Хорошо быть астрофизиком, — поняли мы, посмотрев «Интерстеллар». Неплохо быть и ботаником, — доказали нам создатели «Марсианина». Пожалуй, трудно было предположить, что главной героиней в очередном фильме про космос станет женщина-лингвист.
Деление на гуманитарные и точные науки прочно засело в наших головах. Гуманитарные — значит «связанные с деятельностью человека». А в сознании большинства технарей — ещё и «бесполезные». Но в «Прибытии» учёный-гуманитарий использует свои знания, чтобы найти общий язык с другой формой жизни, а учёный-физик оказывается «на подхвате». Выходит, бесполезная лингвистика оказалась полезнее такой точной и надёжной физики. Как же так?..
В фильме «Прибытие» много нового и загадочного и для гуманитария, и для технаря. Полагаю, большинство зрителей в первую очередь волнует финал фильма, но для начала мне придётся немного окунуться в лингвистику.
Круги, циклы и палиндромы
Круги и замкнутые циклы в «Прибытии» встречаются повсюду. Сама структура фильма циклична: нам кажется, что фильм начинается с прошлого Луизы Бэнкс, и сама героиня рассказывает об этих событиях, используя прошедшее время. Но в финале становится ясно, что начальные кадры изображали будущее Луизы. Для неё самой время замкнулось в круг после того, как она стала понимать язык гептаподов.
Время гептаподов циклично. Они говорят о будущем, как о свершившемся факте. Они знают, что через три тысячи лет им понадобится помощь землян — этим они мотивируют своё прибытие на Землю. Когда один из гептаподов погибает, его напарник говорит о нём, что он «находится в стадии смерти» (в оригинале — death process). Для нас смерть — это точка, финал, за которой ничего нет. У гептаподов иной концепт смерти: это не точка на отрезке, а процесс, стадия временного цикла.
Письменность гептаподов напоминает круги. Луиза Бэнкс отмечает, что пришельцы используют нелинейную орфографию, то есть их письменность не предполагает последовательного составления предложения из слов, а слов — из звуков и букв. Логограмма — основная единица их языка — выражает законченную мысль. Поэтому так трудно понять их язык людям, привыкшим собирать свои мысли из отдельных слов.
Ключик к пониманию роли кругов и циклов в фильме — это разговор Луизы и её дочери Анны (в оригинале Hannah). Мама объясняет, что имя девочки — это палиндром. С какой стороны его ни читай, всегда будет одно и то же. Как и имя дочери, время для Луизы обретает два направления — назад и вперёд.
Гипотеза языковой относительности
В разговоре с Иеном Луиза упоминает гипотезу лингвистической относительности Сэпира-Уорфа. Студенты-филологи изучают эту гипотезу на первом курсе, для остальных же эти слова мало что значат. А гипотеза на самом деле очень проста. Понятно, что наше сознание порождает язык. Но Эдвард Сэпир и Бенджамин Уорф предположили, что верно и обратное: язык, на котором мы говорим, оказывает определённое влияние на наше сознание. Носители разных языков по-разному воспринимают действительность и даже по-разному членят её на объекты и явления. С этой точки зрения каждый новый язык, который мы узнаём, способен немного расширить нашу картину мира.
В фильме «Прибытие» гипотеза языковой относительности появляется в связи с тем, что не всем учёным удаётся встроить язык гептаподов в свою картину мира. Их восприятие ограничено собственной языковой картиной. Поэтому китайцы понимают фразу «предложить оружие» слишком буквально и начинают готовиться к решительным действиям. А Луиза Бэнкс догадывается, что «оружие» может означать и «орудие». Она не торопится делать выводы, пока не поймёт до конца логику языка гептаподов.
У Луизы есть преимущество перед учёными других стран — она ставит научный подход выше бытовой логики. Поэтому ей удаётся шагнуть дальше всех и выйти за рамки земной картины мира. Другие учёные подходят к проблеме внеземного языка со своими привычными земными стандартами. Но это неверно. Они не могут отбросить свои человеческие представления о мире, и это мешает им. По этой же причине исследования Иена Доннелли оказываются не столь важными, как открытие Луизы. Забавный парадокс: мы привыкли считать, будто язык математики универсален и его можно применить к любым явлениям во Вселенной. Но учёные констатируют, что пришельцам неизвестна земная алгебра — знания Луизы оказываются более ценными, чем математический подход Иена.
