Не так часто название фильма становится фразеологизмом, да еще во многих языках. «Дню сурка» в этом плане повезло, и не только в этом. Более 25 лет фильм про застрявшего в провинциальном городке метеоролога смотрят с удовольствием в разных странах: простая вроде бы история, в которой нет ни дорогостоящих визуальных спецэффектов, ни головокружительных сюжетных виражей, стала культовой. И хотя саму идею временной петли, на которой основывается сюжет фильма Г.Рамиса, никак нельзя назвать новой, в «Дне сурка» она раскрыта так, что фильм вошел в учебники философии и эконометрики, а заодно и в пособия для сценаристов.
Откуда взялся мотив временной петли и в чем его смысл?
Самым древним прообразом временной петли следует считать буддистское и индуистское Колесо Сансары. Считается, что душа обречена вращаться в круге перерождений до тех пор, пока не достигнет просветления. Из восточной традиции эта идея перешла в европейскую и американскую культуры, и в XX веке искусство много раз обращалось к образам героев, для которых исчезло линейное время и которые вынуждены снова и снова переживать одни и те же события. Такие герои присутствуют в фильмах «Зеркало для героя» и «Повтор», эпизоде «Игра тени» сериала «Сумеречная зона», романе Л.Ардена «Дьявольская дрожь», рассказе Р.Лупоффа «12:01». По иронии судьбы, рассказ был экранизирован в том же 1993-м, и явное сходство сюжетов «12:01» и «Дня сурка» вызвало скандал и судебное разбирательство, закончившееся соглашением сторон.
Популярность мотива временной петли вызвана прежде всего его многоплановостью. Временную петлю можно трактовать и как символ экзистенциального кризиса, и как метафорическое искупление грехов, и как пародийное воплощение бессмысленности бытия в обществе потребления, и даже как иллюстрацию к теории возможных миров. Одно из достоинств «Дня сурка» заключается в том, что к фильму применимы едва ли не все трактовки. То, что зритель увидит в фильме Рамиса, зависит не столько от фильма, сколько от самого зрителя.
Жанр фильма
Хотя традиционно «День сурка» считается комедией, нельзя сказать, что при его просмотре зритель непрерывно хохочет. Чем дальше развивается действие, тем драматичнее оно становится, а попытка самоубийства главного героя и вовсе трагична (другое дело, что он не умер). Необычность фильма — в тонком и выверенном сочетании откровенно юмористических и драматических эпизодов, так что точнее было бы назвать «День сурка» своеобразным гибридом комедии и философской притчи.
Почему Фил Коннорс застрял в Панксатони?
Маленький город, такой, как Панксатони — место, где обычно ничего никогда не происходит, разве что сурок вылезет из норы. Здесь трудно что-либо изменить и без всякой фантастики: ты из года в год ходишь в одно и то же кафе, общаешься с одними и теми же людьми, и все дни похожи один на другой. Для амбициозного Коннорса Панксатони — своеобразное воплощение ада на земле, и очевидно, что он страдал бы в этом городе даже в том случае, если бы просто не мог из него уехать без временной петли.
Однако метеоролог не просто остается в Панксатони, но и без конца проживает один и тот же день — 2 февраля. В отличие от других произведений, создатели «Дня сурка» отказались объяснять причины появления временной петли, хотя первоначально такие поползновения у них были. И дело не только в том, что эти причины, по большому счету, не так уж важны для зрителя, охотно принимающего мир фильма таким, какой он есть. Отказ от объяснения причин тесно связан с главной идеей фильма.
В чем главная идея фильма?
Если бы причиной временной петли Фила оказалось колдовство его бывшей подружки, как планировалось в одной из версий сценария, то для того, чтобы вырваться из нее, ему потребовалось бы воздействовать на внешние обстоятельства, и это был бы совсем другой фильм. Главная же идея «Дня сурка» в том, что все временные петли и экзистенциальные тупики находятся в нас самих, они обусловлены нашим «Эго», нашим мироощущением и этическим кодексом. Иными словами, в бесконечный День сурка нас загоняют не темные силы или несправедливое общество, а мы сами. Соответственно, чтобы выйти из тупика, надо измениться изнутри, выйти из скорлупы эгоцентризма и научиться любить.
В чем смысл поступков Фила?
Поведение Коннорса — при всей фантастичности ситуации — внутренне логично и психологически достоверно. Оправившись от первого шока и убедившись, что психиатры ему не помогут, он начинает экспериментировать, проверять на прочность мир, в котором оказался, и ведет себя как дорвавшийся до парка развлечений ребенок или как игрок в компьютерную игру. На этом этапе Фил еще зациклен на самом себе, он ведет себя эгоистично и саморазрушительно. Но эксперименты и развлечения не могут быть смыслом жизни, и в итоге метеоролог впадает в отчаяние. Его попытка самоубийства — метафора духовной смерти, вслед за которой должно придти обновление.
И оно действительно приходит. Постепенно Фил начинает меняться, не только осваивая что-то новое, но и поворачиваясь лицом к людям. Особую роль в процессе духовного обновления играют отношения Фила и Риты, и не потому, что именно она указала ему на необходимость изменений. «День сурка» заканчивается для Фила вместе с обретением подлинной любви. Дело не только в силе этого чувства: зрителю дают понять, что любые успешные личностные перемены основаны на любви, и шире — на позитиве. Нельзя стать другим человеком, принуждая себя к изменениям.
Почему Фил в конце фильма остался жить в Панксатони?
Отказом от возвращения в Питтсбург авторы фильма подчеркивают глубину перемен, случившихся с Коннорсом. Если для прежнего амбициозного эгоцентрика маленький город был тоскливым, скучным местом, то обновленный Коннорс способен увидеть и понять всю его прелесть. Он стал другим человеком, и город стал для него другим: ведь то, что мы видим, зависит от наших установок и угла зрения.
В чем причина популярности фильма?
Львиной долей популярности «День сурка» обязан личности главного героя. Фил Коннорс — откровенно заурядный человек, лишенный особых талантов; в чем-то он симпатичен, в чем-то отталкивающ. Лучше всего того Фила, которого мы видим в начале фильма, характеризует термин «амбивалентный», т.е. двойственный, вызывающий неопределенное отношение. В то же время в поступках Коннорса нет ничего необычного: и в добре, и в зле он не выходит за некие рамки (например, он никого не убивает). Он всегда понятен, хотя и не всегда приятен. Среднестатистическому зрителю легко отождествить себя с Филом, мысленно встать его место: ведь мало кто может похвалиться, что каждый его день — уникален и не похож на предыдущий.
Сложные философские и моральные вопросы в фильме Рамиса показаны на примере судьбы рядового человека, впитавшего все недостатки нашего общества от цинизма до эгоизма. Нравится нам или нет, но «День сурка» — фильм не столько о метеорологе из Питтсбурга, сколько о всех нас. И потому вряд ли он когда-либо устареет.
Прекрасный анализ фильма. Гениальный фильм.
Отличная статья!
Да, так и есть. Но это сказка. Люди редко признают ошибки и у них виноват всегда день сурка
спасибо