Культовую психологическую антиутопию «12 обезьян» талантливого самобытного режиссера Терри Гиллиама следует смотреть внимательно, раскрыв глаза и включив мозг. Снятый в далеком уже 1995-м, потрясающий фильм за прошедшие десятилетия не растерял актуальности и по-прежнему производит неизгладимое впечатление. Что касается смысла фильма — он далеко не однозначен. Гиллиам никогда не был прямолинейным режиссером, он с удовольствием запутывает зрителя, давая намеки на неочевидность сюжета, заставляя вновь и вновь задавать вопросы, думать и сомневаться.
Сюжет
К 2035 году от населения планеты остался примерно 1%. В 1997 Землю охватила страшная пандемия, мутировавший вирус погубил около 5 миллиардов жителей. Выжившие вынуждены переселиться под землю. Заключенный Джеймс Коул (Брюс Уиллис) за неповиновение властям осужден на 25 лет тюрьмы, но имеет шанс получить помилование, а заодно принести неоценимую пользу человечеству и стать великим героем. Для этого он должен вернуться в прошлое и привезти культуру вируса до его мутации, чтобы ученые смогли выработать эффективную вакцину. Справится ли Джеймс со столь сложным заданием, какие испытания ожидают героя в прошлом?
Не сразу Джим попадает в необходимый 1996 год. Первый раз по ошибке он оказывается в 1990-м, его признают умалишенным и принудительно отправляют в психиатрическую лечебницу. Там Коул знакомится с Кэтрин Рэйли, своим психиатром, а также Джеффри Гоинсом, сыном известного ученого-микробиолога. Во второй раз героя забрасывают в окопы Первой мировой, где он получает ранение в ногу.
Наконец, в 1996-м Коул похищает Кэтрин, далее они действуют вместе. Паре психиатр/пациент предстоит найти виновника распространения смертоносного вируса и предотвратить гибель человечества.
Сон, повторяющийся всю жизнь
С детства героя преследует один и тот же сон. Сцена перестрелки в аэропорту, девушка в слезах держит окровавленную руку умирающего мужчины. По мере развития сюжета Джеймс узнает девушку — это Кэтрин Рэйли, только с другим цветом волос и измененной прической. Ближе к финалу Коул понимает: будучи ребенком, он был здесь и собственными глазами видел эту сцену.
Комплекс Кассандры
Кэтрин Рэйли — психиатр, несколько лет изучающая патологию под названием «комплекс Кассандры».
На презентации своей книги Кэтрин, применяя специфические доводы и терминологию, убедительно доказывает психическую ненормальность посланцев из будущего. Позже то же самое доктор Рэйли внушает и Джеймсу Коулу. Все действия и события поддаются логическому объяснению, душевную болезнь нужно лечить, психиатр готова помочь герою.
Прозрение доктора Рэйли
Кэтрин видит по телевизору новости: информация о пропавшем мальчике, ранее озвученная Коулом, подтверждается. Пуля, извлеченная из ноги Джима, согласно результату экспертизы, выпущена до 1920-го года. На фотографии начала XX века — изображение Коула.
В тот самый момент, когда Джеймс признает свое безумие, Кэтрин приходит к выводу, что он прав и не является сумасшедшим. Значит, скоро умрут 5 миллиардов жителей планеты, необходимо срочно что-то делать. Кэтрин ясно понимает условность понятий общества о психической нормальности и патологии.
Психиатрия — это же новая религия. Мы решаем, что правильно, что нет. Определяем, кто псих, кто нет. Вот и проблема: я боюсь потерять веру.
Власть превыше всего
Злоумышленник, план которого — распространение смертельного вируса по всей планете, в финальной сцене оказывается в самолете. В соседнем кресле — женщина-ученый из 2035 года. Т.е. властям будущего все известно, но никакого задания физического уничтожения биотеррориста Коулу не поступает. По всей вероятности, подземная администрация не намерена ничего менять.
