до чего убогая, убогая, убогая женщина… Взяла бы топор и разок вправила ему мозги и на развод нафиг. Сколько таких убогих терпят неудачников и держатся за них ради (?) детей. Да, и ещё: ДЕВУШКИ, женщины и просто дамы, НЕ ДЕЛАЙТЕ причёску С ЧЁЛКОЙ, если у вас огромные глаза на выкате, да и ещё огромные (упаси Господи, кривые) ЗУБЫ! Я вас умаляю! Это ЧУДОВИЩНО.
Мне вас жаль. Нормальная и красивая женщина пытается спасти себя и сына от своего любимого человека, который обезумел на протяжении 2 с половиной часов, с правдоподобными эмоциями, присущими людям в такой ситуации. Хороший фильм, который отражает жертв домашнего насилия и тут вдруг находится мерзкий и глупый, но, по его мнению, красивый, без челки, с впалыми глазами и ровными зубами «человек», который винит в насилии жертву, а не самого агрессора («А ЧЕ ЭТО ОНА ЕМУ ТОПОРОМ НЕ ВПРАВИЛА МОЗГИ, ТЫ ПОСМОТРИ, ДУРА ТЕРПИТ!!!», ты понятия не имеешь что такое домашнее насилие, дружище. Желаю испытать тебе его на себе :)) и раздает непрошеные советы всем подряд насчет их внешнего вида, оценивает красоту талантливых и замечательных актрис. Чудовищно — твое мировоззрение. Встань с дивана и займись хоть чем-нибудь полезным для себя и окружающих, ничтожество.
Глупости говорите, сверх человеком возомнили себя? Кому и как выглядеть их дело
Лучший комментарий!
Ален Делон) каждая баба красива по-своему
Испанцы сказали что ты из их компании
Все описано очень верно. Далеко не каждый способен понять смысл. Но если вы проходидили через боль и отчаяние, сопровождающие человека в моменты перелома судьбы, то думаю смысл фильма откроется. Борьба со своим эго, своими демонами и за освобождение души — одна из самых тяжёлых. Посты выше, обесценивающие смысл, тому доказательство.
Кто наделил автора возможностью трактовать этот фильм на весь Интернет, да еще и так ужасно? Абсолютное не понимание фильма. Автор как будто видит фильм через призму своих проблем и травм. Если честно, очень женская трактовка. Главный герой был конечно не идеален, но говорить что он бы это все сделал и в обычной квартире, не понимая что это отель на него имел такое влияние. И это есть корень фильма. Да,он был слаб и поэтому отель его поглотил, но ехал он туда, в принципе обычным человеком, а не латентным маньяком, как пишут в данной статье. У него были проблемы в прошлом и этими слабыми местами Зло Отеля и воспользовалось, умножим все те бытовые мелочи на млн.
Посмотрел фильм в три захода. Не смог сразу. Засыпал. Всё ждал, что вот вот произойдёт что-то из за чего я скажу: «Какой обалденный фильм!» Но… увы. Полная мура. Вот теперь пытаюсь узнать, в чём смысл.
Худшей актрисы не припомню. Противно и не естественно бегает подняв руки вверх. Похоже на дешевую тряпичную куклу. А так все ок. Имхо на звание шедевра не тянет. Шедевр тут только Джек.
Мать моя, сколько низкообразованных дебилов в комментариях. Это Шедевр и точка.
фильм чудесный, спасибо за статью!
Пустой сценарий, убогая режиссура, фильм не спас даже Николсон.
Ребятки, вы нихрена не поняли) Фильмы Кубрика — это психология: отель — это психушка (поэтому Дени так не хочет туда ехать и там оставаться), Дени — это Джек в детстве, Венди — его мать, которая навещает его в больнице. Джека (Дени) в детстве бил отец, на фоне этого психика ребенка пострадала. Мать (Венди) ничего не делала, чтобы защитить сына, хотя понимала что это ненормально, она и сама жертва психолохического абъюза, но точно не физического, Джек в фильме практически к ней не прикасается. Сын (Джек, он же Дени) винит её за это и раздражается каждый раз, когда она приходит, всем видом показывает, что всё, что с ней происходит, это её вина. Повар — это врач, который назначает Джеку препараты, а бармен в баре выдает их Джеку бесплатно. Но лечение не помогает, поэтому все усилия врача напрасны, Джек его типа побеждает. Венди навещает Джека в психушке, и мучается от чувства вины, что не ушла от мужа и тем самым не спасла своего ребенка. В общем, нифига она с сыном не спасается, просто каждый раз уходит из психушки со своим чувством вины (Дени). По факту сын так и остается в больнице, навсегда оставаясь её пациентом. На фото 1921 год означает, что в психушку он попал ребенком.