Мюзикл К.-М.Шёнберга и А.Бублиля по всемирно знаменитому роману Гюго был буквально обречен на экранизацию: ведь его англоязычная версия не сходит со сцены более 30 лет. «Отверженных» играли на сценах 38 стран, на Бродвее состоялось ни много ни мало 6680 представлений. Остается лишь удивляться, что фильм по мюзиклу был поставлен спустя столько лет.
Зато экранизация Тома Хупера сумела не только передать все музыкальные достоинства постановки (а заодно и получить трех «Оскаров»). Несмотря на «несерьезный» жанр, «Отверженные» Хупера передают дух романа Гюго так, что он становится близок и понятен любому зрителю.
Насколько сюжет фильма отличается от книги?
Хотя мюзиклам свойственно достаточно вольное обращение с литературной первоосновой, в данном случае нужно признать, что образы, событийная канва и идеи романа Гюго воспроизведены довольно точно. За исключением немногочисленных произвольных отступлений от оригинального текста, таких, как знакомство Вальжана и Жавера на каторге (в книге оно происходит позднее), все несовпадения фильма Хупера с романом объясняются двумя причинами: спецификой жанра и лимитом экранного времени. Например, за кадром остались роман Фантины, приведший к рождению Козетты, и история постепенного взлета Вальжана, благодаря уму и изобретательности ставшего фабрикантом и мэром — на них просто не осталось времени. Но эти эпизоды, по большому счету, ничего не меняют в восприятии героев, и их отсутствие никак не отражается на содержании фильма.
Ряд событий книги сохранен полностью, но «уплотнен» из-за специфики жанра. Так, жуткие сцены с продажей Фантиной своих волос, зубов, а потом и своего тела, в книге разделены несколькими неделями, а в фильме следуют одна за другой, создавая впечатляющую картину стремительного падения на социальное дно.
Отдельно следует отметить бережное отношение режиссера к деталям: в фильме есть и кукла, о которой мечтала Козетта, и огромный искусственный слон, в котором жил Гаврош. При этом к идеям Гюго Хупер отнесся не менее бережно.
Почему в фильме так много внимания уделяется социальным вопросам?
Рабский труд каторжников на галерах, «соковыжималка» фабричного цеха, нищие и проститутки, бездомные и бродяги, пламенные речи революционеров и расстрел баррикад — все это есть в романе Гюго, не боявшегося затрагивать самые сложные общественные вопросы своего времени. В данном случае режиссер идет за литературной основой мюзикла с одним существенным уточнением: если Гюго писал о современной ему жизни, то для нас времена «Отверженных» — достаточно далекая история. Потому Хупер немного усиливает социальный аспект по сравнению с романом, стремясь нарисовать убедительную картину несправедливого общества, в котором жили Вальжан и Козетта. Фильм напоминает, что в 19 веке все было далеко не так безоблачно и романтично, как любят представлять те, кто склонен идеализировать прошлое с усадьбами, балами и хрустом французских булок, и что каждая революция имеет веские причины.
Однако социальные вопросы фильма не исчерпываются классовой борьбой — тогда бы он казался изрядно устаревшим в смысловом плане. Есть и другая очень серьезная проблема, сохранившая актуальность: это отчуждение и разобщенность людей. Пока человек человеку — волк, все будут жить скверно: и те, кто гложет корки, и те, кто трясется от страха за свои богатства. Это понимают все герои фильма, и каждый мучительно ищет выход.
В чем смысл образа архиепископа?
В начале фильма мы видим служителя церкви, приютившего Вальжана, от которого все отвернулись, и простившего ему кражу серебра. Разумеется, он отдает серебро бывшему каторжнику не потому, что у него самого денег куры не клюют — по обстановке видно, что архиепископ живет небогато. Он прощает Вальжана, желая следовать Христу и символически подставить другую щеку, а еще потому, что глубоко сочувствует его страданиям. Архиепископ — первый, кто увидел в бывшем каторжнике человека, и личным примером доказал, что любовь к ближнему — не пустые слова.
Архиепископ воплощает первый путь преодоления общественных противоречий — веру. Проблема в том, что подняться на такую высоту самоотречения для среднего человека сложно, почти нереально.
В чем смысл образа Вальжана?
Главный герой фильма — человек, сумевший радикально изменить себя. Это и делает его таким интересным и запоминающимся: ведь персонажей с несчастной судьбой в мировой литературе много, а Вальжан, сумевший прожить 4 разных жизни — бедняка, каторжника, мэра и богача, отца и скромного обывателя — один. При этом Вальжану свойственны и колебания, и искушения, но он каждый раз находит в себе силы их преодолеть. Конечно, это во многом романтический герой, но он убедительно демонстрирует преимущества второго пути — личного самосовершенствования. Как говорится: хочешь изменить общество — начни с себя.
В чем смысл образов Козетты и Мариуса?
Главная романтическая пара фильма, конечно же, воплощает собой любовь как силу, способную изменить если не все общество, то отдельных его членов. Особенно сильно этот дар — любить и быть любимой — проявляется в Козетте. Любовь делает человека счастливым в любом обществе и спасает его из любых передряг. В то же время Козетта и Мариус — воплощение будущего Франции, ее самого светлого и позитивного начала.
В чем смысл образов «Друзей Азбуки»?
Молодые революционеры, друзья Мариуса, предлагают четвертый путь изменения общества — путь революции, восстания. На первый взгляд, они почти идеальные герои — молоды, прекрасны, искренне верят в свои идеи, готовы отдать жизнь за свободу. Но вспомним, кто едва ли не первым гибнет на баррикадах — ребенок, малыш Гаврош. Революция — явление сложное, чреватое огромными жертвами, и Гюго (как и Хупер) прекрасно это понимал.
В чем смысл образов Тенардье?
Колоритная парочка аферистов-трактирщиков демонстрирует, что есть еще один путь противостояния несправедливому обществу — преступление. Как ни парадоксально, но благородный Анжольрас и его друзья — такие же нарушители законов, как и Тенардье. Однако преступление уродует человека внешне и внутренне, и в конечном счете ведет в никуда.
В чем смысл образа Жавера?
Жавер — единственный персонаж, принявший несправедливое общество полностью и посвятивший жизнь служению неправедным законам. Объективно он по-своему незаурядный человек, но для него нет ни веры, ни самосовершенствования, ни любви, и потому он проигрывает в борьбе с преступлением, а единственный бунт, на который он способен — это убить себя.
Но был ли Жавер обречен на такой финал изначально? Конечно, нет. Об этом и снят фильм-мюзикл: в любых обстоятельствах человек способен сделать правильный выбор, а по-настоящему отверженными являются лишь те, кто не умеет любить и верить.