Смысл фильма «Патруль времени»

«Что я только что посмотрела?..», — пульсировало у меня в голове, пока титры «Патруля времени» бежали по экрану ноутбука. Признаюсь честно — финал фильма не был понятен с первого раза даже мне. Но, когда я разобралась в сюжетных поворотах и временных парадоксах, недоумение сменилось восхищением. Надеюсь, что моя статья поможет вам разобраться в смысле фильма «Патруль времени» и его концовки.

Что мешает понять смысл фильма «Патруль времени» с первого раза

Полагаю, вас смутило то же, что и меня. Трудно поверить, что все главные фильма — это один и тот же человек. Всего их четверо: Джейн, Джон, агент времени (большую часть экранного времени он проводит за барной стойкой, поэтому я буду называть его Бармен) и террорист-подрывник, за которым охотится агент. Все четверо — это один и тот же человек в разном возрасте, перемещающийся во времени и неоднократно пересекающийся с самим собой.

Мешает понять это в первую очередь то, что Джейн и Джона играет актриса Сара Снук, а Бармена и Подрывника — Итан Хоук, и между собой актёры совершенно не похожи. Можно считать это просчётом создателей, но, на мой взгляд, иначе бы не получилось сохранить интригу до конца.

Кроме того, тяжело уложить в голове временные парадоксы, на которых основан сюжет. Давайте сначала разберёмся с последовательностью и взаимосвязью событий, а затем я объясню, как работают парадоксы времени в фильме.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

Последовательность и взаимосвязь событий в фильме

1970 — Агент времени Джон пытается остановить Подрывника, но в последний момент взрывчатка загорается и сжигает кожу на лице Джона. Кажется, что Джон обречён, но неожиданно появляется незнакомец (позже станет понятно, что это был Бармен) и помогает Джону добраться до машины времени.

1992 — Джон перемещается в будущее, в Бюро времени. Выясняется, что он — ценный сотрудник Бюро. На нём лежит важная миссия — вернувшись в прошлое, убить Подрывника и таким образом предотвратить теракт 1975 года в Нью-Йорке, уничтоживший 11 тысяч человек. Но Подрывник неуловим (что неудивительно, так как он бывший Агент времени).

Врач восстанавливает лицо Джона, но предупреждает, что новое лицо не будет похоже на то, к которому он привык. С этого момента он приобретает новую внешность и голос и становится тем, кого я называю Барменом.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

1970 — Агент времени под видом Бармена встречает в баре Джона. Джон рассказывает свою историю (которую Бармен, естественно, знает, но не подаёт вида и слушает с интересом). Джон, напротив, не догадывается, что перед ним он сам из будущего. Однако, когда Бармен даёт Джону прикурить, можно заметить, что у них одна и та же зажигалка.

Бармен предлагает Джону обмен: Бармен переместит Джона в прошлое и покажет человека, который испортил Джону/Джейн жизнь. Джон может убить его и остаться безнаказанным. Взамен Джон обязуется попробовать себя в роли Агента времени. Бармен, конечно, не говорит Джону всю правду о том, кто на самом деле соблазнил Джейн.

1963 — Бармен и Джон перемещаются в прошлое, Бармен выдаёт Джону крупную сумму денег, которая поможет без проблем прожить несколько месяцев в Нью-Йорке. Джон отправляется к зданию колледжа в полной уверенности, что встретит соблазнителя Джейн и убьёт его. Однако вместо этого он сталкивается с Джейн и понимает, что её соблазнителем был он сам из будущего.

Прекрасно понимая, что заставит Джейн страдать, он всё равно отправляется на свидание и начинает встречаться с ней. В это время он сорит деньгами, которые ему выдал Бармен, и Джейн думает, что он очень богат. Так продолжается до тех пор, пока Джон не замечает Бармена, следящего за ним в парке. Джон отходит поговорить с Барменом, и тот убеждает его стать Агентом времени. Джон оставляет Джейн и перемещается в будущее вместе с Барменом.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

1970 — Бармен перемещается в 1970 год, чтобы остановить Подрывника, но проигрывает ему в драке. Очнувшись, он находит Джона с обгоревшим лицом и помогает ему вернуться в будущее.

1964 — Джейн рожает ребёнка. Бармен крадёт девочку и отправляется вместе с ней в прошлое.

1945 — Бармен перемещает маленькую девочку в прошлое и подкидывает в приют. Таким образом становится ясно, что дочь Джейн и Джона — это и есть сама Джейн. При этом мама и папа девочки — один и тот же человек.

1985 — Год изобретения машины времени и основания Бюро времени. Бармен доставляет Джона в Бюро, чтобы тот смог стать Агентом времени.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

1975 — Бармен изъявляет желание отправиться в отставку именно в 1975 год, незадолго до теракта. Его служба закончилась, хотя он так и не выполнил свою последнюю миссию. Первым делом он пытается деактивировать свою машину времени, но ему это не удаётся — машина продолжает работать.