Сильная сторона Луизы — это аналитическое мышление. Она сталкивается с невероятно сложной, нешаблонной задачей. Её можно решить, только полностью отказавшись от какого-либо сопоставления с земными языками. По ходу сюжета Луиза всё глубже проникает в суть языка гептаподов, даже начинает видеть сны на нём. Только это глубокое погружение позволяет ей понять время так, как его понимают гептаподы.
Трудности перевода
Почему фильм «Прибытие» кажется таким злободневным? Кажется, на Землю ещё не опускались корабли пришельцев, и спасать мир пока не нужно… Однако главная проблема, с которой сталкивается Луиза Бэнкс и другие учёные — это не общение с гептаподами. Это общение между разными государствами. Поначалу учёные налаживают тесный контакт и всеми силами стараются решить общую задачу. Но затем неправильная трактовка гептаподских слов заставляет Китай и Россию выйти из союза.
Зачем гептаподам понадобился этот глобальный тимбилдинг? На этот вопрос мне ответить трудно. Они могли бы сразу выйти на Луизу Бэнкс и передать ей свои знания. Вместо этого каждой стране, в которой приземлилась капсула гептаподов, выдали 1/12 текста — задача человечества состояла в том, чтобы этот текст сложить по кусочкам. Но люди со своей задачей не справились. Хотя, казалось бы, гораздо проще понимать друг друга существам одного биологического вида, говорящим на не таких уж разных языках (если сравнивать с гептаподским). Однако люди не сумели договориться между собой, а Луиза Бэнкс и гептаподы — сумели.
Сюжет и смысл концовки фильма «Прибытие»
За первые пять минут фильма мы узнаём целую историю жизни и смерти дочери Луизы Бэнкс — Анны. Стремительно сменяются кадры, и голос Луизы сопровождает нас по воспоминаниям о погибшей девочке. Точнее, по тому, что кажется нам воспоминаниями. В этом и заключается главная хитрость режиссёра — заставить нас поверить, что события фильма разворачиваются после смерти Анны. Но в финале мы узнаём, что это не так.
Первая точка на временной оси фильма — это прибытие гептаподов на Землю. С этого начинается история. Луиза, Иен, их команда и учёные из других стран исследуют язык инопланетян, пытаясь установить цель их прибытия. Поначалу представители всех государств активно делятся успехами друг с другом. Но затем связь обрывается, и Луиза совершает значительный прорыв, оставив коллег далеко позади.
Луиза Бэнкс первая среди земных учёных полностью понимает логику и структуру языка гептаподов. А одна из главный особенностей гептаподского языка — это нелинейность. В частности, гептаподы воспринимают время не как последовательность, а как замкнутый круг. Это отражается и в их языке. Поэтому, заговорив на языке гептаподов, Луиза тоже понимает, что время нелинейно. Я хочу, чтобы вы максимально прочувствовали этот момент: Луиза не обретает сверхспособность перемещаться во времени, как какой-нибудь супергерой. Луиза просто начинает видеть время иначе.
В сознании человека время начинается в некой точке А и следует в точку Б. Поэтому в человеческих языках концепт времени — линейный. Наше настоящее находится в некой точке на отрезке между А (прошлым) и Б (будущим). Для гептапода прошлое, настоящее и будущее — точки на окружности, между которыми можно свободно перемещаться в разные стороны, не только от А к Б. Поэтому гептаподы знают, что случится через три тысячи лет. Осознав, как гептаподы воспринимают время, Луиза тоже начинает видеть своё будущее.
С помощью нового понимания времени Луизе удаётся поговорить с генералом Чаном, который представляет наибольшую опасность для миссии гептаподов на Земле. В фильме это показано как видение, флэшбэк (только не в прошлое, а в будущее). Генерал Чан из будущего рассказывает Луизе детали их разговора, который должен состояться через несколько минут. В частности, сообщает свой номер телефона и передаёт Луизе последние слова своей покойной жены. Луиза в настоящем использует эти сведения из будущего, чтобы совершить звонок и убедить генерала не открывать огонь.
