«Идеальный незнакомец»: когда убийцей может оказаться кто угодно

«Идеальный незнакомец» — это фильм 2007-го года, то есть по состоянию на сегодняшний день его даже можно назвать старым. Однако во время его просмотра в современных условиях вы не почувствуете, что вас пытаются «накормить» устаревшими сюжетными поворотами и режиссерскими ходами: как триллер, он выглядит вполне достойно и добротно даже спустя более, чем десять лет. Нельзя сказать, что идея «Идеального незнакомца» оригинальна и не использовалась ранее никогда; нельзя сказать, что искушенный зритель не способен предугадать развязку. Однако смотреть этот фильм все равно интересно, и его концовка все равно заставляет хоть немного, но удивиться.

Предугадать развязку этого фильма действительно смогли только наиболее искушенные

Предугадать развязку этого фильма действительно смогли только наиболее искушенные

Холли Берри, мастерски играющая с нашим доверием

Ровена Прайс – персонаж Холли Берри – на протяжении практически всего фильма кажется неподкупной, целеустремленной и добропорядочной девушкой, которая отчаянно борется за справедливость. Возможно, если бы Ровену сыграла менее одаренная актриса, эффект неожиданности был бы не таким действенным. Но Холли Берри умеет играть так, что ей веришь. В принципе, ей чаще всего достаются именно такие персонажи: ответственные до мозга костей, добросердечные, сильные духом и неукротимые в своем стремлении добиться правды. Поэтому мы доверчиво заглатываем наживку и почти полтора часа сопереживаем Ровене, желая ей добиться успеха в разоблачении Харрисона Хилла.

«Ведь в мире, где можно быть чем угодно и кем угодно, не трудно и забыть, кто ты на самом деле», — пишет Ровена в своей статье, которую нам зачитывают в тот момент, когда девушка достает заветную бутылочку с ядом из своего шкафчика. Всего несколько секунд, и из максимально положительного персонажа, за которого мы «болели» с самого начала фильма, она превращается в максимально коварную, безжалостную и бессовестную злодейку с изощренным планом, созданным при абсолютном безразличии к судьбам других людей. Верила ли она хотя бы мгновение, что сражается за правое дело? Или все это время она мастерски играла чувствами других персонажей и зрителей?

В решающий момент мы ожидаем увидеть в зеркале кого угодно, но не Ровену

В решающий момент мы ожидаем увидеть в зеркале кого угодно, но не Ровену

Однозначного ответа фильм не дает. Как будто его создатели говорят нам: «Если вам так будет проще, можете думать, что у нее проблемы с психикой, и она действительно не помнила, что произошло на самом деле. А если не боитесь признать, что мы смогли обвести вас вокруг пальца – можете поверить, что она не забывала об этом ни на секунду».

Харрисон Хилл в исполнении Брюса Уиллиса – невзрачный и незапоминающийся

После выхода «Идеального незнакомца» в кинопрокат многие посчитали нужным раскритиковать Брюса Уиллиса, персонаж которого в этой картине получился не слишком харизматичным. Виноват ли в этом сам Брюс Уиллис, или так задумывалось изначально – вопрос открытый. Впрочем, как и вопрос о том, должен ли был этот персонаж представлять собой более яркую личность.

Ровена добивается успеха: обвиняет Хилла в совершенном ею убийстве

Ровена добивается успеха: обвиняет Хилла в совершенном ею убийстве

Справедливости ради стоит заметить, что, во-первых, Брюс редко играет отрицательных персонажей, при том, что положительных он воплощает очень умело, без труда демонстрируя нам абсолютно разные характеры и свойства личности. Во-вторых, Харрисон Хилл – не то, чтобы откровенный злодей. Скорее, он из тех, кого можно назвать «неприятным типом». Ну и в-третьих, он в этом фильме представляет собой все же лицо второстепенное. Первым планом безраздельно владеет Ровена Прайс, а задача Хилла – создать необходимый фон для ее бурной деятельности. И с этой задачей Брюс Уиллис вполне справляется. Глядя на него в «Идеальном незнакомце», так и хочется недовольно скривить лицо и удивиться, что в других картинах этому же человеку удавалось справляться с ролью харизматичного героя.