Бармен выслеживает и находит Подрывника, в котором узнаёт самого себя из будущего. По рассказу Подрывника он понимает, что тот продолжал использовать машину времени после выхода в отставку, и это привело к серьёзным психическим проблемам. Теперь Подрывник уверен, что своим терактом он спасёт жизнь другим людям, как делал это раньше в Бюро времени. Подрывник пытается убедить Бармена в том, что убивать его бесполезно — это лишь приведёт к тому, что Бармен сам повторит его судьбу и станет Подрывником.

Бармен убивает Подрывника. Финал остаётся открытым. Возможны два варианта развития событий:

  1. Бармен начинает пользоваться машиной времени для своих личных целей, в итоге повторяет судьбу Подрывника, и цикл замыкается. Вся история повторяется снова и снова до бесконечности.
  2. Бармен не повторяет действия Подрывника (не пользуется машиной времени, не встречается с Элис), нарушает цикл и перестаёт существовать. Почему Бармен прекратит существование, если не станет Подрывником — объясню в следующих разделах.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильмаПатруль времени (Predestination) - смысл фильма

Временные парадоксы в фильме «Патруль времени»

Парадокс предопределения

В оригинале фильм называется Predestination («Предопределение»). Сюжет фильма основан на одноимённом парадоксе предопределения (predestination paradox). Суть этого парадокса можно сформулировать следующим образом:

События прошлого изменить нельзя. Если путешественник из будущего захочет предотвратить какое-либо событие в прошлом, парадокс предопределения приведёт к тому, что путешественник сам поспособствует этому событию (или примет в нём непосредственное участие).

Скажем, вы отправились в прошлое, чтобы спасти своего друга, которого сбила машина. Вы перемещаетесь в то самое время на тот самый злополучный перекрёсток. Только вот незадача — машина времени отправляет вас не на обочину, а прямо за руль автомобиля. Вы не успеваете понять, что к чему, и сбиваете человека. Поздравляем, вы только что убили друга, которого намеревались спасти. То же самое происходит с Агентом времени. Джон пытается спасти Джейн от соблазнителя, но вместо этого соблазняет её сам. Бармен пытается остановить Подрывника, но вместо этого сам занимает его место.

На сюжетной линии фильма есть множество точек, в которых события могли бы принять другое направление, если бы герой изменил своё решение. Джон мог бы не заговаривать с Джейн; Бармен мог бы отпустить Подрывника. Однако нужно понимать, что если бы герой принял иное решение, он бы — как это помягче сказать? — аннигилировал. Агент времени вынужден повторять одну и ту же последовательность действий, чтобы продолжать своё существование внутри причинно-следственной петли.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

Причинно-следственная петля

Причинно-следственная петля (causal loop) — ещё один сюжетообразующий временной парадокс. Наиболее простой и понятный пример такой петли приводит Википедия: представьте, что вы, играя в бильярд, решили переместить один из шаров назад во времени. Шар сталкивается сам с собой и меняет свою собственную траекторию. Причина и следствие как бы замыкаются в круг — без следствия оказывается невозможна причина, поэтому парадокс и называется причинно-следственной петлёй.

Вернёмся к Агенту времени: если бы Джейн не нашли под дверью приюта в 1945 году, то она бы не познакомилась с Джоном в 1963. Верно? Да, но верно и обратное: если бы Джейн не познакомилась с Джоном, то она бы не родилась и не смогла оказаться в приюте в 1945 году. Рождение Джейн — одновременно и причина, и следствие её романа с Джоном.

У петли нет начала и конца, поэтому восстановить ход событий до начала петли не представляется возможным. Однако интересную версию на этот счёт предлагает сайт Astronomy Trek. Возможно, в исходном времени Джейн действительно родилась в 1945 году, выросла и забеременела от другого мужчины. Впрочем, это необязательно: операция по смене пола могла потребоваться ей из-за проблем со здоровьем. Этим и воспользовался Робертсон, который знал об особенностях развития Джейн. Он использовал машину времени, чтобы поместить Джейн/Джона в причинно-следственную петлю, и таким образом получил идеального Агента времени для своего Бюро — без прошлого и будущего, навечно запертого внутри петли.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

Парадокс «Убить Гитлера»

Зачем понадобилось создавать причинно-следственную петлю? В качестве объяснения авторы Astronomy Trek приводят ещё один временной парадокс — «убить Гитлера» (let’s kill Hitler paradox).

Предположим, мы решили отправиться в прошлое и убить Гитлера. Как только это произошло, будущее изменилось, а значит, в нашем времени уже нет причины возвращаться в прошлое и убивать Гитлера. Для того, чтобы преодолеть это противоречие, пригодится причинно-следственная петля. В неё мы поместим человека, согласившегося стать убийцей Гитлера. Для решения этой задачи он может свободно перемещаться во времени внутри петли. Но, в отличие от людей, живущих в линейном времени, он будет помнить, зачем убивать Гитлера, даже когда будущее изменится.

