"Дюнкерк": военная драма о людях, пытающихся выжить

Фильм Дюнкерк (Dunkirk, 2017) Кристофера Нолана, разбор и смысл сюжета

Первый в творчестве К.Нолана фильм на военную тему не просто стал сенсацией: некоторые критики считают “Дюнкерк” лучшим из всех снятых режиссером блокбастеров. Трудно отрицать тот факт, что “Дюнкерк” позволил раскрыть новые грани таланта Нолана, но все же массовый интерес к фильму обусловлен не только именем режиссера. Причины ошеломляющей популярности “Дюнкерка” заслуживают отдельного анализа: ведь в фильме, собравшем в прокате свыше полумиллиарда долларов, нет ни любовной истории, ни лихо закрученного сюжета, ни красивой “картинки”, ни остроумных диалогов. Тем не менее “Дюнкерк” смотрят и, судя по всему, будут пересматривать. Почему? Попробуем разобраться.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

Какие подлинные исторические события легли в основу фильма?

Обратившись к истории, Нолан довольно точно показал суть т.наз. Дюнкеркской операции, имевшей место в конце мая – начале июня 1940 г. После успешного наступления на Францию в мае 1940 г. и захвата Голландии немецкие войска вытеснили около 338 тыс. французских, британских и бельгийских военнослужащих на побережье Ла-Манша. Немцы окружили 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий со всех сторон в районе г.Дюнкерк, так что у тех оставался один путь спасения – морской.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

С 20 мая английские власти поспешно собирали суда, чтобы эвакуировать на Британские острова личный состав окруженных дивизий. Сложность операции заключалась, во-первых, в огромном количестве лиц, подлежащих эвакуации, а во-вторых, в условиях, в которых проходила погрузка на суда: немцы почти непрерывно бомбили и обстреливали порт Дюнкерка. Тем не менее почти всех солдат и офицеров удалось спасти, и в учебники истории эти события вошли как “чудо Дюнкерка”.

Разумеется, кинематограф не мог пройти мимо столь  значимого события Второй мировой войны, и до Нолана к “чуду Дюнкерка” обращались как минимум три режиссера: А.Вернёй (“Уикенд на берегу океана” (1964)), Л.Норман (“Дюнкерк” (1958)), Дж.Райт (“Искупление” (2007)), причем сюжеты первых двух фильмов полностью основаны на истории эвакуации окруженных армий. Однако блокбастер Нолана разительно отличается от этих лент, да и от других фильмов о войне.

В чем своеобразие “Дюнкерка” Нолана?

Начнем с того, что в фильме нет войны в привычном понимании: нет масштабных битв, нет противопоставления двух враждующих сил, нет изображения двух армий. Единственными сражающимися персонажами являются британские летчики: все остальные герои в армейской форме стремятся как можно быстрее покинуть театр военных действий. Их враги – немецкие войска – и вовсе отсутствуют: на протяжении 106 минут экранного времени зритель не видит ни одного немца.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

Далее, зрителю, плохо помнящему историю Второй мировой, сориентироваться в происходящем не так просто. Ясно, что на пляже собралось множество народу, ждущего эвакуации, но логику происходящего с главными героями уловить сложно. Да и героями их назвать язык не поворачивается: это несчастные и дезориентированные  люди, попавшие в западню. Не случайно некоторые критики сравнивают нагнетание тягостной, удушающей атмосферы ужаса в фильме Нолана с саспенсом в фильмах ужасов.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

Такой подход позволяет понять, чем является, по мнению режиссера, война: это убийственный хаос, в котором многое решает случай, и где трудно сохранить свое человеческое “Я”. Война в “Дюнкерке” – не схватка двух идеологий или систем, а огромный стресс, корежащий психику, причем у некоторых, как у сбитого летчика, “крыша едет” самым наглядным и фатальным образом. Создавая эмоциональное поле огромной силы, Нолан “затягивает” зрителя в страшный и пугающе реалистичный мир, заставляя вздрагивать, отчаиваться и надеяться вместе с персонажами.

Что означают временные показатели в начале фильма?

В фильме скрещиваются три сюжетные линии: солдат на пляже, летчиков над Ла-Маншем и команды яхты, плывущей в море. При этом события, связанные с каждой сюжетной линией, занимают разный временной объем, а какой именно, показывают титры. События в небе продолжались всего час, яхта плыла день, а солдаты и офицеры окруженных дивизий томились на пляже неделю.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

Большую часть экранного времени эти события  рассинхронизованы, и зритель видит то день, то ночь. Таким образом ощущение хаоса многократно усиливается, плюс зритель начинает едва ли не физически ощущать, насколько отличается восприятие времени в экстремальных условиях. Время сжимается, растягивается, путается в соответствии с душевным состоянием героев.

Почему в фильме нет “образа врага”?

Как отмечалось выше, в фильме отсутствует немецкая армия даже как собирательный образ, не говоря об отдельных персонажах. Враг предстает как безликая и страшная в своей разрушительности сила, полностью соответствующая нолановской концепции войны как хаоса. Это своего рода стихия, а стихия по определению лишена индивидуальности.

В чем смысл эпизодов на яхте?

Единственными героями в штатском в “Дюнкерке” являются пожилой владелец яхты и его маленькая команда. Появление этих персонажей не случайно и полностью соответствует историческим фактам, согласно которым для спасения попавших в окружение войск были задействованы 693 частных английских судов, яхт и даже рыбацких лодок.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

Почему герои фильма так сильно обезличены?

Создавая масштабную картину событий, Нолан лишил своих героев ярких индивидуальных черт – за исключением экипажа яхты, но и там характеры очерчены достаточно условно. Разумеется, это не упущение режиссера, а часть общей концепции. Любой, кто попал в водоворот войны, из индивидуальности превращается в человекоединицу, в рядового такого-то или в офицера такого-то, и его судьба становится неотделима от судьбы миллионов. Все, что было с ним в прошлом, не имеет значения, а о будущем загадывать слишком рискованно, когда смерть все время рядом. И потому мы, по большому счету, ничего не знаем о персонажах, кроме того, что они люди, которым страшно или которые пытаются по мере сил исполнить свой долг. И этого вполне достаточно.

Дюнкерк (Dunkirk, 2017) анализ сюжета и рецензия на фильм

О чем фильм?

Вопрос может показаться риторическим, но на самом деле фильм Нолана – не об одном из  эпизодов Второй мировой, а о том, что любая война по своей сути противоречит  природе человека. И потому нельзя осуждать тех, кто идет на все, чтобы выжить: если человек поставлен в нечеловеческие условия, от него бессмысленно требовать героизма. Героизм вообще не обязателен, точнее, добросовестное выполнение своих обязанностей – это и есть героизм. Нолан сочувствует всем персонажам без исключения, избегая морализаторства, и подобный подход, с одной стороны, свидетельствует о высоком гуманистическом пафосе лишенного пафоса фильма. А с другой – многое объясняет в истории Второй мировой, и, в частности, то, каким образом большая и прекрасно вооруженная французская армия капитулировала в считанные недели. Да и само “чудо Дюнкерка” запросто могло не состояться, решись немцы на активную наступательную операцию. Но это уже другая тема – и для другого режиссера.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.