Майлз Хейли – еще один «неприятный тип»

Можно без особых сомнений заявить, что приятных образов в этом фильме нет как таковых. И персонаж Джованни Рибизи – друг и помощник Ровены Майлз Хейли – тому лишнее подтверждение. То, что он встречался с Грейс, да и был бы не прочь переспать с самой Ровеной, мы узнаем далеко не сразу, но какого-то подвоха от Майлза все равно ждем. Уж очень подозрительно он выглядит: как человек, про которых говорят о водящихся в тихом омуте чертях.

Майлз всегда готов помочь Ровене, но что-то в его взгляде неуловимо настораживает

Майлз всегда готов помочь Ровене, но что-то в его взгляде неуловимо настораживает

Стоит отметить, что в случае с Майлзом Хейли сценаристам удалось избежать практически всех клише. Такой человек, помогающий основным персонажам (причем в фильмах 21-го века чаще всего выступающий именно в качестве своеобразного хакера), при этом странный, с болезненными фантазиями, часто недооцененный, есть во многих картинах. И, пожалуй, если бы в итоге именно он оказался убийцей, или если бы в конце фильма он признался Ровене в любви и поклялся сохранить ее тайну только из-за своих платонических чувств – это было бы слишком скучно и банально.

К счастью, Хейли к концу картины тоже полностью «раскрывается», причем тоже с негативной точки зрения, из-за чего и становится очередной жертвой Ровены Прайс. И это именно то, что нужно при такой концовке: безжалостное убийство человека, без которого, по сути, весь план Ровены по обвинению Харрисона Хилла в гибели Грейс наверняка бы провалился.

Вседозволенность, порожденная анонимностью

С позиции конца 2010-ых годов достаточно сложно оценить то, насколько хорошо в «Идеальном незнакомце» проработан вопрос безответственности и вседозволенности, которую нам подарила анонимность в интернете. Более того: в современных условиях тенденция идет не столько к анонимности, сколько, напротив, к полнейшей персонификации всех своих профилей в сети для каждого пользователя. Тем не менее, очевидно, что с появлением всемирной паутины появилось и множество способов скрыться, примерить на себя сотни личин, провернуть любую операцию без свидетелей, без улик и доказательств.

Ровена подбирается к Хиллу с двух сторон: как секретарша и подружка по анонимной секс-переписке

Ровена подбирается к Хиллу с двух сторон: как секретарша и подружка по анонимной секс-переписке

Судя по тому, как Ровена общается с Хиллом по сети, и по тому, что она пишет в своей финальной статье, и даже по названию картины, ее создатели посчитали эту тему одной из центральных в своем проекте. И можно сказать, что раскрыта она для 2007-го года вполне неплохо.

Убийство из-за убийства, совершенного из-за убийства

Все-таки для современного зрителя гораздо интереснее именно «триллерная» составляющая этого фильма, а не попытки сценаристов философствовать на тему поведения пользователей в интернете. Идея убийств, совершаемых с целью убрать свидетелей предыдущих убийств, стара как мир, но при должном преподнесении интересна всегда.

Возможно, причина этого интереса отчасти кроется в неоднозначности подобных ситуаций. С одной стороны, здравомыслящий человек, у которого нет проблем с моралью, всегда уверенно скажет, что убивать – это плохо, это не выход. С другой стороны, в таких картинах подобных убийц нам всегда показывают не такими уж и плохими: дескать, первое убийство было совершено нечаянно, а потом у человека просто не было другого выбора, он запаниковал и не сумел придумать ничего лучше.

Пожалуй, без этого кадра фильм бы лишился большей части своего очарования

Пожалуй, без этого кадра фильм бы лишился большей части своего очарования

Однако очевидно, что это не оправдание. И что такие злодеи, возможно, самые ужасные из всех. Для этого и нужен очередной свидетель. Он показался в окне не для того, чтобы мы подумали: «Ну вот, а ведь все уже почти получилось». Он появился там, чтобы мы поняли: человек, на чьих руках столько крови, не заслуживает спокойной жизни.

5 3 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии