«Донни Дарко» — это фильм, который невозможно забыть, и споры о смысле которого продолжаются по сей день, хотя он вышел в 2001-ом году. Режиссерская версия картины включает в себя немало сцен, открывающих достаточно однозначный взгляд на замысел создателя фильма. Еще некоторое количество полезной информации можно найти на официальном сайте проекта или в многочисленных интервью Ричарда Келли.
К слову, последний снял «Донни Дарко» по собственному сценарию, когда ему было всего 26 лет. Можно относиться к картине по-разному, но такая серьезная работа в таком молодом возрасте все же однозначно заслуживает уважения.
Можно без сомнений сказать, что «Донни Дарко» относится к разряду тех фильмов, которые нужно пересмотреть, как минимум, дважды, чтобы сформировать более-менее полноценное мнение. Широко распространенная идея с шизофренией Донни являет собой, по сути, путь наименьшего сопротивления.
В любой неоднозначной кинокартине можно просто заявить, что главный герой – человек с психическим расстройством, а все, что творится на экране – бред, порожденный его больным разумом. Проблема в том, что режиссеры, в большинстве своем, стремятся вложить в свои проекты какой-то более глубокий смысл и более интересный сюжет. Тем не менее, проигнорировать эту версию при разборе смысла «Донни Дарко» мы не можем.
Донни – параноидальный шизофреник
Эта версия как бы лежит на поверхности, для нее даже не надо искать доказательств. Донни разговаривает с огромным кроликом, творит всякие бесчинства вроде поджога дома или затопления школы, посещает психотерапевта и, в конце концов, периодически улыбается какой-то не совсем нормальной улыбкой. Он, очевидно, любит родных, хотя порой позволяет себе обращаться к ним чересчур грубо (впрочем, как и все подростки). Он боится одиночества и предчувствует скорую смерть.
В таком случае «Донни Дарко» — это история личной трагедии подростка, которому не суждено повзрослеть, насладиться счастьем с любимой девушкой, увидеть, как растет его сестра, получить образование и так далее. Правда, свалившийся на его голову реактивный двигатель самолета в эту концепцию вписывается не очень красиво – но, с другой стороны, чего только не случается. Во всяком случае, в фильмах.
Донни – Живой Проводник, который должен спасти мир
Это именно та идея, которую вложил в свой фильм сам Ричард Келли, и которая делает логичными абсолютно все события, разворачивающиеся на глазах у зрителей. Чтобы понять и прочувствовать ее от начала до конца, нужно посмотреть режиссерскую версию, в которую включены фрагменты книги «Философия путешествий во времени» одной из главных героинь картины – Роберты Спэроу. Книга, естественно, выдумана, как и сама Роберта, но проработана она достаточно детально. Вы даже можете найти ее на официальном сайте «Донни Дарко». Рассмотрим несколько основных моментов, позволяющих вырисовать стройную концепцию.
Тангенциальная Вселенная и Основная Вселенная
Главная теория «Философии путешествий во времени» заключается в том, что по каким-то неведомым, неожиданным и непредсказуемым причинам правильный ход течения времени может быть нарушен. Из-за этого появляется Тангенциальная Вселенная, которая крайне нестабильна и всегда существует очень недолго (в случае с той Тангенциальной Вселенной, в которой оказался Донни Дарко, речь идет о 28 днях). Но это не самая большая опасность – когда Тангенциальная Вселенная, наконец, схлопывается и прекращает свое существование, она образует в Основной Вселенной черную дыру. Эта дыра, в свою очередь, способна уничтожить абсолютно все, что есть в Основной Вселенной, и вернуть ее к исходной точке создания.