Теперь замените Гитлера на Подрывника, а убийцу Гитлера — на Агента времени, и станет понятно, почему Бюро времени поместило Агента в причинно-следственную петлю.

Но действительно ли Робертсон хочет избавиться от Подрывника? Не будем забывать о том, что Подрывник — это и есть Агент времени, и если мы уничтожим одного, то не станет и другого. Робертсон использует образ Подрывника как приманку для Агента — точно так же, как Бармен увлекает Джона обещанием найти соблазнителя Джейн.

Если Агент, выйдя в отставку, не продолжит пользоваться машиной времени, не потеряет рассудок и не станет Подрывником — его существование внутри причинно-следственной петли прекратится, и Бюро времени потеряет своего самого ценного сотрудника. Бюро времени не охотится за Подрывником; оно использует его для поддержания целостности причинной петли.

Патруль времени (Predestination) - смысл фильма

Говорящие детали

Хотя взаимосвязь между героями проясняется только после финального сюжетного твиста, по всему фильму разбросаны говорящие детали-подсказки. Сомневаюсь, что по ним можно угадать развязку, они работают скорее на создание атмосферы. Раз уж мы говорим о смысле фильма «Патруль времени», стоит перечислить и эти тонкие намёки:

  • В баре играет песня со словами I’m my own grandpa («Я — свой собственный дед»), и Бармен её подхватывает.
  • Бармен спрашивает у Джона: «Что было раньше — курица или яйцо?». Джон отвечает: «Петух». Во-первых, это очередной пример причинно-следственной петли; во-вторых — намёк на операцию по смене пола, через которую прошёл Джон.
  • Бармен упоминает «змею, которая пожирает свой хвост». Это отсылка к Уроборосу — древнегреческому мифологическому образу бесконечности.

Вопросы, на которые я не знаю ответа

Выше я постаралась объяснить всё, что мне известно о смысле фильма «Патруль времени». Есть, однако, вопросы, на которые я ответить не могу. Полагаю, придётся просто смириться с тем, что даже самый продуманный фантастический сюжет будет несовершенным, потому что нарушает законы реальности. Вот некоторые несостыковки, которые я не смогла для себя объяснить:

  • Джейн не знала, как звали мужчину, от которого она забеременела. Но она, разумеется, прекрасно запомнила его лицо. Неужели после операции Джон не осознал, что он и есть тот незнакомец, который соблазнил Джейн? Правда, Джон признаётся Бармену, что никогда не любил свою внешность и старался не смотреть в зеркало. Но, на мой взгляд, это довольно слабое объяснение — трудно представить, что в двадцатом веке человек может не знать, как он выглядит.
  • Врач восстанавливает лицо Джона с нуля, но его тело и голосовые связки не пострадали. Однако после лечения у Агента полностью меняется и голос, и телосложение. У Бармена на голове и теле тёмные волосы, тогда как Джейн родилась рыжей, и у Джона волосы светлые, рыжеватые. Вообще остаётся загадкой, как страшные шрамы после пересадки кожи смогли полностью затянуться и не оставить следов на лице Бармена.
  • Решение врача поменять пол Джейн выглядит не слишком аргументированным. Её женская репродуктивная система сильно пострадала во время родов, но, однако, врачи могли сохранить ей жизнь и без смены пола. Я не уверена, что в реальности врач имеет право поменять пол пациентке без её согласия. Но, разумеется, без этого поворота сюжет бы не сложился — поэтому приходится принять и вынужденную смену пола, и то, что Джон смог после этого иметь детей (такое недоступно даже современной медицине, а действие происходит, как мы помним, в семидесятые годы).

В оформлении статьи использованы изображения из блогов neopex.tumblr.com и cinematographiliac.tumblr.com.

16
Добавить комментарий

avatar
1000
9 Цепочка комментария
7 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
16 Авторы комментариев
HelenОльгаВот такАринаАртур Авторы недавних комментариев
новее старее большинство голосов
Алексей
Гость
Алексей

Автор ты мой бог, женюсь

Юлия
Гость
Юлия

Автор, могу ответить на 1 и 3 вопросы. «Неужели после операции Джон не осознал, что он и есть тот незнакомец, который соблазнил Джейн?» Джон не осознал этого, потому что тогда ещё не знал, что существует машина времени, и соответственно не мог предположить, что вернулся в прошлое и соблазнил женскую версию самого себя. Хоть он и стал похожим на того незнакомца, всё это тогда показалось бы ему сказкой. Ответ на 3 вопрос: Джейн изначально родилась гермафродитом, с двойным набором половых органов, то есть и женщиной и мужчиной одновременно. Сильное кровотечение при родах вынудило врачей удалить недееспособные яичники и матку. Но восстановление… Подробнее »

Фауст
Гость
Фауст

Не «гермафродит», а интерсекс. Такие люди действительно рождаются. Но остается вопросом, зачем Джон соблазнил Джейн (самого себя из прошлого). Мог быть мотив – чтобы замкнулся цикл рождения Джейн/Джона. Однако тогда еще он не был вкурсе, что Бармен (он из будущего) заберет ребенка и подкинет в приют. Так что чем Джон руководствовался, непонятно.