Мир будущего в этой киноистории безрадостен и весьма похож на тюрьму или психбольницу. Добровольцы реально не имеют права выбора, все действия строго регламентированы властями. Свободы выбора вообще нет, полный контроль и выполнение приказов — вот что важно. Думается, что правящая верхушка никак не заинтересована в том, чтобы изменить судьбу погибших 5 миллиардов людей. Правительство желает сохранить свою власть и для достижения этой цели пойдет на все.
Альтернативная смысловая версия
Немалая часть зрительской аудитории поддерживает идею о том, что главный герой — все-таки параноидальный шизофреник. Исходя из этого посыла, все события фильма происходят лишь в голове Джеймса. Режиссер Терри Гиллиам по ходу картины разбрасывает намеки, подтверждающие этот смысловой вариант: сходство подземной тюрьмы и клиники для умалишенных, странный охранник в лечебнице, внутренний голос Коула. Сам герой в конце кинофильма готов согласиться с диагнозом, теперь уже возражает психиатр.
Противники этой версии приводят свои доводы: сцена с исчезновением Джеймса из запертой камеры, пуля времен Первой мировой не допускают двойного истолкования.
Исполнители главных ролей
Состав актеров киноленты «12 обезьян» подобран поистине звездный: харизматичный Брюс Уиллис, неповторимый Брэд Питт, очаровательная Мэделин Стоу, а также Дэвид Морс, изображающий главного злодея. Роли в культовом фильме середины 90-х стали несомненной творческой удачей для этих исполнителей, украсили их послужные списки.
Кинолента раскрыла талант Брюса Уиллиса с совершенно неожиданной стороны, таких ролей у него в активе еще не было. Брэд Питт настолько убедителен в образе супер-неадекватного лидера Армии 12 обезьян, что не возникает ни малейшего сомнения в диком безумии его персонажа Джеффри.
Мастерство и великолепная работа замечательных актеров сделали этот фильм Гиллиама поистине незабываемым для множества поклонников.
Интересные факты
- Бывшая тюрьма Филадельфии стала местом, где проходили съемки сцен из сумасшедшего дома.
- Фактически Брюс Уиллис играл бесплатно. Свой гонорар он получил лишь после выхода картины в прокат.
- Брэд Питт снялся в роли Джеффри за небольшое вознаграждение, так как на тот момент еще не имел статуса высокооплачиваемой звезды.
- Нетривиальное исполнение роли безумного сына микробиолога принесла Брэду номинацию на Оскар, а также премию «Золотой глобус».
Концовка фильма «12 обезьян»
Юный Коул — мальчик, видевший собственную смерть в аэропорту, уезжает. Случилось все, что должно было случиться. Неужели совсем ничего нельзя исправить, история предопределена и неизменна?
Трагедия Кассандры в том, что она видела будущее, но не могла изменить его.
В фильмах такого уровня не бывает прямых и однозначных толкований. Зрителю предоставляется возможность самому сделать выводы. Вероятно, для этого потребуется посмотреть картину не один раз. Фильм «12 обезьян» определённо этого заслуживает.
Да режиссёр сам псих, весь фильм неадекватные поступки главных героев.
Минус 30. 🖕
Временная петля.
Баба в самолёте на тот момент не знала, что рядом с ней псих летит.
Знала ,конечно .
Очень хороший фильм, поступки героев самые настоящие в их ситуации.
Если правительство не собиралось ничего менять, зачем они послали его в прошлое? Концовка очень странная. Зачем тот чувак дал ему в руки пистолет и буквально заставил стрелять? Тем более, что второго телефонного звонка от Брюса Уиллиса изначально не было. Когда ему давали прослушать все записи прошлого. Значит правительство будущего наконец то нашло источник вируса. Тогда вопрос — почему ничего не сделали? Если нельзя было изменить прошлое, зачем заставили Уиллиса стрелять?
Вадик,да ты еще мал для таких фильмов