В фильме реплика Луизы на китайском языке остаётся без перевода. Последние слова жены генерала Чана в переводе звучат так: «Война приносит не победителей, а вдов».
Вернувшись с корабля гептаподов, Луиза произносит ещё одну важную вещь. «Я поняла, почему мой муж бросил меня», — говорит Луиза Иену, и тот удивляется: «Ты была замужем?». Не была, а будет — на корабле Луизе открылось её собственное будущее. Она выйдет замуж за Иена, у них родится дочь Анна. Анне суждено умереть от рака, и Луиза знает об этом уже сейчас, до её рождения. Луиза знает, что не расскажет Иену о своём видении, когда тот предложит завести ребёнка. Луиза знает, что потом всё-таки наберётся смелости сказать об этом, но для Иена это открытие окажется слишком тяжёлым. Луиза знает, что Иен оставит их с дочерью, и она одна будет провожать Анну в последний путь.
Выбор Луизы Бэнкс может показаться странным. Выйти замуж за человека, зная, что он тебя бросит? Родить ребёнка, зная, что переживёшь его? Возможно, это действительно странно и напоминает скорее слепое смирение перед судьбой, нежели сознательный выбор взрослого человека. Но тем не менее это и есть свободный выбор Луизы Бэнкс. Зная, сколько печальных событий ей предстоит пережить, зная, что её выбор принесёт боль ей и Иену, зная, что их дочь погибнет — она всё равно выбирает прожить эту жизнь и провести счастливые минуты и часы с Иеном и Анной.
В оформлении статьи использованы изображения из блога furiose.tumblr.com
Спасибо что пояснили, а то я немного запутался из-за невнимательного просмотра)
Сюжетные линии с флешбеками — отскоками от времени повествования — всегда наиболее сложные для восприятия. Мы не вымышленные пришельцы и мыслим в основном линейными отрезками 🙂
Смотрела 2 раза. Прекрасный фильм! Но был сложен для понимания с 1-го просмотра….Спасибо автору!!!
спасибо за пояснения! я все правильно понял) хороший фильм!!!
Спасибо. Теперь всё понятно 🙂
Большое спасибо за развернутый и полноценный комментарий к фильму, написано отлично!
Но зная будущее на самом деле , в реальности бы не наступили на те же грабли. Но тогда это будет уже другое будущее. Идея фильма в том, что будущее неизбежно и даже если его знать, то ничего нельзя изменить, но надо жизнь проживать, наслаждаясь каждым днём, не зависимо каков конец жизни, принимая её, как Божий дар. Жить надо счастливо, любить мир, любить всё, что тебя окружает, с добром в сердце. Если бы каждый относился к другому с любовью , пониманием и добротой, то и жизнь была бы счастливой во всем мире. Мне понравился фильм.
Вы правы, конечно. Но то, что вы сказали — не есть вся идея фильма, а большой, отдельный её аспект. Один из аспектов, коих немало. Если рассматривать ваш комментарий именно так, то подписываюсь под каждым словом.
Будущее избежно. Сами пришельцы пытались избежать чего-то.
Если идея в том, что будущее неизбежно, то каким образом Луиза изменила будущее, переговорим с китайским генералом? Автор в обзоре говорит, что генерал «представляет наибольшую опасность для миссии гептаподов» и именно чтобы «что-то удалось» Луиза пользуется информацией из «текущего» будущего для достижения «желаемого»
«идея фильма в том, что будущее неизбежно» — бред — даже в фильме смогли изменить будущее звонком к китайскому генералу!
«надо жизнь проживать, наслаждаясь каждым днём, не зависимо каков конец жизни, принимая её, как Божий дар» — дар или наказание? не могу назвать смерть ребенка божим даром! Природой (и богом) заложено чтобы человек продолжал свой род — если дети будут умирать и не будет потомства — не будет человечества вообще…
Может, видя будущее, надо было что-то предпринять и поменять? например если можно позвонить генералу и остановить войну с пришельцами, то может и выйти замуж за другого и родить здорового ребенка? «Если бы каждый относился к другому с любовью» — совершенно верно — любовь очень важна, и любовь не может быть к ребенку из снов, — родишь своего ребенка, проведешь с ним кучу времени, воспитаешь — вот тут да — любовь! Если бы она вышла замуж за другого и родился бы другой ребенок — что она его не любила бы??? А муж все равно ушел, ну и другой уйдет — не беда, главное что будет ребенок, потом внуки, правнуки и т.д.