Живой Проводник и Манипуляторы
Живой Проводник, которым в этой истории оказывается Донни Дарко, является единственной надеждой мира на спасение. Его главная задача – вернуть Артефакт в Основную Вселенную до того, как Тангенциальная Вселенная перестанет существовать. Если эта задача будет выполнена, то все сущее будет спасено. В качестве Артефакта выступает что-то, созданное из металла и всегда появляющееся рядом с эпицентром Тангенциальной Вселенной. В «Донни Дарко» речь идет, конечно же, о реактивном двигателе, свалившемся с неба в Мидлсексе.
Манипуляторы – это практически все остальные персонажи, с которыми мы знакомимся за время нахождения Донни в Тангенциальной Вселенной. Они ведут себя странно, порой иррационально и нереалистично. Но все это необходимо, поскольку они призваны помочь Живому Проводнику исполнить его миссию. Они как бы подталкивают спасителя к его закономерному исходу, ведут его к неизбежному по нитям судьбы, которые Дарко периодически видит в формате капель, следующих из животов персонажей.
Мисс Пэмирой косвенным образом способствует знакомству Донни и Грэтхен, миссис Фармер не может сопровождать девочек в поездку после ареста Каннингема и перекладывает эту задачу на плечи матери Донни, вечеринка происходит после отъезда родителей, Грэтхен погибает из-за попытки парочки неудачливых бандитов ограбить Роберту Спэроу, и так далее.
Мертвый Манипулятор Фрэнк
Фрэнк – парень в хэллоуинском костюме кролика, которого Донни убивает, выстрелив ему в глаз – один из самых известных персонажей фильма. И одно из самых любимых доказательств своей правоты у сторонников того, что все это происходит в воображении главного героя. На самом же деле Фрэнк прекрасно вписывается в концепцию «Философии путешествий во времени» как Мертвый Манипулятор.
Мертвые Манипуляторы – это персонажи из Тангенциальной Вселенной, которые в ней погибают. Если обычные Манипуляторы, в большинстве своем, не догадываются о происходящем (хотя порой и чувствуют атмосферу катастрофы, нависшую над их миром), то Манипуляторы Мертвые уже кое-что знают о предстоящей гибели Вселенной и могут более эффективно помогать Живому Проводнику выполнить его миссию. Кроме того, в рамках Тангенциальной Вселенной они могут перемещаться сквозь время. Поэтому на протяжении всего фильма Фрэнк подсказывает Донни, что он должен делать, чтобы в результате добиться единственного исхода, при котором Основная Вселенная не погибнет.
Спасение мира и гибель Донни
Живой Проводник получает не только миссию, но и суперспособности (а заодно и галлюцинации). В случае с Донни такой суперспособностью становится телекинез, с помощью которого он и отрывает реактивный двигатель от самолета, на котором летят его мать и сестра, и позволяет тому упасть на его дом. Сложно точно сказать, понимает ли парень, что для него все закончится смертью. Впрочем, подбор саундтрека – песни «Mad World» со словами «The dreams in which I’m dying are the best I’ve ever had» можно назвать очком в пользу этой версии. Равно как и истерический смех Донни: он как будто понимает, что ему предстоит умереть, но освобождение от груза ответственности за судьбу мира наконец-то дарит ему успокоение и беззаботность.
Тангенциальная Вселенная оставляет некоторые следы в памяти людей, живущих в Основной Вселенной, и может приходить к ним во снах. Поэтому персонажи, проснувшиеся 2 октября в Мидлсексе, выглядят грустными и печальными, а мать Донни машет рукой Грэтхен, хотя они еще не знакомы.
Нужно понимать, что «Донни Дарко» — это не научный и не религиозный фильм. Это фильм со своей хорошо продуманной концепцией, рассказывающий о приближении неизбежного и жертве одного, ради благополучия многих. Каждый может сделать из этой картины свои выводы, но отрицать ее уникальность и глубокий смысл однозначно не стоит.
Спасибо за объяснение, всё кратко и понятно))
Один из самых запоминающихся фильмов и один из моих любимых своим глубоким сюжетом
Можно с ума сойти, додумываясь до всех этих смыслов. Спасибо за разъяснение!