Артур
Гость
Артур

Тут не в деле мотива, вопрос психологии. Он это и есть она, и он помнит те свои чувства — отсутствие любви, секса, все время быть отверженной. И в тот же момент помнит какие чувства она испытала с Джеком. По этому он не решается лишить ее этих чувств. ИМХО.

Доброжелатель
Гость
Доброжелатель

Охренеть! Юлия, Вы действительно думаете, что после удаления матки и яичников жизнь женщины заканчивается? Да тысячи женщин продолжают после этого жить без диких мыслей об изменении пола! Еще и плюсы в этом находят. Да, они не могут иметь детей, но зато и предохраняться не надо. И проблемы с критическими днями отпадают навсегда. Зачем Вы полезли спорить с Автором статьи, который в отличие от Вас, в адеквате. Лучше почитайте хотя бы популярную литературу, чем писать такую ересь. А Автору статьи — респект. Приятно, черт возьми, что есть среди нас умные женщины. Учитесь, Юлия!

Алеся
Гость
Алеся

В фильме есть пояснение по поводу голоса, их тоже восстанавливали после ожогов, это ему сообщает врач

Ола
Гость
Ола

Автор, как можно было не понять, что это все один и тот же человек и Джейн и бармен и Джон и подрывник? Там же с первых минут фильма все понятно, как только герои встретились и начинается рассказ Джона, бармен показывает ему машину времени, говорит фразу «я свой собственный дед….» Ну, хорошо, не поняли сразу, дальше 1.18 минуте бармен говорит — я — это ты. все же на ладони, уделяйте в следующий раз больше внимания деталям при просмотре фильмов. Может, высмотрели невнимательно, хотя, вы тут так все проанализировали, сделали выводы. Тем,кто не понял фильм с первого раза, будет полезна та информация.

Артур
Гость
Артур

Интересно, почему Вы читали эту информацию?

Егор
Гость
Егор

я надеюсь господь бог нас оберегает от этого всего ! это просто ужас !

Вот так
Гость
Вот так

никто нас не оберегает) до нас никому нет дела)

Sunduk
Гость
Sunduk

Один момент… Когда обгорает, пшик подрывник (это агент из будущего же, когда он сошёл с ума?), он вводит дату 92г и отправляется в бюро. И там приходит в себя с новой внешностью. Но! У Пшика внешность уже бармена, и память Пшика с прожитой всей петлёй. Как понять этот момент?

Артур
Гость
Артур

Вы потерялись. Подгорел не ПШИК, а молодой агент, который гнался за Пшиком. Потом он перемещается в 92, и меняет внешность. После чего он поможет молодому агенту после взрыва, а после сам станет Пшиком.

Борис
Гость
Борис

На 1-й вопрос. Джон где-то упоминает, странно то, что когда видит себя в зеркале, то вспоминает того, как она там его назвала, короче отца ребёнка Джейн.

Арина
Гость
Арина

Бесконечно благодарна за эту статью! Матюкалась как сапожник при появлении титров, мол, что это было?? Я очень хотела верить, что в фильме был смысл и какая-то логика (чисто на уровне ощущений мне фильм очень понравился), но сама бы я быстро точно не разобралась. И хотя все равно есть несостыковки (такие фильмы, наверно, невозможно продумать по мельчайших деталей), я вполне довольна:)))

Ольга
Гость
Ольга

Когда читаю подобные темы, не оч понимаю, КАК люди смотрели фильм? Вы сидели в телефоне и собирали пшеницу с фермы или переписывались с парнем,а фильм шёл на фоне? Иначе я просто не понимаю, как в окончании можно было задать вопрос «что я посмотрела?». Я вот не поняла ,каким образом в принципе образовался изначально этот человек,как он появился. Вы же не поняли вообще ничего,судя по тексту. По поводу непонятных вопросов. 1. Я вот уже спустя 11 лет не помню лицо своего первого мужчины,своей первой любви! Я вообще плохо запоминаю лица и они быстро у меня выветриваются из памяти. Люди не узнаЮт… Подробнее »

Helen
Гость
Helen

Какой прок то агента, который все время таскается по одной и той же петле времени, чтобы не исчезнуть. В чем его ценность для организации времени?