Фильм — утопия, единственное что в нем верное — объединение народов!
«в войне нет победы, есть только вдовы» — война плохо, но без войны иногда никак — лучше вдовы чем рабство…
Согласна со всем, кроме грабель. Очень многие бы на них наступили, даже зная. Зная, что ты родишь любимую дочь, помня её улыбку, не каждый сможет отказаться от своего будущего, даже печального
СПАСИБО тебе человек
Прекрасно раскрыли смысл, спасибо👍
Здравствуйте! Спасибо, читая Вашу статью, как бы заново фильм посмотрел и пережил. Очень грамотно написано.не только правильно, но и Душевно.
Продолжайте писать, это на 1000%Ваше.
У Вас получится написать всё, что угодно. Не останавливайтесь.
Так что это получается, что они 4х мерные инопланетяне а мы 3х мерные и после как мы изучим их язык, мы станем 4х мерными? такой смысл этого фильма да?
Получается, что да
Остались вопросы. Если гептаподы знают свое будущее, могли они предотвратить гибель одного из своих? По идее, они уже должны были знать героиню и лететь с ней на контакт, первыми тянуть свою лапу.
Либо время осознания будущего, начинается в определённый момент, и они поняли это когда её увидели.
Есть ли у героини выбор? Видит ли она варианты своего будущего, и выбирает самый счастливый?
Чем интересно, мы можем помочь пришельцам 🤔 Через 3 тыс.лет, или эти 3тыс. для них уже прошли?
Да режиссёр просто аут и решил побольше денег у ФК отрулить.
После вашего комментария, я поняла, что не поняла фильм😅
Наверно тем мы им и поможем через 3 тыс.лет ,что перегрохаем друг друга тем самым освободив планетку для них ,всё к этому сейчас катиться.
Я думаю, что создатели фильма не полностью продумали свою идею. Не понятно почему эти существа видят лишь один исход своего будущего, как буд-то создатели спецом подводят нас неизбежности своей судьбы, хоть этого никто не знает . По сути, если они видят своё будущее, то они могут поступать иначе, чтобы не прийти к тому, что они увидели в своём исходе, но появляется вопрос. почему они видят лишь один вариант будущего, с этого момента и начинается недоработка идеи создателей. Ведь эта женщина могла не выходить замуж за Иена, но она сознательно выбрала эту линию, но ведь могла не выбирать.
Отвечая на вопрос про тимбилдинг: Почему нужно было раскидать по частям света 12 кораблей и заставить человечество работать вместе? Возможно, для пришельцев необходимо было быть уверенными, что человечество будет сплочено или была уверенность, что их можно сплотить, когда инопланетянам понадобится помощь через 3 тысячи лет, но это всего лишь предположение, так же хотелось провести параллель с тем почему кораблей было именно 12, возможно, это аналогия с апостолами, но так же сомнительная теория, потому что кроме количества никакого сходства не могу найти.
Пришельцы сказали что знают что случится через 3 тысячи лет… И что же?!?!?!? И зачем они прибыли так и не ответили на вопрос…
Зная будущее люди стараются и пытаются его изменить. С генералом поговорила, чтобы предотвратить удары по пришельцам.
А своё будущее менять не хочет, что выбивает из привычного нам, попыток всё изменить для себя любимых.
Смерть пришельцев ей оказалась важнее, чем смерть собственной дочери. Допустим, вышла бы замуж за другого, родила другого ребёнка. Но она явно стремиться страдать и горевать, прожить и пройти свой горький путь, зачем???
Я только одного не понял — весь смысл прибытия пришельцев это научить Луизу нелинейному мышлению? Или даже человечество?
А на кой им это?
Ради подобных целей инопланетяне к нам точно не прилетят.
На самом деле фильм очень простой. Он не о языках, он посвящён разности человеческого мышления, которая так ярко стала бросаться в глаза в начале нашего, двадцать первого века. Финал фильма весьма печальный — гептаподы, видимо способные уничтожить человечество сразу (единым действием), всё же предпринимают попытки вывести двуногих из состояния непонимания. Результат ничтожный — один единственный человек (которому, тем не менее, удаётся оказать огромное влияние на других). Сделав что смогли, гептаподы в печали и надежде покидают людей навсегда. Фильм очень красивый и выразительный. Даже и не подумаешь, что в наши дни кто-то может такое снять. Впечатление не меньшее, чем от просмотра «Меланхолии» Триера.
Ничего тут не раскрыли, какой мотив то у пришельцев, чего они добились? По пунктам
ТАк почему же муж бросил Луизу?
мне всегда казалось, что зная будущее они его в конце исправляют, и муж от нее не уходит. они изменили свое будущее и спасли дочь. я так поняла ококнцовку
Не понимаю — если ты видишь перед собой грабли — зачем на них наступать? Смысл любого живого на земле — продолжение рода, потомство — оставить о себе генетических след. Если дочь умрет — твоя жизнь бессмысленна (состоится только как ученый-лингвист)- глупо… И что мля за мужик который бросил бабу с больным умирающим ребенком? — Этого вообще понять не могу! Ну если дочь умрет, почему не сделать второго ребенка — наследники должны быть — это и есть смысл жизни! Фильм-утопия — мне не нравится такое! Человек и все живое делает выводы из всего что есть плохого и исправляет это — и благодаря этому выживает и продолжает свой род! В фильме народы объединились, а отдельный человек видя грабли — не смог сделать вывод и обойти их как-то — бред — ради счастливых моментов? а где гарантии что их не было бы с другим мужиком и другим ребенком? Все живое в мире, видя угрозу своему распространению, что-то предпринимает. Например элементарно — одуванчики в огороде — растут как можно выше, так как семена проще и дальше разлетаются по ветру. Но, если косить газонокосилкой, то они перестают расти вверх и начинают цвести прям от самой земли — бутоны в самом низу — так они разлетаются недалеко, зато все равно потомство остается!
Передали же «орудие», видеть будущее, для предотвращения войн. Это первично. Ее судьба — вторична
Спасибо автору, самое лучшее объяснение фильма!
Большое спасибо за разъяснения.
С той лишь разницей, что скорее китайцы бы поняли нелинейность мышления гептаподов, т.к. китайский к гептаподскому ближе, чем американский английский
Я сначала не могла понять, почему весь фильм снят в мрачном фоне. А в конце этот фильм поразил до глубины души. И первое, что всплыло в памяти — это фраза Соломона из книги Екклисиаста: «Потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».
Очень интересная статья, но автор упустил из внимания один важный момент. «Выбор Луизы Бэнкс может показаться странным…»
Не такой уж и странный, если у неё вообще был выбор. Тоже самое сделал гептапод, прилетев на землю, чтобы погибнуть от рук землян…
Ооочень хороший фильм, я до сих пор иногда думаю, а что бы выбрала я? Спасибо огромное автору, большой труд
Фильм замечательный,но каждый раз смотря его плАчу…
Именно так всё и понял! , читайте)
Предполагаю, все домыслы имеют место быть, но, мы забыли о имени дочери.
Анна!Да и сами имена в фильме.
В имени кроется одна из подсказок. Значение имени у католиков и православных — Милость Божья!
А так же имя — зеркальное.
Иэн имеет шотландско-гэльское происхождение и является шотландской версией имени Джон. Оно происходит от еврейского имени Йоханан и означает «Бог милостив» или «Господь милосерден».
Семантический анализ женского имени Луиза в разных языках дает ученым основания считать его производным от французского мужского имени Луи, которое переводится как «знаменитое сражение». Однако нельзя отбрасывать весьма убедительный вариант происхождения имени от бога света Луга, мифологического ирландского воина. В данном случае оно приобретает значения «светлая», «сияющая». В переводе с древнееврейского языка имя означает «Бог помог». Некоторые российские ученые находят в нем общие корни с именем Елизавета, считают его сокращенным вариантом, получившим самостоятельную жизнь.
Делаем выводы… Тут имеет место быть — богословие?!